Беляны, уникальные волжские гиганты

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) « Первая ... 3 4 [5] 6 7   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
aleks4g
22.11.2014 - 23:10
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.02.11
Сообщений: 8584
Вот побольше бы таких постов,вместо политического срача.Читаешь такое и понимаешь,что величие страны и народа началось не с приходом "великого Сталина"
 
[^]
UncleSAM
22.11.2014 - 23:35
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 4.06.12
Сообщений: 0
...

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Lumox
22.11.2014 - 23:38
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 5.04.14
Сообщений: 115
ТС лови петруху. Я в ахуе. Просветил!!!
 
[^]
Daimond1984
23.11.2014 - 22:12
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Беляна самое большое, по размерам, из русских речных судов; плавает по Волге (от Нижнего Новгорода до Царицына), Каме, Белой и Дону. Это несмоленая, белая, плоскодонная барка, построенная без железных гвоздей и проконопаченная лыками; кверху Б. "развалистее", шире — она имеет по всей длине разносы или свесы, до 4-х аршин шириной, и, благодаря отвалу штевней-пней, вверху тоже и длиннее. Палуба настилается помостом, навесом, шире бортов. Беляны волжской системы более крупны: длиной по дну от 19 до 42 саженей (большей же частью 25—35 саженей), при ширине 5—11 саженей (преимущественно более 8 саженей) и осадке без груза 0,8—10,0 четвертей и с грузом 8—29 четвертей аршина; поднимают от 10000 до 350000 пудов (почти 5/6 общего числа их свыше 75000 пудов), требуют 4—45 рабочих и служат не более 8 лет; между тем, донские Б. — длиною 9—33 сажени и шириной 2—9 саженей, при осадке без груза 0,8—3,0 четверти аршина и с грузом 4½—16 четвертей аршина, поднимают 1200—160000 пудов и требуют 3—33 рабочих; наибольшая продолжительность их службы 6 лет. На постройку и снаряжение волжской Б. наиболее употребительных размеров расходуется около 240 сосновых бревен (6—14 саженей, 6—7 вершков), 220 еловых (8—15 саженей, 5—7 вершков), 420 пудов просмоленных пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных.
Канаты закрепляются одним концом за верхние части 12 ухватов — осиновых или березовых бревен длиной до 5 саженей и толщиной в верхнем отрубе 4—5 вершков, которые ставятся в носовой части беляны, комлями кверху, и настолько закладываются грузом-товаром, что только верхние концы их, в 6—7 четвертей, остаются свободными. Другие концы канатов прикрепляются, "зачаливаются", или к якорям (каковы мочальные канаты: становые и подпускные шеймы и суки и пеньковый, рысковой косяк), или к соединенным с ними другим канатам (пеньковые — три шутихи), или к лоту (пеньковые — лотовый косяк и две вычалы или вожжевые), или к канатам, прикрепленным к последнему (пеньковые четыре клёвки). Для управления беляной служат руль, помещенный в кормовой части, и лот (весом в 250—330 пудов); последний волочится по дну реки и, задерживая ход судна, дает возможность направлять его в ту или другую сторону при помощи руля; так, если желательно подойти ("привалить") к левому берегу, то лот направляют с правой стороны, а руль поворачивают ("сводят") на левую сторону; если же к правому берегу, то наоборот. Чтобы дать прямое направление беляне, руль поворачивают в ту сторону, где находится лот. Для остановки судна служат два становых двулапых якоря, в 100—120 пудов каждый, врезанные в один шток, и один подпускной якорь, а для "рыска", или отвода его в какую-либо сторону от данного направления — рысковой якорь в 25—35 пудов. Последний в завозне (лодке) отвозится в ту сторону, куда следует отвести беляну.
В 1884 г. плавало по волжской системе 120 белян, на которых перевозились: на 2-х хлеб, на 14-ти дрова, на 85-ти лесные строительные материалы и на 5-ти смешанные грузы; по Дону — 20, из коих на 4-х транспортировались лесные материалы. Наибольшее число из этих судов построено в губерниях: Костромской — 57, Пермской — 30, Уфимской — 15 и Нижегородской — 6. В 1885 году вновь построены 152 беляны, а именно: в Костромской губернии на реках Ветлуге и Унже с Неей, в уездах: Варнавинском (в 18 местах, из которых главнейшие: деревня Михалинина, деревня Лопатина, деревня Югорина, село Богоявленское и город Варнавин), Ветлужском (5, главнейшие: село Макарьевское), Кологривском (8, главнейшие: усадьба Шаева и деревня Высоково с усадьбой Куницы) и Макарьевском (4, главнейшие: село Андреевское с деревней Погорелка); в Пермской губернии на реках Каме и ее притоках Чусовой с Кондасом, Яйве и Уролке, в уездах: Осинском (7, главнейшие: село Ершовка, село Крюково и деревня Ромашкова), Оханском (2, село Рождественское и деревня Ерзовка), Соликамском (5, главнейшие: село Орел и Усть-Угумский завод с деревнями Розим и Белая Пашня), Красноуфимском (1), Кунгурском (1) и Чердынском (3); в Уфимской губернии на реках Белой и ее притоках Уфе с Ай и Симе с Лемезой, в уездах: Бирском (город Бирск), Уфимском (7, главнейшие: Уфимская пристань), Златоустовском (1) и Стерлитамакском (1); в Нижегородской губернии по рекам Волге и ее притокам Ветлуге с Устой и Люндой, в уездах: Балахнинском (1), Васильсурском (деревня Мелкова) и Макарьевском (8, главнейшие: деревни Курдома, Задворки, Левиха и села Воскресенское и Большие Отары); в Вятской губернии по рекам Вятке и ее притокам Кильмезю, Немде и Маломе, в уездах: Уржумском (3), Малмыжском (3) и Котельническом (Липовская пристань); в Симбирской губернии на реке Суре, в Алатырском уезде (село Сурский Майдан), и в Казанской губернии на реке Вятке, в Мамадышском уезде (1). На Дону беляны не строились в 1885 г., но постройка их для волжского бассейна продолжалась в Северо-Двинском бассейне, где, в Вологодской губернии на реке Лузе, притоке реки Юг, на Ношульской пристани Устьсысольского уезда, построена одна беляна.
Беляны меньших размеров носят название полубелян (см. это слово). О числе их нет статистических сведений; есть только указание, что в 1885 г. построена всего одна полубеляна — в деревне Бахреневой Макарьевского уезда Костромской губернии.

 
[^]
Daimond1984
23.11.2014 - 22:16
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
1

Это сообщение отредактировал Daimond1984 - 23.11.2014 - 22:17

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Daimond1984
23.11.2014 - 22:19
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
2

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
sallem654
28.11.2015 - 22:54
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.14
Сообщений: 3069
--

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:43
245
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
По мере развития технического прогресса на протяжении веков, появлялись и исчезали интересные решения, многие из которых в изначальном или измененном виде дошли до наших дней, а некоторые канули в веках и для современников кажутся диковиной. Об одном таком объекте, огромных одноразовых судах-белянах, которые использовались на Руси на протяжении нескольких веков и пойдет речь.

7 фото via


Макет беляны (Саратовский областной музей краеведения) Гаранина Е.Н.
Источник: ar.culture.ru


Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:43
0
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
Одноразовые суда или, как их называли, «беляны» появились примерно в XVI—XVII вв.еке, а строились и использовались до начала XX-го (последний экземпляр был построен в 1939г). Основная задача таких судов состояла в транспортировке (сплаве) качественного леса из мест заготовки до территорий, где древесина из которой данные «корабли» построены, востребована как для наземного, так и для водного строительства. Даже, когда появился паровой судоходный транспорт, который поначалу в качестве топлива использовал древесину, беляны оказались востребованы в качестве источника дров.

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:43
0
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
По своей сути, беляны являлись огромными многоярусными плотами для лесосплава и по прибытии на место назначения, полностью разбирались на бревна и доски и продавались для строительства. Белянами они назывались от слова «белый», т.к. при их возведении использовался именно ценный чистый, очищенный от коры, но ничем не обработанный лес (например, бревна не смолились).

Территориально область строительства и применения таких судов в основном приходилась на Волгу (Верхнее Поволжье), Ветлугу (левый приток Волги) и Каму, в их верховьях как раз и проводилась массовая заготовка леса, который затем отправлялся во многие части нашей страны. Флагманом по строительству белян была Баковская судоверфь на реке Ветлуга. В определенные периоды времени общее количество таких судов доходило до 150 бортов в год.

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:43
0
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
Даже сегодня размеры белян поражают воображение. Длина такого судна могла достигать 100-120 метров при ширине до 30 метров и высоте борта 6м. Грузоподъемность белян варьировалась от 1500 у малых до почти 13 000 тыс. тонн у больших.

Заготовка леса для производства начиналась зимой и производилась естественно вручную артелями вахтовым методом, когда лесорубы уходили рубить лес на несколько месяцев. По весне, срубленные деревья постепенно по местным притокам постепенно сплавлялись в одно место, где уже сооружалась беляна. Строилась она несколько месяцев и обычно была готова к концу лета, началу осени.

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:43
0
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
Технология производства белян была достаточно сложной и со временем была отточена до мелочей, лес укладывался рядами и ярусами, в конструкции были предусмотрены специальные проходы для ремонта, а также вентиляции древесины. Общее количество использованных бревен могло составлять 500 штук на одно судно, причем для дна старались использовать еловые (как более прочные), а для бортов сосновые. Все элементы располагались относительно друг друга таким образом, чтобы конструкция была максимально жесткой и могла выдержать высокие нагрузки. В связи с тем, что металл в те времена был дорогой, для фиксации соединений элементов использовались только деревянные гвозди и шканты, которые забивались в специально сделанные углубления и под действием влаги расширялись, надежно скрепляя всю конструкцию.

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:44
0
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
Собранное судно дополнительно загружалось пиленными досками и бревнами, чтобы максимально использовать его возможности как транспортного средства. Груз крепился таким образом, чтобы не касаться бортов (вбивались специальные распорки), что обеспечивало нужную прочность судна. Обязательно делались проемы для доступа к днищу, постоянно приходилось откачивать постепенно поступающую забортную воду простейшими помпами, которых было около 10 штук. Укладка бревен, которые были грузом, предполагала их вывешивание за пределы бортов на несколько метров, что предъявляло особые требования к умению их правильной укладки, чтобы вся эта махина не перевернулась в процессе сплава. Ближе к корме устанавливали бревенчатые домики-казенки, где обитала команда беляны. Количество людей в команде, в зависимости от размера судна, в среднем составляло 30 человек, но могло достигать и 80 на особо крупных экземплярах. В центре располагалась резная избушка лоцмана, который проводил беляну по руслу реки. Эта избушка (как впрочем и казенки) потом продавалась целиком и использовалась в качестве дома на суше, поэтому к качеству ее изготовления подходили весьма ответственно.

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:44
0
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
Купцы, владельцы белян, часто соревновались между собой в размерах и оформлении белян, украшая их большими флагами и декоративными элементами. Естественно, никакими двигателями беляны не оснащались, сплав проходил вниз по течению реки, использовались паруса и (на ранних этапах) гребцы, а управлялось судно с помощью огромного деревянного руля и нескольких специальных групп якорей, которые в нужный момент для корректировки судна или остановки, опускались на дно. Беляны могли проходить от двух до трех с половиной тысяч километров. Обычно, такой «корабль» сопровождали несколько специальных лодок разных размеров, которые позволяли проверить маршрут перед беляной и доставить команду на берег. По прибытии в пункт разгрузки, беляна полностью разбиралась и продавалась, в ход шла не только древесина, но и скрепляющие канаты, пенька и прочие элементы конструкции.

Беляны, уникальные волжские гиганты
 
[^]
Jus
20.07.2023 - 08:44
0
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 372410
С развитием железнодорожного транспорта, актуальность строительства белян (которое было весьма затратным и сложным), пропала, т.к. транспортировка по «железке» стала дешевле, чем по воде их использование стало экономически невыгодно.
 
[^]
palaroda
20.07.2023 - 08:47
73
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.09.13
Сообщений: 6831
хренасебе авианосец целый
 
[^]
lexshi
20.07.2023 - 08:48 [ показать ]
-19
Жданек
20.07.2023 - 08:48
41
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 8.05.15
Сообщений: 592
Спасибо, интересно. ЯПознавательный

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
dimbrok
20.07.2023 - 08:53
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.10.16
Сообщений: 62
Познавательно!!! Интересная информация, спасибо ТС!!!
 
[^]
Kytx
20.07.2023 - 08:55
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.08.16
Сообщений: 3031
Насчёт парусов что-то сомнительно
Ни на фото ни на схемах никакого такелажа не видно
 
[^]
smashSR
20.07.2023 - 08:55
9
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 6.02.09
Сообщений: 15427
не знал о таком..интересно..над погуглить.

аффытар пешЫ ысчо!!


век живи век учись и дураком помрёш ©
 
[^]
Блэкрок
20.07.2023 - 09:00
39
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 23.01.23
Сообщений: 170
Вот это бухлоход!!! А не то что тут недавно было
 
[^]
СтивенБОР
20.07.2023 - 09:09
12
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.02.14
Сообщений: 330
По Ветлуге сейчас на байдарке местами на мель садишься, раньше видать воды было побольше, особенно учитывая, что судя по статье сплавлялись они не весной.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
perakula
20.07.2023 - 09:30
4
Статус: Offline


селахофобия

Регистрация: 9.08.14
Сообщений: 3417
а не баян ли?
https://www.yaplakal.com/forum2/topic969525.html

Это сообщение отредактировал perakula - 20.07.2023 - 09:32
 
[^]
Vatslav48
20.07.2023 - 09:34
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 2138
Сейчас их баржами заменили железными, назначение то же самое

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 75455
0 Пользователей:
Страницы: (7) « Первая ... 3 4 [5] 6 7  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх