21
В 1943 году при посредничестве Швейцарии между Японией и США было достигнуто соглашение, о безопасном проходе кораблей с гуманитарными грузами Красного Креста для военнопленных США и союзников, а также интернированных гражданских лиц, содержащихся на контролируемых Японией территориях. Япония выделяла три транспортных судна: «Хакусан-мару», «Хоси-мару» и «Ава-мару». Эти суда выводились из состава флота, маркировались белыми крестами, и должны были двигаться с включенными навигационными огнями по установленному маршруту, согласованному с командованием союзников. Соглашение о безопасном проходе распространялось и на обратные рейс выделенного судна.
"Ава-Мару" выполняло задачи по развозке гуманитарного груза по портам ЮВА. Разгрузившись судно должно было выйти из Сингапура в Японию. В соответствии с достигнутыми соглашениями командование американскими подводными силами на Тихом океане в течение трёх дней открытым текстом передало серию радиограмм с подробным описанием курса и графика движения «Ава-мару».
28 марта 1945 года адмирал Локвуд отдал приказ подводным лодкам, патрулирующим в районах, через которые был проложен маршрут судна: "Обеспечить безопасный проход «Ава-мару», перевозящему груз для военнопленных. Судно будет проходить через ваш район с 30 марта по 4 апреля. Судно освещено ночью и маркировано белыми крестами."
В Сингапуре судно приняло на борт контрабандный груз: олова, свинца и каучука, а также взяло 36 женщин и 14 детей в Сайгоне и 1840 человек в Сингапуре (моряки, инженеры и офицеры торгового флота с затопленных японских судов). Экипаж судна составлял 120 человек.
1 апреля 1945 года американская подводная лодка "Квинфиш" под командованием коммандера Локлина в условиях плохой видимости на радаре обнаружил цель, двигающуюся со скоростью 18 узлов без противолодочного зигзага. Командир лодки принял цель за японский эсминец. Приказ о движении "Ава-Мару" был до него доведен не в полном объеме (без данных о курсе и скорости движения судна). Не вступая в визуальный контакт лодка атаковала и потопила судно.
На месте потопления корабля, Локлин обнаружил, согласно своему рапорту 15–20 выживших, никто из которых, кроме одного человека, не принимал спасательный круг. Через час, при повторном возвращении, больше никого обнаружить не удалось. Также на месте потопления было поднято несколько тюков с сырой резиной, четыре из которых были подняты на борт лодки.
Спасенным был стюард Симода Кантаро, который сообщил американцам название, характер рейса потопленного судна. Локлин немедленно сообщил об инциденте командованию. Командующий ВМС США адмирал Кинг приказал немедленно отстранить Локлина от командования, вернуть лодку в порт, командира передать военному трибуналу.
В суде защита Локлина аппелировала к тому, что судно везло военную контрабанду, а значит формально не являлось запрещенной целью. Это подтверждалось показаниями стюарда и выловленным грузом. Суд отклонил эти доводы, объяснив это тем, что Локлин не мог знать, что было на борту «Ава-мару» и в любом случае не должен был нарушать приказ командования. Вторым доводом защиты было то, что Локлин не имел намерения атаковать "Ава-Мару" неправильно интерпретировав его как эсминец.
Трибунал снял с Локлина обвинения в неисполнении должностных обязанностей и неподчинении приказу, но признал его виновным в халатности. Локлин получил выговор и был отстранён от командования подводной лодкой
Правительство США принесло формальные извинения Японии и предложило предоставить судно со схожими характеристиками, но японское правительство настаивало на полном возмещении убытков. 14 августа 1945 года, за день до объявления о капитуляции, министр иностранных дел Того направил США требование о выплате компенсации в 227.286.600 иен (около 52,5 млн. долларов США). Компенсация выплачена не была, и в 1949 году претензии были сняты по взаимному соглашению.
Согласно "городским легендам" судно в качестве военной контрабанды перевозило золото. Несмотря на то, что американцы рассекретили документы, показывающие движение золота на японских кораблях, умные люди из КНР не поверили правительству подлых американцев, на месте гибели судна были организованы поисковые работы.
Общая стоимость работ составила около 100 миллионов долларов, было осуществлено около 10 тысяч погружений и извлечено 10 тысяч кубометров ила. В 1980 году КНР была вынуждена прекратить безрезультатные поиски ценностей, которых там не было.