Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
256
История этого поиска длилась долгих семь лет. Еще весной 2009 года, в ходе проверки информации, полученной от местных жителей, нами было обнаружено место падения советского самолета. Тогда, на берегу реки Адагум вблизи хутора Ольховский, было найдено скопление мелких фрагментов самолетного дюраля, но основные элементы конструкций находились в русле реки. При помощи щупа и глубинного поискового оборудования удалось локализовать крупное скопление металла на глубине около двух метров примерно в трех метрах от берега

27 фото via

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Осенью прошлого года мы начали раскопки истребителя, но заливавшая раскоп грязь и вода не позволили достичь результата. Работы были свернуты на межсезонье. В этот раз, мы смогли установить номера самолета, и вернуть имя летчика.

Заболоченный рукав Адагума. Грязь, ряска, вонючая вода...


Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Все эти годы мы в мыслях возвращались к этому месту, но реальный шанс провести экспедицию представился лишь в 2015 году. Лето выдалось настолько засушливым, что уровень воды в реке сильно упал, превратив ее в узкий ручей. Первая попытка извлечь самолет из русла реки была предпринята в декабре. Однако, интенсивное поступление грунтовых вод в раскоп свело на нет все наши усилия. Воронка наполнялась водой быстрее, чем мы успевали ее вычерпывать ведрами. И тем не менее, в результате проведенных работ был установлен тип самолета Як-1б и извлечены из раскопа несколько конструкций самолета, в частности обшивка крыла и одна из лопастей винта.

Первые лучи солнцв над Адагумом. Через пару часов подъедут наши ребята и спасатели "Кубаньспаса"

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
С учетом печального опыта мы более тщательно подошли ко второй попытке, предварительно заручившись поддержкой Кубаньспаса. Наличие автоматической помпы и помощь спасателей сыграли решающую роль в успехе повторной экспедиции.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Откачка воды из осеннего раскопа, расчистка и расширение воронки

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Укрепление стенок раскопа кольями.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Позднее, наши помощники подвезут так необходимые листы шифера. Грязь ползет...

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Помпа постоянно забивается грязью и илом, ее приходится останавливать и чистить.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Тем не менее, спасатели отлично справляются с задачей - вода не заливает раскоп

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Тяжелые части самолета, вырываются из плена глины и грязи лебедкой

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
24 апреля 2016 года из земли с глубины двух метров были извлечены обломки самолета, установлен номер мотора, имя пилота и обстоятельства его гибели.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Расположение обломков самолета в земле и их состояние указывали на то, что падал Як под острым углом с северо-запада и при этом сильно горел. На протяжении 70 лет кабина самолета, скрытая тощей воды и земли сохранилась в нетронутом состоянии и после ее обследования мы пришли к однозначному выводу, что в момент удара о поверхность реки, пилота в самолете не было.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Периодически работающие в раскопе сменяются. Выбрасывать грязь, которая прилепает к лопатам - то еще удовольствие.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
А не поддающаяся насосу жижа - вычерпывается и передается на верх ведрами. Круг раскопа - уже тоже болото.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Чистая вода - только для питья. И хоть как то отмыть руки, чтобы хлебнуть чая или быстро перекусить, приходится в гнилой и черной воде. Все ж - не грязь...

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Подъехавшее телевидение - в ужасе от кучи грязи, да антуражных поисковиков...

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Самолет сильно горел еще при падении. Все детали и фрагменты, которые извлечены из раскопа - обуглены пожаром.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Отмывать их то же приходится в воде, которая отсасывается помпой из раскопа

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Дошли до кабины самолета.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Приборы, бронестекло, плексиглас фонаря, появляется из грязи бронеспинка кресла летчика

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Нет пряжек парашютной системы, нет останков - вся извлеченная грязь просеивается на берегу. Летчика нет. Остался жив, продолжил воевать? И вот - то, что мы искали в двух экспедициях - на одном из фрагментов номер мотора!

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Оставалось надеяться, что он сумел спастись и вернулся в часть. В нашем распоряжении был номер мотора М-105ПФ № 315-685, найденный на месте падения, что делало установление истины лишь вопросом времени.

Это сообщение отредактировал ТаганСармат - 29.04.2016 - 22:49

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Хотя еще в ходе экспедиции, когда только был установлен тип самолета, сразу появилась версия, что это машина из состава 3 истребительного Корпуса, воевавшего в этих местах на истребителях Як-1б.
Вскоре наши предположения подтвердились. Вернувшись домой мы «пробили» номер мотора по базе данных и выяснили, что он был установлен на самолете Як-1б № 39129, прибывшим 9 мая 1943 года с завода № 292 в Саратове и зачисленного в тот же день в боевой состав 274 ИАП.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Однако, уже 12 мая 1943 года, приказом по 274 ИАП самолет Як-1б № 39129 с мотором М-105ПФ № 315-685 был списан, как потерянный при боевой работе в результате воздушного боя с самолетами противника.

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
ТаганСармат
29.04.2016 - 22:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.15
Сообщений: 9196
Ранее, в своей книге «Крещение огнем», вышедшей в свет в 2013 году, я на основании архивных документов, самым подробным образом описал каждый воздушный бой пилотов 3-го ИАК в небе Кубани. Теперь, на основании этой информации, не составило никакого труда установить имя пилота и его судьбу.
С учетом того, что 10 и 12 мая 1943 года 274 ИАП не вел боевой работы, а 9 мая все вылетевшие на задание самолеты полка благополучно вернулись на аэродром базирования, оставалось более детально проработать оперативную сводку за 11 мая, когда 274 ИАП не досчитался двух Яков.

Оперативная сводка № 24 Штаба 278 истребительной авиационной дивизии, ст. Славянская, к 22:00 11.05.1943 г., карта 500 000 — 41 г.:
«...17.50 – 19.18 9 Як-7б и Як-1б 274 ИАП ведущий л-т Маркин вылетели на патрулирование в р-не аэродрома. На Н=3500-4000 м 8-10 км ю-з аэродрома Славянская л-т Маркин и с-т Шуйнов были атакованы внезапно 2 Фв-190. В результате атаки самолет Маркина подбит, произвел вынужденную посадку 6 км с-в Анастасиевская. Уже на земле самолет л-та Маркина был подожжен самолетом противника Фв-190. Маркин прибыл в часть. Сержант Шуйнов будучи подбит в воздушном бою по докладам экипажей выбросился на парашюте, парашют не раскрылся. Остальные экипажи произвели посадку на свой аэродром благополучно».
Становилось совершенно очевидно, что пилотом найденного нами самолета был сержант Шуйнов. Впервые он упоминается в Оперативных сводках дивизии 28.04.1943 г. В этот день сержант Шуйнов вместе с другим пилотом Бониным перегнали в расположение дивизии два новеньких самолета Як-7б с аэродрома Миллерово. Второй и последний раз Шуйнов упоминается в сводке за 11.05.1943 года.
Чуть позже, в документах 274 ИАП появляется пометка, что 12.05.1943 года тело сержанта Шуйнова было найдено в плавнях пехотинцами, вывезено в тыл и захоронены на хуторе Ханьков.
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава 3 истребительного авиационного корпуса за период с 10 по 20 мая 1943 года:
«...274 истребительный авиаполк
18. Шуйнов Александр Георгиевич, сержант, пилот, 1922 г.р., уроженец д. Порхино Калининского района Калининской области, 11.05.1943 г. сбит в воздушном бою — погиб, захоронен 12.05.1943 г. на хут. Ханьков Краснодарского края.
Мать — Шуйнова Евдокия Федоровна, проживала по адресу: г. Москва-93, ул. Лосиновская, д. 30, кв. 1».

Эхо войны. Номер на Як-1 вернул имя летчика
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 17290
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх