Кают–компания на корабле

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
1.03.2018 - 19:50
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
156
Современные словари определяют понятие «кают–компания» как «помещение на корабле (судне), служащее для коллективного отдыха, совещаний и общего стола офицеров». Однако для Российского Императорского флота такое объяснение было бы не совсем точным. Вот что гласит статья 1113 Морского устава 1899 г.:
«Кают–компания есть место соединения офицеров в свободное от служебных занятий время. Все находящиеся в оной обязаны соблюдать приличие и порядок, достойные благородного общества офицеров».

Исторически сложилось, что кают–компания на корабле представляла собой нечто среднее между береговым Морским собранием (не совсем точный аналог современных Домов офицеров) и военного совета. Все трения, существовавшие между офицерами во время службы либо на берегу, забывались при пересечении кают–компанейского порога. Именно в кают–компании принималось решение о сопротивлении превосходящим силам турок офицерами брига «Меркурий» в мае 1829 г.

19 фото

Кают–компания на корабле
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:51
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Как и на корабле в целом, в кают–компании существовала своя жесткая иерархическая система, нарушать которую не только было не принято, но даже невозможно — речь шла о традициях, отработанных веками. В данном случае мы можем говорить о некоем аналоге судового «парламента», который хотя и не был законодательным органом, но его консолидированное мнение было очень веским и играло всегда большую роль.

Главой кают–компании был старший офицер. Он улаживал конфликты между членами сообщества, а также председательствовал во всех случаях, когда требовалось коллегиальное решение. Добавим также, что старший офицер имел при голосовании два голоса, а не один, как все остальные. Поэтому, если голоса делились поровну, то мнение старшего офицера всегда было решающим.
С введением после Русско–японской войны на кораблях 1–го ранга должности помощника старшего офицера появился помощник и у председателя кают–компании. Впрочем, реальная власть все равно осталась у «старшого».

В кают–компании существовали свои неписаные законы. Например, здесь разрешалось курить без санкции командира корабля, что было обязательно, например, на палубе (запрет на курение — постоянный либо временный — мог, правда, ввести и старший офицер). Кстати, за ношение в кают–компании головного убора можно было легко «схлопотать» замечание в приказе — так, поручик Корпуса инженер–механиков флота Вильгельм Дмитриевич Брод был в 1908 г. наказан за то, что появился в фуражке.


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:52
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Категорически запрещалось обсуждать российские политические проблемы (включая критику Российского Императорского дома), а также вопросы религии и личных взаимоотношений. Старший офицер внимательно следил за всеми дискуссиями, а в случае необходимости предлагал перевести разговор на какую–либо нейтральную тему — например, гидрографические исследования Северо–западного прохода, либо выпекание бубликов и пряников. Ослушаться слова председателя было никак нельзя.

В качестве развлечения в кают–компании допускались кости и некоторые другие игры (например — в триктрак), главное — чтобы не на деньги.
Не было принято и опаздывать к приему пищи — задержавшегося офицера за неуважение к сообществу старший офицер легко мог отправить восвояси. Вернуться наказанный мог только после окончания трапезы, причем откушивать ему пришлось бы в полном одиночестве. Исключение составляли случаи, когда опоздавший офицер руководил той или иной срочной работой по кораблю либо выполнял приказание командира или флагмана.

Если же на корабль приглашали гостей, то приглашение никогда не делалось от имени только командира. Напротив, в качестве «имени отправителя» использовалась формула «командир и кают–компания», либо «кают–компания». Если гость являлся исключительно гостем командира, то он не мог пересечь порога кают–компании (технически это было несложно, так как командирское помещение всегда имело отдельный вход).


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:54
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Гостем кают–компании мог стать далеко не каждый посторонний человек. Например, категорически закрыт был доступ жандармским офицерам (кстати, детей жандармов не зачисляли в Гвардейский экипаж). С другой стороны, не приглашение любого другого офицера или инженера хотя бы на чашку чая было большой редкостью.

Если офицер приходил в кают–компанию, а в ней уже находился старший офицер, у того следовало обязательно спросить разрешения войти.
И еще одна, очень важная деталь. Все члены кают–компании, вне зависимости от воинского звания, обращались друг к другу по имени и отчеству.

Чины и титулы оставались на палубе либо для официальных обращений по службе. Гордостью любой кают–компании был отказ от использования чинов и титулов даже в служебной обстановке. И кораблей, где это правило работало, было немало. Главным образом, речь шла об относительно небольших судах 2–го ранга, а также боевых кораблях, спаянных длительными походами и боями.
Порядок в кают–компании поддерживали специально подобранные вестовые («чистяки» на корабельном жаргоне). Они выполняли обязанности официантов, мыли посуду и поддерживали в помещении чистоту. Кают–компанейскими вестовыми обычно назначали наиболее чистоплотных (отсюда, видимо, и «чистяки»), честных и услужливых матросов. Чистяки обычно занимались только обслуживанием кают–компании, однако на небольших кораблях, где каждый человек был на счету, их прикомандировывали и к офицерам.


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:55
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Вспоминает Гаральд Карлович Граф:

«Для содержания каюты в чистоте, а также для мелких услуг на несколько офицеров назначался один вестовой. Выбирали их обычно из молодых матросов не специалистов. Так как каждый офицер платил им небольшое жалованье, то такое назначение считалось выгодным, но в то же время беспокойным и ответственным. Какой–нибудь деревенский парень, который никогда не бывал в барском доме и не знал, как это там все делается у господ, вдруг оказывался вестовым. Хотя его обязанности были и не слишком сложными, но все же он должен был уметь прибраться в каюте, „вооружить“ китель, сюртук или мундир, почистить сапоги и т. д.
Кроме того, вестовые прибирались в кают–компании, накрывали и убирали со стола и подавали за обедом и ужином. Их первоначально страшно стесняло, что им все время приходится быть среди офицеров, их начальства. В начале карьеры молодого вестового неизбежно выходило много недоразумений, часто очень забавных. Старые вестовые научат новичка, как и что делается, а он перепутает и наделает глупостей, а барин „серчает“. Да и как тут не сердиться, если на кителе не окажется погон или на сюртуке вместо эполет — погоны, а обнаружится это в последний момент, когда надо быть готовым. Много оплошностей выходило с отдачей белья прачкам и при подаче к столу: белье оказывалось перепутанным; при подаче кушаний блюда слишком наклонялись, так что соус проливался, а при подаче стаканов, из предосторожности, чтобы не разбить, влезали в них грязные пальцы.»


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:56
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Помимо общих традиций, на каждом корабле могли быть и свои, собственные. Так, Сергей Колбасьев, описывая быт эскадренного миноносца «Джигит», упоминает, что у офицеров этого судна была очень интересная привычка — «при совместных выходах точно следовать форме одежды командира во всех ее мельчайших подробностях».

Итак, кают–компания жила по правилам, которые в наши дни получили бы, наверное, название «кодекс корпоративного поведения». Ведь морское офицерство было самой настоящей корпорацией, ревниво хранившей традиции с Петровских времен, когда часть еще более древних обычаев «перекочевала» из иностранных флотов.

Если командира корабля можно было сравнить с конституционным монархом либо президентом, то старший офицер в кают–компании, как мы помним, являлся председателем парламента. Именно он председательствовал в корабельном Морском собрании и выступал от его имени.
Членами кают–компании были все офицеры, чиновники, а также морские врачи и священник, который в чине армейского капитана приравнивался к офицерам. В кают–компании забывались все деления на «белую» и «черную» кость, забывались даже «подколки» в отношении чиновников.

Командир в число членов сообщества не входил, и причина этого была очень простая. Как мы уже заметили, кают–компания была автономным институтом, причем в корабельной «общественной» жизни командиру не подчинялась — кают–компания и командирский салон в своих интересах вообще пересекались нечасто.


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:56
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Во времена парусного флота в кругосветные плавания могли назначить несколько гардемаринов и штурманских кондукторов (старших кадет Штурманского училища в Кронштадте), поэтому им часто могли предложить столоваться в кают–компании. Но чаще всего они обитали в большой «гардемаринской» либо «кондукторской» каюте, где занимались и питались. Пища обычно была кают–компанейская, а обслуживалась гардемаринская каюта кают–компанейскими же вестовыми.
В исключительных случаях кают–компания на своем заседании могла потребовать списания с корабля того или иного офицера за действия, позорящие русский военно–морской мундир.

Как мы помним, по старой традиции Русского флота члены кают–компании обращались друг к другу по имени–отчеству. Более того, предложение так себя титуловать мог сделать даже адмирал. Естественно, такое обращение практиковалось только во внеслужебное время, хотя случались и исключения из правил. Обращение же друг к другу по званию считалось солдафонством, присущим исключительно сухопутным войскам.

Как мы уже говорили выше, по традиции командир корабля не был членом кают–компании и мог попасть в ее стены только по приглашению старшего офицера, который выступал от имени всех членов сообщества. Если таких приглашений не было, либо они случались крайне редко, начальник отряда судов мог поднять вопрос об «отрешении » командира от должности из–за отсутствия должного контакта с подчиненными. По традиции командира всегда приглашали на воскресный обед.


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:57
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
По своей воле командир перешагивал комингс кают–компании лишь в исключительных случаях — например, для проведения военного совета, который проводился исключительно в этом помещении. Был и другой вариант — для сообщения офицерам некоей важной новости — например, о рождении наследника престола либо объявления приказа о долгожданном возвращении из дальнего плавания на далекую Родину.
В чем же причина того, что главное лицо корабля исторически не входило в состав кают–компании?
Ответ довольно прост.
Кают–компания представляла собой замкнутую корпорацию в рамках корабля, куда допуск «чужим» был практически закрыт. Офицеры имели полное право критиковать командира (в границах, разрешенных уставом и старшим офицером), и никто не мог в этих пределах ограничивать это право.
Что же касается командира, то он в понимании этой корпорации офицером не был. Он был командиром, и этим было сказано все.
Добавим, что командир корабля не был даже «первым среди равных» — такими правами обладал все тот же старший офицер корабля. Но если сам старший офицер превращался в командира, то он и сам автоматически лишался права по своей воле появляться в кают–компании. Традиции Российского Императорского флота были незыблемыми.


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:57
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Более сложным было положение в кают–компании адмирала и его штаба. С одной стороны, флагман был гостем на борту и имел полное право на почетное место в кают–компании. С другой стороны — он был обладателем собственного салона, и, следовательно, в состав кают–компании входить не мог и влияния на ее деятельность оказывать никакого права не имел. Поэтому в случае пребывания флагмана на корабле его взаимоотношения с кают–компанией обычно строились по типу командирских — приглашения на совместные обеды с офицерами, а в ответ приглашения на трапезу в адмиральский салон. Исключение было одно — наряду с «обычными» офицерами адмирал мог пригласить и очень часто приглашал командира корабля.
Как же выглядела кают–компания на различных кораблях?

С Петровских времен было заведено, что сервировка кают–компанейского стола должна находиться на должном уровне. Для парадных случаев существовали серебряные приборы и хрусталь; даже в дальнем плавании были обязательны салфетки и другие аксессуары, положенные в приличном обществе. Например, указ Петра Великого от 1720 г. требовал иметь на кораблях два вида бокалов — зеленого стекла и прозрачного стекла. Из первых надлежало пить белое вино, а из вторых — красное.


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:58
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Ревнители морских традиций в точности соблюдали петровское указание. Так, один из товарищей гардемарина Ашанина, приглашенного на завтрак к адмиралу, рекомендует ему наливать белое вино в зеленую рюмку, а красное — в маленький стакан. В противном случае флагман мог «взъерепениться».
Отметим, что сервировка для кают–компанейских столов отпускалась всегда «из казны». Поэтому на упомянутые выше серебряные приборы, а также посуду часто наносили монограмму корабля.
По–особому происходили трапезы в шторм.

На обеденном столе жестко закреплялась специальная бечевочная сетка (ее еще называли «скрипкой») или решетка, в ячейки которой ставились тарелки и клались приборы. Бутылки, графины и стаканы клались в решетку плашмя. Как писал современник, «вестовые выписывали вензеля и делали необыкновенные акробатические движения, чтобы донести блюда по назначению и не разметать яства по полу. Приходилось выбирать моменты и обедающим, умело ими пользоваться, чтобы благополучно донести вилку до рта, не разлить вина или не обжечься горячим чаем, который подавался в стаканах, завернутых в салфетку».

Использовался и другой вариант. На сохранившихся до сей поры старых парусниках (например, на сильно выгоревшем в 2007 г. британском «чайном» клипере «Катти Сарк») можно было видеть крайне любопытный подвесной стол, как раз и использовавшийся в шторм.


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:59
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
К подволоку крепился специальный крюк, к которому на длинной медной штанге приделывалась круглая толстая деревянная столешница диаметром около метра. В ней были проделаны различной глубины «лунки» разного радиуса, в которые было положено вставлять стаканы и плошки с едой.
Таким образом, при сильной качке стол мог принять положение, параллельное палубе клипера.
Впрочем, ни «скрипка», ни другие приспособления от боя посуды не всегда спасали. Как рассказывает один из мемуаристов, в дальних походах зачастую чай приходилось из–за отсутствия стаканов пить из «пустых горчичниц».


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 19:59
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
За офицерский стол отвечал особый человек — «содержатель кают–компании». Его бюджет формировался из «столовых денег», которые полагались офицерам. Он закупал продукты, которые позже передавались офицерскому коку, и следил за разнообразием меню.
По уставу содержателя кают–компании офицеры должны были переизбирать каждые три месяца, однако на практике бывали и «вечные содержатели», которые исполняли свои обязанности на протяжении всего срока службы на том или ином корабле. Теоретически содержателя можно было заменить и «вольным» буфетчиком, однако шли они во флот крайне неохотно, поскольку «кочевая» морская жизнь нравилась не всем. Кроме того, буфетчику нужно было платить жалованье, что увеличивало расходы офицеров.
Если несколько кораблей находились в ремонте либо одновременно оказывались в порту на какое–то относительно длительное время, то очень часто обязанности «кормильца» возлагались на одного из содержателей. Вот что пишет в своем дневнике знакомый нам Георгий Карлович Старк, уже произведенный в старшие лейтенанты и недавно принявший командование эскадренным миноносцем «Сильный» (май 1912 г., корабль находится в ремонте в Кронштадте):

«Столуемся все вместе на барже, около которой мы стоим. Кормит нас механик „Деятельного“, отличный хозяин. Во внутреннем плавании я меньше 35 рублей в месяц не платил, а тут платим не более 25 рублей и едим безукоризненно, но он строго требует, чтобы в случае отсутствия ему давали бы знать. Нас столуется 18 человек, а вечером часто бывает, что остается трое, на этом он строит свой расчет».


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 20:00
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Обитателями кают–компаний часто бывали и животные. Иногда это приводило к курьезам. Рассказывает Гаральд Карлович Граф:

«Членом кают–компании числился также и серый попугай с красной головкой, который знал немало слов и даже произносил короткие фразы. Особенно отчетливо он говорил много раз повторяемые фразы вроде: „вестовой, чаю“, „позвать вахтенного“, „вестовые, подавать“ и т. п. Благодаря этому даже получались смешные недоразумения: то вестовой без надобности приносил чай, то преждевременно начинали подавать еду. Старший офицер, когда раздражался на своего вестового, то ругал его дураком, а звали его Степаном. Попка отчего–то это особенно подхватил и часто, сидя на своей жердочке, непрерывно повторял: „Степан — дурак, Степан — дурак“.
Это привело в будущем к очень неприятному инциденту. Когда морской министр вице–адмирал Степан Аркадьевич Воеводский делал смотр крейсеру и, проходя через помещение кают–компании, остановился перед жердочкой попугая, то тот стал настойчиво повторять: „Степан — дурак, Степан — дурак“. Все от неожиданности не знали, что делать, а попугай все повторяет свое: „Степан — дурак“. К счастью, министр сделал вид, что он не разбирает, что тот говорит, и поторопился отойти от попугая. Но неизвестно, как он к этому отнесся. Не подумал ли он, что это злая шутка, тем более командир и старший офицер очень расхваливали попугая».


Кают–компания на корабле
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 20:01
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
на этом всё...

Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству
Манвелов Николай Владимирович

http://fanread.ru/book/11814164/?page=55

Кают–компания на корабле
 
[^]
Veliar331
1.03.2018 - 20:12
-5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.11.14
Сообщений: 11270
Сейчас ничего этого нет. Кают-компания это место, где можно поесть. Да, впрочем, это и к лучшему. Не нужны эти барские замашки.
 
[^]
joker888666
1.03.2018 - 20:13
15
Статус: Offline


Гондольер

Регистрация: 3.11.14
Сообщений: 37731
Вот у меня ещё одна.

Кают–компания на корабле
 
[^]
telefon
1.03.2018 - 20:14
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.10.14
Сообщений: 8445
Прочитал не отрываясь.
Интересно, многие ли из этих традиций сохранились на современном российском военном флоте?
Есть морские офицеры на ЯПе? Просветите!
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 20:15
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата (Veliar331 @ 1.03.2018 - 20:12)
Сейчас ничего этого нет. Кают-компания это место, где можно поесть. Да, впрочем, это и к лучшему. Не нужны эти барские замашки.

у нас народ ещё там фильмы смотрит, караоке поёт по праздникам gigi.gif
но это гражданский флот...

Это сообщение отредактировал BigCap - 1.03.2018 - 20:16
 
[^]
RudVad
1.03.2018 - 20:17
55
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 7.04.10
Сообщений: 98
На современных торговых пароходах тоже есть свои правила.
У капитана, и у его помощников есть свои места для приема пищи, и не дай Бог по незнанию занять одно из них!
Когда приходишь на судно, нужно обязательно у сменщика спросить где было его место. Это передается, менять не желательно. Даже коку удобно, он знает кто чем завтракает, и подаст что нужно.
Офицеры сидят за одним столом, палубная команда за другим, машинное отделение за третьим.
В робе в кают компанию категорически вход воспрещен. Хочешь чаю, иди переоденься.
Всем пожелать приятного аппетита.
Коку сказать спасибо когда поел, тарелку принести на раздатку.
Ну это из личного опыта, у всех по разному..

Это сообщение отредактировал RudVad - 1.03.2018 - 20:25
 
[^]
МихаилЬ
1.03.2018 - 20:18
1
Статус: Offline


Strangers in the Ку…

Регистрация: 19.12.14
Сообщений: 2275
Многого не знал. Спасибо!

Это сообщение отредактировал МихаилЬ - 1.03.2018 - 20:20
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 20:19
13
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата (RudVad @ 1.03.2018 - 20:17)
На современных торговых пароходах тоже есть свои правила.
У капитана, и у его помощников есть свои места для приема пищи, и не дай Бог по незнанию занять одно из них!
Когда приходишь на судно, нужно обязательно у сменщика спросить где было его место. Это передается, менять не желательно. Даже коку удобно, он знает кто чем завтракает, и подаст что нужно.
В робе в кают компанию категорически вход воспрещен. Хочешь чаю, иди переоденься.
Всем пожелать приятного аппетита.
Коку сказать спасибо когда поел, тарелку принести на раздатку.
Ну это из личного опыта, у всех по разному..

всё правильно коллега bravo.gif
 
[^]
Veliar331
1.03.2018 - 20:20
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.11.14
Сообщений: 11270
Цитата (BigCap @ 2.03.2018 - 00:15)
Цитата (Veliar331 @ 1.03.2018 - 20:12)
Сейчас ничего этого нет. Кают-компания это место, где можно поесть. Да, впрочем, это и к лучшему. Не нужны эти барские замашки.

у нас народ ещё там фильмы смотрит, караоке поёт по праздникам gigi.gif
но это гражданский флот...

Я когда на лодках был, там тоже фильмы смотрели, в том числе.
 
[^]
BigCap
1.03.2018 - 20:21
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26692
Цитата (RudVad @ 1.03.2018 - 20:17)
На современных торговых пароходах тоже есть свои правила.
У капитана, и у его помощников есть свои места для приема пищи, и не дай Бог по незнанию занять одно из них!
Когда приходишь на судно, нужно обязательно у сменщика спросить где было его место. Это передается, менять не желательно. Даже коку удобно, он знает кто чем завтракает, и подаст что нужно.
В робе в кают компанию категорически вход воспрещен. Хочешь чаю, иди переоденься.
Всем пожелать приятного аппетита.
Коку сказать спасибо когда поел, тарелку принести на раздатку.
Ну это из личного опыта, у всех по разному..

традиции ещё зависят от национальности капитана....работаю у голландцев поэтому наслышан про их приколы...
 
[^]
stradivari35
1.03.2018 - 20:26
15
Статус: Offline


Мой адрес Советский Союз

Регистрация: 23.09.13
Сообщений: 1899
фото где кают-компания император Александр 3,в бою при Цусиме погиб,нет ни одного который спасся,погибли все включая матросов
 
[^]
RudVad
1.03.2018 - 20:29
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 7.04.10
Сообщений: 98
Цитата
традиции ещё зависят от национальности капитана....работаю у голландцев поэтому наслышан про их приколы...

Я работал на голландцев, ничего необычного. И это был лучший мой контракт. 4 месяца, 2 выходных в неделю. Овертайма выходило треть зарплаты..
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 32513
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх