Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
22.01.2025 - 19:04
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
184
10 фото via

Этот грузовик и сегодня вспоминают с теплотой. И это не просто старческая ностальгия. У 130‑го были и объективные достоинства.

Серийный ЗИЛ-130

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ

ЗИЛ-130, по сравнению с предшественником ЗИЛ-164, стал настоящей революцией. Ведь 164‑й вел родословную от ЗИС-150 1947 года, который в свою очередь многое унаследовал от американского International KR11 еще 1940 года. Некоторые агрегаты и узлы, предназначенные для ЗИЛ-130 — новые сцепление, коробку передач, телескопические амортизаторы, тормозную систему с компрессором повышенной производительности и двумя ресиверами, внедрили уже на ЗИЛ-164А 1961 года. Но 130‑й, все равно, был автомобилем принципиально нового поколения.

Машина получила совершенно новый мотор. Рядный нижнеклапанный 6‑цилиндровый двигатель рабочим объемом 5,56 л и мощностью 100 л. с., который ставили на ЗИЛ-164А, явно не подходил новому автомобилю, грузоподъемность которого по сравнению с предшественником выросла с 4000 до 5000 кг. Хотя поначалу, все-таки, рассматривали идею установки на новый грузовик форсированного шестицилиндрового мотора.

Кстати, этот агрегат, в основе которого лежал еще двигатель американского грузовика Autocar конца 1920‑х, выпускали в Союзе еще много лет. В частности, ставили и на часть самосвалов на базе ЗИЛ-130. Но потенциал модернизации «шестерки», по сути, был исчерпан.

Первый опытный грузовик нового поколения ЗИЛ-1Э130, 1956 г.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
На ЗИЛ-130 испытывали и новый мотор V6 мощностью 120 л. с. Но его признали неудачным. Была и идея ставить на московский грузовик заволжский двигатель V8 рабочим объемом 4,25 л, который монтировали на ГАЗ-53 и ГАЗ-66. Но московскому грузовику «сватали» вариант мощностью 138 л. с., который делали для бронетранспортеров.

Но у завода имени Лихачева был уже вполне современный агрегат для лимузина ЗИЛ-111, и именно с ним унифицировали двигатель для нового грузовика. Мотор V8 рабочим объемом 6 л на грузовике развивал 150 л. с. при 3200 об/мин. Поначалу такую мощность некоторые специалисты даже считали избыточной. Но ведь и грузоподъемность заметно выросла. С 1977 года официально указывали даже 6000 кг.

А те, кто делали автомобиль, прекрасно понимали: в СССР грузовики часто грузят по принципу «сколько влезет». Так, что выражаясь современным языком, ЗИЛ-130 был куда эффективней предшественника. Но конечно, шоферы ценили автомобиль далеко не только за это.

Американский Dodge C3‑TA8, у которого для советского грузовика заимствовали конструкцию панорамного ветрового стекла

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
ДУЭЛЬ ЗИЛ-ГАЗ

Первые 700 серийных ЗИЛ-130 изготовили в 1963 году, массовое производство начали в 1964‑м. Водители сразу оценили новую кабину. Ее сделали в стиле американских моделей второй половины 1950‑х. В частности, конструкцию панорамного ветрового стекла заимствовали от Dodge. Но не один заокеанский автомобиль в целом, все-таки, не копировали. Кабина 130‑го была просторной, действительно трехместной, с хорошим отоплением, вентиляцией и обзорностью.

Нравилась шоферам и отличная по тем временам динамика. Максимальная скорость — 85 км/ч была всего на 5 км/ч выше, чем у ГАЗ-53. Но в разгоне московский грузовик был заметно резвее горьковского. Кроме того, на 130‑м стояла коробка передач с синхронизаторами на 2‑5 скоростях.

Коробка ГАЗ-53 тоже имела синхронизаторы на двух высших — 3‑й и 4‑й, но в инструкции рекомендовали, все равно, переключать скорости с двойным отжимом сцепления. Коробка 130‑го, явно, была совершенней и удобней в эксплуатации.

Основные достоинства ЗИЛ-130: просторная кабина, мощный двигатель, коробка передач с синхронизаторами

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
ЗИЛ-130 оснастили и гидроусилителем руля. Невиданная для советских водителей роскошь! К пневматическим тормозам московского грузовика тем, кто ездил прежде на «газонах» с гидротормозами, нужно было попривыкнуть. Но эффективность пневматики была не хуже. Кроме того, воздушная система, в отличие от гидравлики, не подтекала и долива жидкости не требовала.

Наконец, ЗИЛ-130 водители числили более надежным, чем ГАЗ-53. И это, действительно, было так. С оговоркой, что новый советский автомобиль любой модели после получения на автобазе обязательно нужно было «протянуть». Так водители и ремонтники называли долгую, но необходимую процедуру подтягивания болтов, гаек и винтов, крепящих самые важные детали и узы. А в идеале — вообще все соединения.


Седельный тягач ЗИЛ-130В1

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
Самосвал ЗИЛ-555 Мытищинского машиностроительного завода

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
НА ВСЕХ СТИХИЯХ

ЗИЛ-130 выпускали во множестве — более семи десятков (!) модификаций. Помимо бортовых грузовиков, делали шасси с разными базами, в том числе для самосвалов, которые строил Мытищинский машиностроительный завод и для самых разнообразных спецмашин — от фургонов для пожарных автомобилей.

Московские грузовики делали в огромных количествах. Они работали по всей стране — в городах и в деревнях, во всех климатических условиях.

Модернизировали 130‑й неспешно и понемногу. Автомобили с рестайлинговыми кабинами не вышли из стадии опытных образцов. Как и машины с пластмассовым откидывающимся передком. С такой конструкцией экспериментировали в НАМИ.

Но со временем, удачный в начале 1960‑х грузовик перешел в категорию машин, про которые шофер мог сказать: «На таком работал еще отец». А может, кстати, и дед. Впрочем, 130‑й в этом смысле не был в Союзе большим исключением.

Опытный автомобиль с откидывающимся стеклопластиковым передком

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
Длиннобазный ЗИЛ-130Г1 с передней панелью версии после 1976 г.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ

Жизнь шла вперед, а ЗИЛ-130 почти не меняли. Но неизбалованные советские шоферы даже в начале 1980‑х по-прежнему любили и уважали грузовик. Ведь его уже всем известные достоинства никуда не делись, а сравнивали машину, чаще всего, по-прежнему с «газонами», которые тоже почти не модернизировали десятилетиями.

Еще одним достоинством ЗИЛ-130 стал… прожорливый бензиновый двигатель. Дизеля автомобиль так и не дождался. Небольшое количество машин комплектовали импортными дизелями лишь для экспорта, а в Финляндии на советские грузовики дизели Perkins и Valmet ставили самостоятельно.

По паспорту на скорости 60 км/ч ЗИЛ-130 расходовал 29 л бензина на 100 км. В реальной жизни — раза в полтора больше. Но в реалиях советской экономики государственные автохозяйства, тем более шоферов, это мало волновало.

А когда в 1976‑м и в 1981‑м бензин в СССР последовательно дорожал вдвое, бензиновые грузовики стали еще и подкармливать многих ловких водителей. В начале 1980‑х топливо марки А-76 для частников стоило 30 копеек за литр, а водители грузовиков, нехитрым способом увеличивая пробег на одометрах и в путевых листах, продавали «излишки» такого бензина по 15 копеек за литр. Такие — рыночные отношения с привкусом соцреализма стали в те годы массовым явлением.


Один из вариантов рестайлинга ЗИЛ-130, 1964 г.

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
SESHOK
22.01.2025 - 19:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 351186
Завершающая


Только к концу 1980‑х, когда мы с трудом стали учиться соотносить расходы с доходами, прожорливые бензиновые грузовики перестали устраивать некоторые уже приспосабливающиеся к новым экономическим отношениям предприятия.

В Москве потомков ЗИЛ-130 — грузовики семейства ЗИЛ-431410 делали до 1995 года. Всего изготовили свыше 3,38 миллионов машин и шасси. А на Уральском Автомоторном заводе последние грузовики собрали и вовсе уже в 2010 году.

Многие «стотридцатые» и сегодня на ходу. Правда, чаще всего к ним относятся теперь уже не как к простым труженикам, а как к заслуженным ветеранам. И ЗИЛ-130, уж точно, это заслужил.


Последний вариант ЗИЛ-130 с деталями кабины ЗИЛ-131 — ЗИЛ-431410 Уральского Автомоторного завода

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
krolik457
22.01.2025 - 19:14
47
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.02.15
Сообщений: 69
У меня отец в 89 ездил в Москву получать прям на заводе, новый ЗИЛ. Его комментарий - это издевательство над водителем, хроническая болезнь на этой машине это разбитая тряской спина.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Варга
22.01.2025 - 19:15
63
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.13
Сообщений: 1328
Старикану заслуженный почёт!
О ЗиЛке у меня тёплые воспоминания, это в аэропортах бегали ЗиЛки с прицепами для перевозки пассажиров. Я будучи песдюком, просто обожал этот транспорт!

Фото из этих ваших инторнетов. : )

Это сообщение отредактировал Варга - 22.01.2025 - 19:17

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
oknamaks
22.01.2025 - 19:19
31
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 5.07.11
Сообщений: 108
А у меня бабушка на ЗИЛе работала в литейке,заработала там силикоз легких! Но дожила до 91 года! dont.gif

Это сообщение отредактировал oknamaks - 22.01.2025 - 19:19
 
[^]
Накасьвыкусь
22.01.2025 - 19:19
45
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 21.07.16
Сообщений: 641
Я на ЗИЛе учился , да хорошая машина. Но руль по сравнению с камазом просто пестец. Ижрал бензин как не в себя . Еще из его руля дымовухи было оху....
 
[^]
анчихрист
22.01.2025 - 19:21
44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.06.17
Сообщений: 1839
Горючка тогда нихера не стоила.
Мужики перед заездом в гараж на землю её выливали.
Потому что если осталась, значит не работал нихуя

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Shecter
22.01.2025 - 19:22 [ показать ]
-31
k0styan
22.01.2025 - 19:24
13
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.06.13
Сообщений: 14
Сегодня пока с работы ехал два стотридцатых попалось. Сам удивился что на таких ветеранах ездят в городе. Они и в поселках то уже редкость

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Blacksmith24
22.01.2025 - 19:25
45
Статус: Offline


Кузнец

Регистрация: 17.11.15
Сообщений: 435
Да ЗИЛок любили. А вот больше всего ненавидели "Колхиду"
 
[^]
chiefmp
22.01.2025 - 19:27
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.16
Сообщений: 3176
Цитата (SESHOK @ 22.01.2025 - 19:07)
. А на Уральском Автомоторном заводе последние грузовики собрали и вовсе уже в 2010 году.

Был на УАмЗе в 2012 году.Ещё собирали.Но с дизелями от МТЗ.
И 130е и 131е.
 
[^]
С0312
22.01.2025 - 19:29
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.22
Сообщений: 17671
Цитата (Варга @ 22.01.2025 - 19:15)
Старикану заслуженный почёт!
О ЗиЛке у меня тёплые воспоминания, это в аэропортах бегали ЗиЛки с прицепами для перевозки пассажиров. Я будучи песдюком, просто обожал этот транспорт!

Фото из этих ваших инторнетов. : )

Мне почему-то запомнились ЗиЛки и "Колхиды" в качестве тягачей

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
одинизмногих
22.01.2025 - 19:31
27
Статус: Offline


Понаостававшийся

Регистрация: 24.11.13
Сообщений: 9768
Год на бортовом 130 отработал, по ощущениям и по повадкам на дороге - увеличенные в пару раз во все стороны Жигули. Ну это мне так после МАЗа-пятисотки показалось.
 
[^]
Sansoulbreak
22.01.2025 - 19:32
33
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 3.12.15
Сообщений: 33
Только мне выдали новенький ЗИЛ
Сразу червонец на счастье пропил
Сел за баранку,нажал я на газ
Стрелка спидометра ебнула в глаз

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
chiefmp
22.01.2025 - 19:34
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.16
Сообщений: 3176
Цитата (SESHOK @ 22.01.2025 - 19:07)
Последний вариант ЗИЛ-130 с деталями кабины ЗИЛ-131 — ЗИЛ-431410 Уральского Автомоторного завода

Это не УАмЗовский ЗИЛ.Это кабину от седельного тягача (три «бородавки» на крыше)131го на 130й приколхозили.
На уральских ЗИЛах нет букв «ЗиЛ» на капоте.И кабина в «военном» исполнении (решетки на фарах).На гражданских их не было.
В 90х дофига техники и комплектующих из стран Варшавского договора притащили.В том числе тысячи кабин.И ремзаводы стали ставить их на 130е шасси.Да и сам ЗиЛ ставил.

Это сообщение отредактировал chiefmp - 22.01.2025 - 19:38

Герой труда: за что советские водители уважали и даже любили ЗИЛ-130
 
[^]
Трамспорт
22.01.2025 - 19:35 [ показать ]
-54
Pадиотехник
22.01.2025 - 19:37 [ показать ]
-22
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 32860
0 Пользователей:
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх