Медведи и фотографы.
В 1993 году, обучаясь управлению популяциями диких животных на Аляске, я обратил внимание на одного колоритного парня, посещавшего вместе с нами лекции профессора Клейна.
Это был эффектный высокий человек восточного типа, носивший длинные волосы и густую бороду. 'Знаменитый фотограф, - шепнула мне моя приятельница Лорна, - Мичио Хошино, писатель, живет с индейцами среди животных. Ничего не боится!'
Снимки, сделанные Мичио, на самом деле поражали. Это были и поединки медведей друг с другом, и погоня мишек за сусликами, и игра с медвежатами на снегу. По некоторым деталям заднего плана я догадался, что снимки эти сделаны с очень близкого расстояния.
Позднее, когда мы с Мичио однажды обедали в индийском ресторанчике, я спросил его - Мичио, а ты медведей не боишься?
Я? - засмеялся он. - Да я всегда стараюсь подойти к ним поближе!
8 августа 1996 года Мичио Хошино был убит медведем в Кроноцком заповеднике на Камчатке.
Тимоти Тредвелл был профессиональным фотографом, создателем общества 'Люди-Гризли', автором нескольких замечательных фотоальбомов и видеопроектов. Занимался он этим более 10 лет. Он пользовался высочайшим авторитетом среди фотожурналистов и экологов, многие считали его ведущим авторитетом по фотосъемке медведей в Северной Америке. Каждый год он проводил два-три месяца в фотоэкспедициях на Аляске и в Канаде.
Тимоти Тредвелл и его подруга Эми Хьюдженард были убиты бурым медведем на полуострове Катмай, на Аляске 6 октября 2003 года.
В 1994 году там же на Аляске я повстречался с Виталием Николаенко. Это был крепкий живой мужичок, не расстававшийся с видеокамерой и всех поражавший своей экспрессией. Фотографии бурых медведей, сделанные им на Камчатке(а там он жил - прямо в самой Долине Гейзеров) поражали еще больше. Особенно те из них, которые он сделал на заре своей фотографической карьеры - широкоформатные черно-белые снимки. Что-то в них было такое: И что-то еще.
Виталий, - осторожно спросил я его, - а Вы медведей не боитесь?
Да ты что! Я с этими медведями, считай, вырос вместе! Потом, почти всегда можно по глазам зверя увидать, что он задумал, побежит он от тебя, или внимания не обратит: Или наоборот, заинтересуется. Это, можно сказать, кожей чувствуешь.
Виталий Николаенко был убит медведем во время фотосъемки в декабре 2003 года.
За период с 1993 года при съемках медведей в дикой природе погибло 12 профессиональных фотографов, или лиц, их сопровождавших. Это - больше, чем их погибло при съемках тигров, леопардов, львов и акул вместе взятых.
В чем заключается феномен медведя, как опасного зверя? А в том, что он существует, ни у кого из людей, имеющих дело с медведем, как объектом бизнеса (фото- и видеосъемки, трофейной охоты, отлова) не возникает.
Феномен медведя, как зверя, с которым, по мнению многих обывателей, потенциально добродушного и относительно безвредного, уходит корнями в относительно современные детские сказки - английские - о Винни-Пухе, немецкие - про Бумми, американские - про Йоги. Лично мне кажется, что эти сказки задолжали человечеству, как минимум, несколько сотен жизней - тех, кто попробовал перенести их обаяние на реального бурого медведя - недоброго и угрюмого таежного отшельника.
Кстати, исторические оригиналы народных сказок рисуют медведя (в частности, бурого) весьма несимпатичным, вероломным и пакостным зверем (обратимся к сборникам Афанасьева) - именно таким он казался в исторические времена людям, которые жили с ним бок о бок.
На самом деле, немного зверей кажется столь милыми и очаровательными, как маленькие медвежата. Другое дело, в кого они превращаются, достигнув трехлетнего возраста.
В качестве иллюстрации можно заметить, что именно медведи-самцы целенаправленно строят свое питание на ловле собственных детей - как раз этих очаровательных медвежат, в местах медвежьего изобилия.
Восприятие медведя как ближайшего родственника милых друзей нашего детства и содействует смягчению эффекта неумолимой опасности, который присутствует, обычно, при встрече с каждым диким зверем, по размерам приближающемся или превосходящим человека.
Но существует еще один феномен, не менее опасный при общении с этими животными. Это - появление иллюзии 'понимания' дикого зверя, некая псевдоинтуиция, которая, порой, посещает именно тех людей, которые проводят в дикой природе много времени, постоянно общаясь с животными.
Когда мне кто-нибудь говорит, что он встречал медведей в дикой природе двести с лишним раз, будучи без оружия, и все двести раз они расходились без признаков агрессии со стороны медведя, знаете, что я отвечаю?
'Когда-нибудь что-нибудь случается первый раз. И в данной ситуации этот первый раз может оказаться и последним'.