Тут водитель посмотрел на меня как на дебила... Он ожидал любой вопрос, но не такой... Я чувствовал себя ребенком, который впервые поинтересовался у родителей, откуда дети берутся. Водитель задумался, и я чувствовал, что в его голове перебирались разные варианты ответов, будто перелистывается с шумом старое табло в аэропорту, подбирая нужные буквы и цифры.
— Ну, если Рамзан говорит – это закон, — сказал водитель в надежде, что на этом мой интерес к теме иссякнет.
— Ну, остановит вас гаишник, увидит, что вы не пристегнуты, выпишет вам штраф 500 рублей, как мог бы выписать раньше. В чем проблема? — продолжал я
— Ты понимаешь, там одним штрафом не отделаешься, там и уволить могут, и на всю республику опозорить. Это не просто штраф!
Подобных разговоров было много. Фрагмент одного из них я уже приводил в посте «О чем говорят Чеченцы»:
— Если Рамзан увидит мусор – уволит префекта (главу района). Поэтому там, где Рамзан ездит, всегда идеальная чистота. А ты сверни на соседнюю улицу, там уже будет грязь. Это как получается, лицо помыл, а шею не надо? Так выходит? Зачем эта показуха?
Это рассказал уже другой таксист по дороге в аэропорт. В доказательство своих слов он действительно свернул с главной улицы, и я увидел мусор на обочине, а дальше – разбитую дорогу. Такая картина меня бы не смутила ни в одном другом городе России, но в Грозном этот контраст очень заметен. Таксист, кстати, тоже был пристегнут.
Грозный хорошо делится на то, что видит Рамзан, и то, что остается за кадром. Есть открыточный Грозный, по которому возят туристов, а есть настоящий, где живут простые люди. Эти два города очень разные, и связывает их между собой Рамзан Кадыров. Одного его слова достаточно, чтобы полностью изменить городское устройство.
01. Первая и самая большая проблема Грозного – это общественный транспорт. Удивительно, но нормального общественного транспорта в городе нет. Я уже писал вчера, что до войны в городе был и трамвай и троллейбус.
Трамвай в Грозном, как и во многих других городах СССР, появился ещё в 30-е. В середине века трамвай был главным транспортом для рабочих нефтеперерабатывающего завода, а в 1980-е, в период максимального развития, он перевозил по 40 млн пассажиров в год.
Кстати, последнюю трамвайную линию закончили строить относительно недавно, в 1991 году. Несмотря на проблемы с зарплатой сотрудников депо после распада Советского Союза, трамвай продолжал работать вплоть до 1994 года. Вскоре после начала боевых действий один из трамвайных парков был полностью разрушен вместе с подвижным составом и путями, а другой – фактически заброшен.
Трамвайные пути с улиц города постепенно исчезали в течение 10 лет, а в 2004 власти принимают решение полностью демонтировать линии, несмотря на заявления Минтранса Чечни о возможности возрождения трамвая. Уцелевшие вагоны были отправлены из Грозного в другие города, в том числе в Петербург, Краснодар и Волжский.
Троллейбус Грозного намного моложе, он начал работу под новый 1976-й год. Если основными "клиентами" трамвая были рабочие, то троллейбусная система изначально проектировалась под обслуживание жилых районов. На рубеже 80-х и 90-х почти достроили линию до аэропорта, но проект был свёрнут. Максимальная протяженность троллейбусных линий в городе в 1990 году составляла около 60 км.
Несмотря на боевые действия в городе, троллейбусное депо и многие машины уцелели, однако были серьёзно повреждены линии. Движение собирались вновь запустить в 1997 году, но городское имущество было разграблено. Остатки линий были уничтожены в ходе второго этапа войны. Речи о возрождении грозненского троллейбуса ведутся с 2002 года, за это время было объявлено уже два конкурса на составление проектно-сметной документации.
Последний раз власти Чечни говорили о перезапуске троллейбуса в Грозном в 2014 году. По данным Минтранса ЧР, стоимость восстановления четырёх маршрутов должна была составить 2,5 млрд рублей. Средства планировалось привлечь из федерального бюджета, открытие линий было намечено на 2016 год. Троллейбусы город собирался закупить у российских предприятий. Что ожидает грозненский троллейбус в условиях очередного кризиса – неизвестно.