Внутри атомного "Ленина"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
3.04.2018 - 13:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
333
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» спустили на воду в 1957 году. Он проработал 30 лет, и в 1989-м его поставили на вечную стоянку в Мурманске. Конечно же я не мог пройти мимо этого знакового объекта атомного флота.

Давайте посмотрим, что там внутри...

36 фото via


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
В видеоролик добавил архивные кадры строительства корабля, посмотрите кому интересно:


 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
А мы продолжим в режиме фоторепортажа.

Фото 2.

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов.

Несмотря на это, от закладки судна на ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.

Многие технические решения на момент создания ледокола были новаторскими.

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Экономия топлива
В сутки вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал 45 граммов ядерного горючего, которые можно было бы вместить в спичечную коробку. Экономичное использование энергии позволяло атомному ледоколу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.

44 тысячи лошадиных сил
Каждый из трех реакторов в 3,5 раза превосходил по мощности первую в мире атомную электростанцию СССР. Полная мощность силовой установки составляла 44 тысячи лошадиных сил.

Защита от радиации
Стальные плиты, толстый слой воды и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.

Балластная система против льдов
Проектировщики установили на атомоходе специальные системы балластных цистерн, чтобы ледокол не застрял во льду. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. В носу и в корме ученые установили такую же систему цистерн.

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
И вот мы поднимаемся на борт этого легендарного корабля.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:09
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Нас встречают и проводят экскурсию по кораблю, рассказывая его историю.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:09
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Вот какая шикарная лестница встречает посетителей - мне прямо вспомнился "Титаник" и его лестница, отделка.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:09
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Панно в кают-компании офицерского состава отображает вехи освоения Арктики. Слева направо внизу поморский коч, первый ледокол Российской империи и мира «Ермак» и рекурсия в виде изображения «Ленина».


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Прогуливаясь по коридорам если честно не совсем ощущаешь огромность и мощь корабля.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
А вот заглядывая из коридора вот в такие комнаты-залы начинаешь осозновать размеры корабля - это же почти пятиэтажный дом с несколькими подъездами!


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Ядерная установка «Ленина» почти в 3,5 раза превосходила мощность первой в мире атомной электростанции Академии наук СССР. Полная мощность силовой установки – 32,4 мегаватта. Это 44 тысячи лошадиных сил. Максимальная скорость судна на чистой воде составляла 18,0 узла (33,3 километрав час).

Большая мощность энергетической установки позволила преодолевать льды толщиной до2,5 метрас июня по октябрь.

Атомный ледокол по мощности в два раза превосходил американский ледокол «Глетчер», считавшийся на тот момент крупнейшим в мире.

Особые обводы для носовой части позволяли ледоколу легче раздвигать ледяные поля в Ледовитом океане. При этом винты и руль получили надежную защиту от ударов льда.

Была на судне установлена и особая балластная система против ледового плена – на случай, если борта судна застрянут во льдах. На ледоколе были установлены специальные системы балластных цистерн. Системы действовали следующим образом: когда из одной цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, ломало лед бортами.

Чрезвычайно сложной задачей для строителей оказалась установка тяжелого руля (из-за сложной конструкции кормовой части атомохода). Чтобы не рисковать, строители решили для начала попробовать установить деревянный макет таких же размеров. После того как расчеты подтвердились, многотонную деталь водрузили на ее место.

На ледоколе нашлось место и для взлетно-посадочной площадки вертолетов ледовой разведки.

На судне также имелись клуб, салон отдыха, библиотека с читальным залом, кинозал, несколько столовых и курительный салон. Все эти помещения были отделаны дорогими породами дерева, а в кают-компании имелся камин. Имелись на корабле и медицинские кабинеты – терапевтический, зубоврачебный рентгеновский, физиотерапевтический, операционная, процедурная, лаборатория и аптека.

Бытовые проблемы решали сапожная и портновская мастерские, а также парикмахерская, механическая прачечная, бани, душевые и камбуз со своей хлебопекарней.

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Окончание строительства ледокола совпало с визитом Хрущева в США. 14 сентября 1959 года, развернув газеты, советские люди с волнением читали ответ товарища Хрущева на письма и телеграммы, поступившие в его адрес в связи с поездкой в Америку.

– Наша поездка в США, – писал Н.С. Хрущев, – совпала с двумя величайшими событиями: впервые в истории успешно осуществлен полет ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»… Наш ледокол будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».

– Ледокол должен был олицетворять мощь и величие советского государства, наглядно демонстрировать преимущество социалистического строя перед капиталистическим, поэтому о нем раструбили на весь мир, – вспоминает Арон Лейбман. – Но вот когда подошло время спуска ледокола на воду, возникла неразрешимая проблема.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Вот еще интересная история:

Ледокол строился в Ленинграде, и выводить его планировалось по Ленинградскому морскому каналу. Но глубина канала была 9 метров, а осадка ледокола – 10. Проводку осуществить было невозможно…

Собиралось множество совещаний, где предлагались различные варианты. Например, построить понтоны и по ним вывести ледокол. Специалисты подсчитали, что стоить это мероприятие будет не менее 80 миллионов тогдашних рублей…

Обсуждался вопрос прохождения ледокола и в гидрографическом отделе. Тогда-то Арон Абрамович предложил своему начальнику, контр-адмиралу Иосифу Матвеевичу Кузнецову, простое решение. Он напомнил ему о таком явлении, как приливы, при которых уровень воды в Неве поднимается до трех метров. Если вода поднимется на два с половиной метра, это позволит ледоколу беспрепятственно (а главное, абсолютно без всяких затрат) пройти по фарватеру. Как раз в октябре вода должна подняться. Эта идея очень понравилась Кузнецову. «Государственные деньги нужно беречь», – сказал он.

Дело завертелось. Стали ждать воды. По данным многолетних наблюдений, вода должна была подняться в ближайшие недели. Прошел месяц, но вода не поднималась. Лейбмана вызвали в ленинградское отделение КГБ.

– Не бойся и сухари с собой не бери, – подбодрил подчиненного Кузнецов, – авось не посадят.

Арон Абрамович отправился к чекистам. В кабинете сидели трое. Вежливо поинтересовались, где вода и правильно ли ждать прилив. Арон Абрамович сказал, что вода непременно будет, просто трудно рассчитать ее приход с точностью до одного дня.

– Ну что ж, смотрите, – сказали ему, – если что-то не так, мы вам не позавидуем.

Спустившись вниз в невеселом расположении духа, Арон Абрамович увидел своего помощника, который ждал его внизу в приподнятом настроении: «Вода прибывает сегодня ночью», – радостно доложил он. Поскольку пропуск еще не отобрали, Арон Абрамович вернулся назад в кабинет и доложил всей троице о приходе воды. «Вот видите, – услышал он в ответ, – стоило нам заняться этим вопросом, и вода сразу появилась».

Вода поднялась на 2 метра 70 сантиметрови держалась 2 часа 20 минут. В течение двух часов ледокол беспрепятственно шел по каналу. Но если бы с проходом ледокола задержались на 20 минут, то вся операция могла бы закончиться катастрофой.

С выходом ледокола в Финский залив и началась его славная биография. Правда, на первых же ходовых испытаниях выяснилось, что на «Ленине» имеются технические недоработки, в частности, сильная вибрация винта. Для его отладки ледокол пришлось снова отправить на Адмиралтейский завод, потом заново провести его по морскому каналу, снова ждать воды, которая, к слову сказать, на сей раз пришла очень быстро. Но все это было известно только очень узкому кругу допущенных к тайне людей.

А для всего прогрессивного человечества первый в мире атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду 6 ноября 1959 года, к 42-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, и победоносно прошел все испытания под мудрым руководством коммунистической партии и советского правительства.



Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и… руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.

Официально в состав советского флота атомный ледокол «;Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» — первого в мире ледокола арктического класса.

В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.


Макет ядерного реактора. На «Ленине» стояли водо-водяные реакторы (по иностранной классификации PWR).

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Изначально на «Ленине» стояли три установки ОК-150 мощностью 90 Мвт, потом из-за низкой ремонтопригодности их заменили на два реактора ОК-900 мощностью 159 МВт каждый (в интернете можно найти цифру 171 МВт, но она относится к реактору ОК-900А ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Россия»)

Вот кстати топливная сборка:

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Тепловыделяющая сборка — кассета со стержнями с ядерным топливом, скорее всего от ОК-150. Когда реактор запущен, цепная реакция выделяет очень много тепла, которое уносит вода первого контура. Затем она передает тепло воде второго контура в парогенераторе. Образовавшийся пар крутит турбины. Затем через третий контур тепло передается в окружающую среду — в четвертом контуре уже морская вода.

Через специальное окошко можно посмотреть на реакторное отделение. Верхняя часть реакторного отсека. Самого реактора уже нет, ядерное топливо выгружено, корпус залит специальным составом, похожим по консистенции на битум, и затоплен. В реакторном отсеке вахта не велась, и манекены изображают эпизодическое посещение для осмотра и выполнения работ.

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:13
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Главная гордость «Ленина» — уникальная атомная энергетическая установка, разработанная ОКБ Горьковского завода №92 (современное АО «ОКБМ Африкантов») под руководством советского конструктора ядерных реакторов Игоря Африкантова. Технический проект атомной паропроизводящей установки АППУ ОК-150 был завершен в 1955 году и через два года утвержден на заседании научно-технического совета в профильном министерстве.

Ледокол оснащался тремя АППУ ОК-150 мощностью 90 мегаватт каждый, имеющими форму толстостенного цилиндрического сосуда из углеродистой стали с плоскими крышкой и днищем. Диаметр установки составлял 1,86 метра, толщина стенок — 0,14 метра; активная зона реактора была расположена в центре цилиндрического сосуда и окружена несколькими слоями стали, между которыми протекала вода. В 1966 году АППУ ОК-150 выработали отведенное время и через четыре года, в 1970-м, были заменены на две АППУ ОК-900.

Сокращение числа реакторов связано с повышением их мощности до 159 мегаватт и отсутствием необходимости в трех установках, что показала эксплуатация АППУ ОК-150. Конструкция новой установки была более долговечной и оптимальной, она оснащалась системой автоматики, освобождающей экипаж от постоянных дежурств у АППУ, что позволило сократить численность состава ледокола на треть — с 243 до 151 человек — и снизить стоимость генерируемой электроэнергии в два раза.


Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:13
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Турбина со снятой крышкой. Всего на ледоколе четыре турбогенератора суммарной мощностью 32,4 МВт, по два в машинном отделении, каждый турбогенератор состоит из одной турбины и двух генераторов. А вот число винтов и электродвигателей для них было нечетным — по три штуки. Кроме этого были резервные и аварийные генераторы на жидком топливе.

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:14
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
22

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:14
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
23

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
SESHOK
3.04.2018 - 13:14
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
24

Внутри атомного "Ленина"
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 41783
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх