В 90-е годы, когда нас попёрли из Прибалтики, наше МО начало вывозить имущество.
Вот и нам, для нужд нашей в/ч, предоставили как-то раз самолёт АН-26 - для вывоза каких-то "секретных материалов". Сопровождающим "секреты" назначили целого капитана 1 ранга (полковника - по сухопутному)!
Загрузили самолёт опечатанными ящиками, посадили сопровождающего "капраза" и отправили на Родину.
Капразу всё было в диковинку (мне тоже - когда увидел состояние самолёта внутри. Я знал, что советские самолёты "хоть из железные, но летают" - но чтобы в таком виде!...), и он из любопытства сунулся в кабину к лётчикам:
- Ребята, а можно поглядеть, как вы управляете? А то я ни разу не видел - чтоб вот так, близко-изнутри...
- Да не вопрос, заходи! - Слегка поддатые лётчики были очень гостеприимны. - Нравятся самолёты?
- Да! Когда был маленьким, мечтал стать лётчиком...
- Слушай, командир, а хочешь порулить?
- Конечно! А что, можно? У меня автомобиль есть, да и по службе я управлял - правда, атомным подводным ракетоносцем. А вот самолётом - не доводилось...
- О, надо обязательно попробовать - тебе понравится! Ну-ка, Вася, освободи кресло! Садись, моряк! Гляди - вот авиагоризонт, он должен быть ровно-горизонтально. Штурвалом вот так водишь - видишь, планка реагирует? Она наклонилась - а ты штурвалом сюда; она в другую сторону - а ты сюда! Ничего сложного, держи штурвал, пробуй! Во, видишь - получается! И отлично получается! Нравится?
Капраз с восторгом: - Ух ты!!! Да, здорово!!!
И тут лётчик говорит: Слушай, у тебя зашибись получается! Прям прирождённый лётчик! Ну и хорошо… Ты тут пока порули - а мы это... э-э-э... кофе попьём!
И с этими словами вылезает из своего кресла и скрывается за переборкой, вместе с остальными двумя товарищами.
Обалдевший капраз не успел, как говорится, мяукнуть, как стал самым настоящим лётчиком, самостоятельно пилотирующим военный-здоровенный самолёт!
"Кофе" лётчики пили примерно полчаса... все эти минуты капраз судорожно сжимал штурвал, не отрывая взгляда от планки авиагоризонта - которая без конца слегка покачивалась... Мне приличными словами тяжело передать все эмоции, захлестнувшие капраза - тут и тихий ужас от осознания ситуации, и страх угробить самолёт и СЕКРЕТНЫЙ ГРУЗ!!! и замирание сердца при каждом крене, и желание передушить лётчиков - когда будет можно, и ещё много чего...
Короче, свои ощущения капраз излагал мне позже исключительно матерными словами - так его переполняла "гордость, радость, и новые впечатления".
В общем, через полчаса ещё более повеселевшие лётчики с трудом отобрали у капраза штурвал, для чего понадобилось разжимать ему пальцы поочерёдно...
P.S. Рассказанное – истинная правда, зуб даю! Уточняю: я этот самолёт загружал, и я же потом слушал эту историю от этого капраза - когда мы с ним попали на вахту в одну смену.
Так что, иногда можно и бесплатно самолётом порулить....