Соль, Как в старину соль добывали

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
224
40 фото отсюда

Spice must flow!
F. Herbert "Dune"

- Соликамск далеко, на Каме. Жить там, хоть ссыльным,
хоть конвойным – пытка. Кругом соляные прииски и больше
ничего, степи...
Н. Соротокина "Трое из Навигацкой школы"


Соль
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Насчет степей, конечно, Василий Федорыч хватил. Кругом Соликамска примерно вот так:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Это здание конторы солеваренного завода Рязанцевых, основанного в 1883 году в селе Усть-Боровое, ныне находящемся в черте современного Соликамска. Рязанцевы были последней династией местных купцов-соледобытчиков

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Это его современный вид

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Соликамск к тому времени уже приходил в упадок, на внедрение новых технологий у владельцев не было средств (с середины XVIII в. началась добыча более дешевой соли на астраханских озерах), и благодаря этому бывший завод, а ныне музей нам сейчас и интересен – производство было построено по средневековым технологиям, особо не менявшимся с XV века. Причем проработать в таком виде эти солеварни умудрилось аж до 1971 года: лошадей под конец заменили на электромоторы, полые стволы лиственниц – на стальные трубы, и только людской труд здесь оставался таким же, что и полтыщи лет назад.

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Итак, первым делом скважина. При Калинниковых ее "бурили" следующим образом: с маху опускали в яму окованное заостренное бревно, потом вынимали со дна шлам – разрыхленный этим бревном грунт – при помощи этакого ведра с откидывающимся дном. На одну скважину уходили месяцы, иногда годы. Позже бревно с ведром совместили: стали использовать желонку – полую трубу с обратным клапаном, что несколько ускоряло дело.

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Для укрепления стенок скважины в нее вставляли цельнодеревянную трубу и продолжали тартать дальше. Скважина углублялась – труба проваливалась – поверх нее вставляли новую – и так, пока не добирались до соленосного слоя

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Затем над скважиной ставили "насосную станцию" – рассолоподъемную башню:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Архитектурным прообразом этих башен – кстати, чисто уральская конструкция – послужили сторожевые башни крепостей: плотники работали по знакомому "проекту". Если зайти в нэту башню сейчас, то мы увидим посредь первого этажа пень аутентичной лиственничной колоды, из которого торчит обрубок трубы советского периода:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Глубина скважин в Усть-Боровске – от 79 до 88 саженей (168,5-177м). Рассол из скважины выкачивали так же, как сейчас нефь – "качалкой". Само коромысло расположено в прорези в полу между первым и вторым этажом:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
При советах к качалке был приспособлен электродвигатель:


Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Ой… массивная железяка – это редуктор. Сам мотор располагался на левее и был попячен во времена перестройки. До электрификации двигателем служила паровая машина, а до нее – ходящая по кругу лошадка, запряженная в подобный механизм:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Снова ой. Имитация механизма вполне рабочая – всё крутится, а до нас тут была детская экскурсия, и любознательная ребятня оторвала у чудо-машины шатун. Ну, щас поправим…

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Новодел на соплях держится… потом поговорим об этом…

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Вот так. Гайку, правда, в траве мы так и не нашли. Так оно примерно было, только сверху шатун не вхолостую ходил, а опять же качал качалку. Вернемся в башню.

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 15:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Качаемый рассол поступал на третий этаж

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
И оттуда тек при генсеке Никите – по гофре в дыру в стене, при царе Николае – по деревянному желобку туда же, а между ними – вон в ту круглую шайбу с отверстием слева в полу:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
"Шайба" – это срез опять-таки деревянной трубы, вот такой:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
Она проходила внутри башни:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
и вела в сеть подземных трубопроводов:


Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
из которой рассол поступал в соляной ларь – этакую деревянную ванну под крышей:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
По воздуху в него же ведет труба советского периода – которая от гофры через стену. Подземная сеть рассолоотводов из деревянных труб в коробах из бревен, появилась на заводе в советское время, а до этого рассол поступал в лари на расстояние от 50 до 300 метров воздушным же путем – самотеком по желобам, установленным на столбах уменьшающейся высоты от 6 до 4 метров.

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959

Чтобы стены ларя не повело под давлением рассола – в него вмещалось больше 200 кубометров – они подпирались вертикальными бревнами и стягивались деревянной обжимной рамой, позволявшей посредством установки специальных клиньев на ее углах регулировать степень сжатия стен в зависимости от заполненности ларя. Была предусмотрена и система аварийного сброса рассола при перезаполнении – обратно в подземный рассолопровод по деревянной трубе, состыкованной патрубком с отверстием в верхней части ларя:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
В трубах были технологические отверстия, они при необходимости глушились вот такими чопиками:

Соль
 
[^]
Deim0nAx
25.06.2014 - 16:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.12.08
Сообщений: 3959
В ларе рассол отстаивался несколько дней – оседали грязь и песок – и частично выпаривался, превращаясь в рапу. Рапа поступала в варницу:

Соль
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28582
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх