Грандиозное гидротехническое сооружение., Путешествия

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
89
Наверное много раз уже писали об этом грандиозном гидротехническом сооружении-Канал имени Москвы — соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Я расскажу фотографиями сделанными во время речного круиза из Москвы в Тверь в прошлом году на теплоходе "Космонавт Гагарин"
Я конечно изначально знал, что получу массу впечатлений от путешествия по каналу имени Москвы, но не думал, что оно будет настолько глубоким. Когда ты идёшь рядом с гидротехническими сооружениями или попадаешь в шлюзы сложно себе представить, что это было построено практически вручную в прошлом столетии.
Моё путешествие началось тут-это северный речной вокзал.
А канал Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Строительство канала Москва-Волга началось в сентябре 1932 года и длилось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитлаг, просуществовавший более пяти лет).

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Как все начиналось

К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек.

И вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Но Волга текла за бугром, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москвы-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более что расстояние — 128 километров по прямой!

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Откуда же взять такую массу воды? Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Было предложено несколько вариантов трассы канала. После долгих споров 20 мая 1932 г. Московский горком партии выбрал «Дмитровский» проект, а на следующий день инженерные группы уже обозначали колышками будущую трассу.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек планирова-лось превратить в непрерывный многокилометровый водяной мост. К нему с двух сторон — от Волги и от Москвы-реки — нужно было поднять водяные лестницы, чтобы по этому пути направить воду и корабли из Волги в Москву-реку.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Намеченная проектировщиками и утвержденная правительством трасса канала неизбежно пересекала определенное число селений. Часть селений также попадала в зону затопления шести вновь образуемых водохранилищь. Согласно финансовому отчету НКВД переносу подлежал 6261 двор. Примерно было перенесено около 200 сел. Переселения на вновь выделенные территории явились тяжелым стрессом для переселяемых.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Масштабы стройки



Стройка разворачивалась быстро и решительно. Прошел год с тех пор, когда были вбиты первые колышки на трассе. Где еще недавно изыскатели вспугивали тетеревиные выводки, теперь на всем протяжении будущего канала гремела стройка. На ней работало около 200 экскаваторов — до тех пор ни одно строительство мира не имело такого экскаваторного парка. К трассе канала были подведены железные дороги, поезда которых могли увезти за один раз почти 50 тысяч тонн груза. По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ из конца в конец опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой стояло электрическое зарево. Появились и гидромониторы, впервые освоенные здесь инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы, сконструированные молодыми специалистами, были построены на Московском заводе «Борец». Для канала работали самые крупные заводы страны.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
На трассе и в карьерах канала вынуто свыше 200 млн. куб. земли, уложено около 7 млн. т бетона. Для обслуживания строительства проложено 700 км железнодорожных путей. Десятки паровозов и сотни железнодорожных платформ отвозили вынутый грунт на низкую пойму Клязьмы, где выросли горы земли, а свалочные пути беспрерывно переносились с места на место. Громадная рабочая армия была занята разгрузкой железнодорожных платформ и перекладкой пути.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Дмитлаг


Для строительства канала был создан Дмитровлаг — крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Создан приказом 889 от 14 сентября 1932 для использования труда заключённых на строительстве канала Москва-Волга им. И. В. Сталина. Дмитлаг занял комплекс зданий Борисоглебского монастыря.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
В сентябре 1933 года в Дмитлаг начали прибывать по этапу заключённые из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ и из Сибири. На 1 января 1936 г. численность заключенных Дмитлага возросла до 192 тысяч человек.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Строительство канала не имело вначале кадров квалифицированных рабочих, необходимых для возведения сложных технических сооружений, оно само подготовило и обучило эти кадры.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
В Дмитрове, в районе стройки, были созданы курсы, подготавливающие специалистов 43 основных специальностей. Так стройка получила: прорабов, младших и старших техников различных специальностей, лаборантов по бетону и грунтам, машинистов и кочегаров для экскаваторов, монтажников, мотористов, шоферов и электросварщиков.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Заполнение водой


23 марта 1937 г. последовало решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и канала. В этот день полноводная весенняя Волга сердито несла свои воды через пролеты плотины. Главный Инженер спокойно, будто он это делал каждый день, велел закрыть Волге дорогу на восток. Один за другим опустились тяжелые металлические щиты. И когда медленно и властно опустился последний щит, Волга оказалась запертой. Первый раз за многие тысячелетия ее жизни могучую реку остановили воля и труд человека.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Через 13 дней главному инженеру доложили: «Московское море полно!» Тогда он отдал приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды. Волга была окончательно покорена.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 м.

С 1947 канал носит современное название Канала имени Москвы.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
smolsv
22.04.2011 - 12:22
-4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.01.10
Сообщений: 186
И все? Хочу до Дубны cry.gif
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:23
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:24
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохрани-лищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:25
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи - все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:25
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:26
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Вот как раз такими "грузовиками" буксируют баржы с грузом.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:27
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
НКВД заметает следы Дмитлага

Известно, что при строительстве канала Москва - Волга погибло очень много заключенных, сооружавших канал. Но документально полное число погибших пока никому подтвердить не удалось.

Календарный учет заключенных вели очень строго, списки были по всем лагерным пунктам, регулярные отчеты оседали в Управлении Дмитлага НКВД.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:27
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
На сегодня о судьбе архива Дмитлага известно следующее. Осенью 1941 года при приближении немцев к Москве архив Дмитлага эвакуировали. Управление канала выделило для этого людей и транспорт в виде небольшой баржи с буксировщиком. Для сопровождения архива было назначены два ответственных человека из работников канала Изотов Н.И и Тельпуховский Е.С.. По распоряжению НКВД груз был доставлен в Ульяновск по Волге.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:27
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
Но тут произошло совершенно невероятное. Когда ящики с архивными документами с трудом выгрузили на речной причал, чиновник НКВД, встречающий груз, приказал прибывшим разжечь костер и привезенные ящики побросать в него. На вопрос Тельпуховского, отвечающего за доставку груза: "Что это значит, и как я буду отвечать в Дмитрове за сдачу груза?" - ему грубо ответили: - "Не ваше дело!". И ящики были сожжены. Дмитровские или московские чины НКВД не решились сжечь архив на месте, а Ульяновский НКВД либо не захотел организовать хранение прибывшего архива, либо получил команду архив уничтожить. НКВД не хотели огласки материалов Дмитлага в случае попадания архива к немцам, в этот момент они уже были под Москвой в Яхроме.

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
DOCTOR77
22.04.2011 - 12:28
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.11
Сообщений: 69790
По деньгам постройка канала обошлась совсем дешево, благодаря рабочей силе заключенных. Дмитровские историки, оказавшиеся на ранних стадиях ближе к первоисточникам, оценивают количество погибших на канале Москва-Волга строителей в диапазоне 0,7-1,5 млн. человек. Но скорее всего здесь большое преувеличение. Тем не менее, из рассказов очевидцев растрельные списки были очень большие - целые листы формата А, а люди отправлялись на расстрел простой резолюцией под списком "Расстрелять" и всего одной малоразборчивой подписью.
(на фото процесс шлюзования)

Грандиозное гидротехническое сооружение.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 22319
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх