Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
insaider
8.01.2020 - 14:44
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
166
Раньше большинство пассажиров дожидались в пути остановки, чтобы... сбегать за кипятком для чая. Возможность получить кипяток на станциях — тоже одно из важнейших проявлений гуманности чугунки. Одна из последних действующих будок «Кипяток» на Бологое-Полоцкой линии долгое время сохранялась до середины 90-х на уединенной станции Бологое-2 (сейчас оно называется Бологое-Полоцкое) с красивым старинным вокзалом III класса из красного кирпича. А когда-то такие будки были на отечественных железных дорогах везде на каждой большой станции. Назывались они «Кубовые для кипятку».

6 картинок via Заповедная магистраль

Станция Осташков, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев

Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
insaider
8.01.2020 - 14:44
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Последняя из оставшихся когда-то будка "Кипяток" на станции Бологое-2 (Полоцкое). Начало 90-х ХХ века. Фото из архива ВОЛЖД

Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
insaider
8.01.2020 - 14:45
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
…Весь в парах, взлязгивая буферами, с протяжным шипением тормозов Вестингауза останавливался пассажирский или почтовый поезд у очередного перрона. Пока меняли паровоз или заправляли его водой, пассажиры бежали за кипятком. В кубовую выстраивалась очередь. Подходили к двум высоким бакам с кранами. На одном было написано «Холодная вода», на другом — «Горячая вода» (бачков с питьевой водой в вагонах тоже еще не было). Кран горячей воды был с деревянной ручкой, как в бане, чтобы не обжечь руку. Иногда воду разливала какая-нибудь почтенная женщина в белом халате поварским половником или мерным черпаком. До революции, по сведениям Ю. Г. Толстова, согласно статье первого Устава железных дорог № 170, существовала такса разлива кипятка: копейка — стакан. Правда, Бунин пишет — гривенник Кто же теперь знает… В советское время кипяток стал бесплатным — и это было гуманно.

Дореволюционная Россия, вокзальные зарисовки. На дальнем плане стоит пассажирский поезд. Хвостовой вагон с переходной площадкой оборудованный тормозом Вестингауза. Фото из открытых источников в сети

Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
insaider
8.01.2020 - 14:45
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Из-под крана энергично, жизнеутверждающе вырывался пар, с напором лилась клокочущая вода. Шли каждый со своим чайником или котелком, а то и с двумя, если набрать кипятку просил престарелый сосед-пассажир или какая-нибудь миловидная девица (прекрасный повод для знакомства!). Зимой пассажиры поскорее бежали в вагон, чтобы кипяток не успел стыть — морозы трещали дай боже, не нынешним чета, слишком мягким и слабохарактерным.
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"


Восстановленная будка "Кипяток" на станции Осташков в рамках программы музефикации дороги. Заповедная Бологое-Полоцкая линия, ОКТ ж.д. Октябрь 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
insaider
8.01.2020 - 14:46
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Когда стали массово со второй половины 40-х годов ХХ века строить ЦМВ (уточняю — современные цельнометаллические вагоны), надобность в будках «Кипяток» на станциях полностью отпала, поскольку те были уже оборудованы титанами для кипятка, и были повсеместно безжалостно снесены.


Вагон постройки егоровского завода (знаменитый "егоровец") на металлической раме с деревянным кузовом. После 1946 стали массово заменяться на ЦМВ (цельнометаллические вагоны), поскольку прежние вагоны уже не удовлетворяли современным требованиям безопасности и возрастающим скоростям движения.


Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
insaider
8.01.2020 - 14:47
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Пассажирам стало, конечно, приятнее, когда кипяток начали наливать непосредственно в вагоне — но исчезла из обихода железки такая самобытная её живинка!

Уже и сами титаны в современных вагонах постепенно уходят в прошлое и становятся диковинкой, заменяясь банально электрическими чайниками.

Титан в цельнометаллическом межобластном вагоне пригородного поезда №6691 сообщением Бологое-Осташков.

Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
xx22xx
8.01.2020 - 14:49
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.06.14
Сообщений: 4491
Красота! Сам ЖД работник плюсую!
 
[^]
Энергомитрич
8.01.2020 - 14:49
45
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 27.03.15
Сообщений: 396
Надо же, не известен мне был этот факт. Спасибо! Познавательно. Почему-то относился к кипятку в вагоне, как к незыблемой основе железной дороги.
 
[^]
НеВсеТак
8.01.2020 - 14:55
9
Статус: Offline


Вперед, Локо!

Регистрация: 6.03.17
Сообщений: 2618
удивительно что в Осташкове хоть какое то сообщение осталось.
 
[^]
OlegKorney68
8.01.2020 - 14:56
16
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 16.03.17
Сообщений: 14674
Цитата (insaider @ 8.01.2020 - 14:44)
Раньше большинство пассажиров дожидались в пути остановки, чтобы... сбегать за кипятком для чая. Возможность получить кипяток на станциях — тоже одно из важнейших проявлений гуманности чугунки. Одна из последних действующих будок «Кипяток» на Бологое-Полоцкой линии долгое время сохранялась до середины 90-х на уединенной станции Бологое-2 (сейчас оно называется Бологое-Полоцкое) с красивым старинным вокзалом III класса из красного кирпича. А когда-то такие будки были на отечественных железных дорогах везде на каждой большой станции. Назывались они «Кубовые для кипятку».


По-моему просто кубовая назывались. Были на каждой ж/д станции и к ним специально подводился водопровод. Кубовые являлись частью застройки вокзальных зданий той эпохи, проектировались и выполнялись архитекторами вместе с каждой станцией в едином архитектурном стиле. Работали круглосуточно со сменами истопников.

ЗЫ. Кипяток и холодная вода в кубовых набирались для пассажиров вагонов первого и второго класса проводниками в специальные ведерные чайники, а пассажирами вагонов третьего класса - самостоятельно в свои емкости. old.gif
 
[^]
XJlAM
8.01.2020 - 14:59
18
Статус: Offline


Под гипнозом

Регистрация: 2.11.12
Сообщений: 157
Я тот человек, который никогда не ездил на поезде и даже на электричке. Да-да, я существую)
Ну некуда мне было ездить на нем. Всю жизнь в городе живу. rulez.gif
 
[^]
INXS
8.01.2020 - 15:07
12
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.09.14
Сообщений: 247
Цитата (XJlAM @ 8.01.2020 - 14:59)
Я тот человек, который никогда не ездил на поезде и даже на электричке. Да-да, я существую)
Ну некуда мне было ездить на нем. Всю жизнь в городе живу. rulez.gif

Врёшь!
 
[^]
Stipo74
8.01.2020 - 15:12
6
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 18.11.14
Сообщений: 926
Цитата (OlegKorney68 @ 8.01.2020 - 16:56)
Цитата (insaider @ 8.01.2020 - 14:44)
Раньше большинство пассажиров дожидались в пути остановки, чтобы... сбегать за кипятком для чая. Возможность получить кипяток на станциях — тоже одно из важнейших проявлений гуманности чугунки. Одна из последних действующих будок «Кипяток» на Бологое-Полоцкой линии долгое время сохранялась до середины 90-х на уединенной станции Бологое-2 (сейчас оно называется Бологое-Полоцкое) с красивым старинным вокзалом III класса из красного кирпича. А когда-то такие будки были на отечественных железных дорогах везде на каждой большой станции. Назывались они «Кубовые для кипятку».


По-моему просто кубовая назывались. Были на каждой ж/д станции и к ним специально подводился водопровод. Кубовые являлись частью застройки вокзальных зданий той эпохи, проектировались и выполнялись архитекторами вместе с каждой станцией в едином архитектурном стиле. Работали круглосуточно со сменами истопников.

ЗЫ. Кипяток и холодная вода в кубовых набирались для пассажиров вагонов первого и второго класса проводниками в специальные ведерные чайники, а пассажирами вагонов третьего класса - самостоятельно в свои емкости. old.gif

"Кубовая" она так и называлась. Только на станциях где происходит смена локомотивной бригады. Бегали с термосами. В следующем посте напиши, что такая "шнуровая" - они до сих пор работают.

Это сообщение отредактировал Stipo74 - 8.01.2020 - 15:17
 
[^]
8lol8
8.01.2020 - 15:12
6
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 10346
Цитата (XJlAM @ 08.01.2020 - 14:59)
Я тот человек, который никогда не ездил на поезде и даже на электричке. Да-да, я существую)
Ну некуда мне было ездить на нем. Всю жизнь в городе живу.

В Москве что ли?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
zubilo2
8.01.2020 - 15:22
9
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 24.12.15
Сообщений: 602
Цитата
Я тот человек, который никогда не ездил на поезде и даже на электричке. Да-да, я существую)

Эка невидаль! Я вот тот человек, который ездил на крыше вагона. Вернее - один из тех, кто ездил на крыше вагона. Правда это был не паровоз, а дизель, но дымил порядочно. Было это в начале 70-х на линии Ростов- Староминская. Тогда она только построилась и была не электрифицирована. Доезжали на крыше до Батайска, а там пересаживались в вагон, т.к. дальше уже шли провода под током. Пацанами были и ездили не от безденежья, а ради приключений. Ездили на крыше летом, по-теплому, потому и кипяточек не требовался)). Кстати эта линия ЖД была первой в СССР бесшовной, так что не было тутух-тутух...
 
[^]
Малх
8.01.2020 - 15:29
23
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 14.12.15
Сообщений: 201
А есть у кого ощущение детства при запахе от розжига древесных углей в мангале. Перед глазами встают картины вагона поезда дальнего следования. Стоишь в коридоре вагона ближе к титану и запах разажженных улей дурманят и дают ощущения домашнего очага. тебе спокойно и радостно. Ты едешь на юг, в тепло, к сверстникам - двоюродным братьям и сестрам. На месяц, в Киев, потом в деревню к деду с бабкой. Куры,гуси,утки,поросята,любимая собака Джек и кот Барсик. За плетнём кукуруза, где можно затаиться. За кукурузой, ближе к лесу - ставок. Купайся -не хочу. Эх!
 
[^]
кортес17
8.01.2020 - 15:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 1913
Кипяток бесплатный был. Вот бы еще доширак и тогда вААще...

 
[^]
vintyra
8.01.2020 - 15:32
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.08.12
Сообщений: 7587
Кипяток не застал, но энергопоезд помню.
 
[^]
djEBAN
8.01.2020 - 15:36
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 12.08.18
Сообщений: 506
Зачем им нужно было столько кипятка? Чай заварить- стакана хватит, дошиков тогда еще не изобрели, впрок кипяток не запасёшь- остынет, термосов тогда тоже не завезли еще upset.gif
 
[^]
skomoroh58
8.01.2020 - 15:53
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 18022
Цитата (djEBAN @ 8.01.2020 - 19:36)
Зачем им нужно было столько кипятка? Чай заварить- стакана хватит, дошиков тогда еще не изобрели, впрок кипяток не запасёшь- остынет, термосов тогда тоже не завезли еще upset.gif

23 года, а темнота

существовала в России традиция чаёвничать. не водку и пиво за неспешной беседой употреблять, а чай.


Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
mrPitkin
8.01.2020 - 15:56
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.08.14
Сообщений: 51480
Раньше у нас однопутка была Москва-Ташкент. Поезда долго стояли с пассажирами. Линии еще были под паровозы. Пассажиры в полосатых пижамах важно прохаживались по перрону. Покупали у местных гусей и прочую снедь. Один раз кто то дрожжей в привокзальный сортир бросил и дерьмо полезло на перрон.
 
[^]
sergeantRRR
8.01.2020 - 15:58
16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.06.13
Сообщений: 5123
Цитата
Уже и сами титаны в современных вагонах постепенно уходят в прошлое и становятся диковинкой


За "железку" завсегда плюс! По части же угольных "титанов"...С их уходом,уходит и тот особенный запах "железки",запах горелого угля,который всегда ассоциировался с путешествием...
 
[^]
skomoroh58
8.01.2020 - 15:59
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 18022
Цитата (insaider @ 8.01.2020 - 18:46)
Когда стали массово со второй половины 40-х годов ХХ века строить ЦМВ (уточняю — современные цельнометаллические вагоны), надобность в будках «Кипяток» на станциях полностью отпала, поскольку те были уже оборудованы титанами для кипятка, и были повсеместно безжалостно снесены.


Вагон постройки егоровского завода (знаменитый "егоровец") на металлической раме с деревянным кузовом. После 1946 стали массово заменяться на ЦМВ (цельнометаллические вагоны), поскольку прежние вагоны уже не удовлетворяли современным требованиям безопасности и возрастающим скоростям движения.

ещё в конце 60х ездил в таком с паровозной тягой на линии Житомир - Фастов.

а кубовые встречал в 90х. в частности на станция Белая Церковь. краник на улицу над приступком и табличка "кипяток".

в Индии на крупных жд станциях до сих пор есть подобное с холодной водой и кипятком. + холодное и горячее молоко. молоко наверное уже за денежку, но встречал часто.

Для чего до 1950-х годов пассажиры поездов дожидались остановки в пути на каждой большой станции?
 
[^]
UAUU
8.01.2020 - 16:05
1
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 31.12.14
Сообщений: 822
Цитата (zubilo2 @ 8.01.2020 - 17:22)
Цитата
Я тот человек, который никогда не ездил на поезде и даже на электричке. Да-да, я существую)

Эка невидаль! Я вот тот человек, который ездил на крыше вагона. Вернее - один из тех, кто ездил на крыше вагона. Правда это был не паровоз, а дизель, но дымил порядочно. Было это в начале 70-х на линии Ростов- Староминская. Тогда она только построилась и была не электрифицирована. Доезжали на крыше до Батайска, а там пересаживались в вагон, т.к. дальше уже шли провода под током. Пацанами были и ездили не от безденежья, а ради приключений. Ездили на крыше летом, по-теплому, потому и кипяточек не требовался)). Кстати эта линия ЖД была первой в СССР бесшовной, так что не было тутух-тутух...

Не ври, первый "бархатный" путь был построен на участке Шепетовка-Полонное, это участок Тернополь-Бердичев. dont.gif
 
[^]
Восьмы
8.01.2020 - 16:06
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.01.17
Сообщений: 302
Цитата (Малх @ 8.01.2020 - 15:29)
А есть у кого ощущение детства при запахе от розжига древесных углей в мангале.

Какие угли в детстве!? Ты о чем?
В детстве - топор и лес.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25170
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх