Советские внедорожники пятидесятых годов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
4.01.2025 - 15:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
77
10 фото via

Первая часть обзора, посвященного советским легковым внедорожникам, которые появились с 1951 по 1960 годы, под конец периода сталинского ампира и в разгар хрущевской оттепели. В этой части речь пойдет только об автомобилях ГАЗ. Следом будет опубликован пост об автомобилях «Москвич», ЗИС и НАМИ.

Также хочу обратить внимание, что ранее уже публиковались аналогичные обзоры по внедорожникам 1930-х и 1940-х годов, прямые ссылки на них размещены в самом низу подборки.

Приятного просмотра!

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 15:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Главный советский внедорожник 1950-х годов – это, без сомнения, ГАЗ-69. Первый прототип этой машины появился еще в 1947-м, но серийное производство удалось наладить лишь во второй половине 1953 года из-за катастрофической загруженности конструкторско-экспериментального отдела автозавода им. Молотова другими проектами (особенно много сил забирали сразу три проекта амфибий, прорабатывавшихся фактически одновременно).

ГАЗ-69 (1954 г., фото из архива автора)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 15:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
На конвейер автомобиль встал сразу с двумя вариантами кузовов: грузопассажирским двухдверным на 8 человек (ГАЗ-69) и пассажирским четырехдверным на 5 человек (ГАЗ-69А). Из-за острой нехватки площадей на ГАЗе выпуск «шестьдесят девятых» почти сразу передали на Ульяновский автозавод, где затем их и делали вплоть до 1973 года.

Впереди – ГАЗ-69А с прицепом ГАЗ-704, за ним – ГАЗ-69 с таким же прицепом (1967 г., фото из архива автора)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 15:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Используя агрегаты ходовой части ГАЗ-69, на заводе также спроектировали комфортабельный вездеход М-72 с закрытым несущим «победовским» кузовом – предшественника современных кроссоверов. Эта очень удачная модель выпускалась в 1955-1957 гг.

М-72 (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 15:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Теперь вернемся чуть назад во времени к эпопее с амфибиями. ГАЗу приказом сверху поручили освоить выпуск амфибии «011», разработанной в московском институте НАМИ на агрегатах ГАЗ-67Б. Доводы горьковчан о том, что сам ГАЗ-67Б со дня на день снимут с производства, и что лучше сразу проектировать новую амфибию на агрегатах ГАЗ-69, во внимание приняты не были.

Конструкция НАМИ-011 оказалась довольно сырой, а потому перед запуском в производство ее пришлось сильно «перелопатить». Но победить все недостатки не удалось, и товарные амфибии ГАЗ-011 (МАВ), собиравшиеся малыми сериями с 1951 года, оказались практически неработоспособными. Ситуацию с амфибиями даже «взяло на карандаш» Министерство госконтроля СССР!

Промыкавшись еще пару лет с доводочными работами, в середине 1953 года газовцы убедили-таки основного заказчика снять неудачную амфибию с производства. За это время успели построить почти три сотни экземпляров ГАЗ-011.

ГАЗ-011 МАВ (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 15:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Предполагая бесперспективность «ноль одиннадцатой» машины, на ГАЗе прямо параллельно с ее доводкой начали готовить совсем другую амфибию на агрегатах ГАЗ-69: она получила индекс ГАЗ-46 (и сохранила то же войсковое обозначение МАВ).

Ее первые опытные образцы были готовы уже весной 1952 года, поэтому снятие с производства ГАЗ-011 в середине 1953-го не вызвало длительного перебоя с поставкой амфибий в инженерные войска: выпуск ГАЗ-46 удалось развернуть уже к концу 1954 года. Затем он продолжался на протяжении четырех лет. Далее выпуск ГАЗ-46 должны были передать на УАЗ, но не срослось…

А к началу 1960-х основной заказчик и сам утратил интерес к технике такого рода. Общий тираж серийных ГАЗ-46 составил шесть с половиной сотен штук.

ГАЗ-46 МАВ (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 15:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Чтобы закрыть амфибийную тему на ГАЗе, нужно упомянуть еще одну экспериментальную машину – ГАЗ-48, она же МАВ-3. Это был плод больного воображения одного из рядовых конструкторов завода, который ловко проведенными интригами с письмами-доносами на имя Сталина умудрился лишить своих должностей директора, главного конструктора и его зама, а также начальника инженерных войск и замминистра автотракторной промышленности.

Поводом стала ситуация вокруг ГАЗ-011. Доносчик пообещал Сталину разработать амфибию принципиального типа, которая наголову превзойдет по характеристикам и ГАЗ-011, и ГАЗ-46. И даже смог построить макетный образец – чрезвычайно сложный и тяжеленный! У него был изменяемый клиренс, бортовая трансмиссия с гитарными передачами, 16 карданами и 10 парами конических шестерен, рулевое управление с отдельными продольными тягами на каждое колесо…

Но умение плести интриги не добавляет технических познаний: проект, обошедшийся в колоссальную сумму, закономерно закончился полным провалом. Удивительно, но зачинщика не только не расстреляли, но даже не посадили: видимо, ему крупно повезло, что Сталин к этому моменту уже умер.

ГАЗ-48, он же МАВ-3 (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 15:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Последним газовским внедорожником пятидесятых годов стала «малолитражка» М-73. Два опытных образца этой машины с 2-местными кузовами пикап и купе построили в 1954 году по настоянию Хрущева.

Двигатель для М-73 применили от «Москвича» модели 402, а трансмиссию и ходовую часть спроектировали с нуля. На автозаводе им. Молотова эту машину выпускать было негде, а другого подходящего завода подобрать не удалось.

М-73 купе (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 16:00
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Завершающая


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! Начало серии можно посмотреть здесь:

Советские внедорожники сороковых годов

Советские внедорожники тридцатых годов


М-73 пикап (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
ПроФФесор
4.01.2025 - 16:09
6
Статус: Online


Директор Каспийского моря

Регистрация: 17.02.12
Сообщений: 1032
Цитата (SESHOK @ 4.01.2025 - 15:59)
Но умение плести интриги не добавляет технических познаний: проект, обошедшийся в колоссальную сумму, закономерно закончился полным провалом. Удивительно, но зачинщика не только не расстреляли, но даже не посадили: видимо, ему крупно повезло, что Сталин к этому моменту уже умер.

Как раз тот случай, когда "или ишак, или падишах, или Насреддин..." ))
 
[^]
WhiskIn
4.01.2025 - 16:09
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.07.14
Сообщений: 6541
В 70-е годы "козлики" ГАЗ-69 были просто повсюду.
 
[^]
ПроФФесор
4.01.2025 - 16:13
3
Статус: Online


Директор Каспийского моря

Регистрация: 17.02.12
Сообщений: 1032
Цитата (SESHOK @ 4.01.2025 - 15:58)
Используя агрегаты ходовой части ГАЗ-69, на заводе также спроектировали комфортабельный вездеход М-72 с закрытым несущим «победовским» кузовом – предшественника современных кроссоверов. Эта очень удачная модель выпускалась в 1955-1957 гг.

Такая вот Победа "4х4" до относительно недавнего времени мелькала где-то на окраине Харькова. С владельцем мне познакомиться не удалось, но я был на стоянке, где он держал свои машины -- там и Победа-кабриолет, и полноприводный Москвич-403, и "Варшавянка" (или Варшава)...
 
[^]
maksvolk
4.01.2025 - 16:14
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 7.02.09
Сообщений: 2102
Цитата (SESHOK @ 4.01.2025 - 14:59)
Последним газовским внедорожником пятидесятых годов стала «малолитражка» М-73. Два опытных образца этой машины с 2-местными кузовами пикап и купе построили в 1954 году по настоянию Хрущева.

сузуки такие в 90-х делала

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
Кварц
4.01.2025 - 16:15
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.16
Сообщений: 2520
ЗИЛ-157 — это трёхосный грузовик повышенной проходимости, выпуск которого был начат в 1958 году на заводе имени Лихачёва. Автомобиль предназначался для Вооружённых Сил, а также для использования в лесном хозяйстве.

Под капотом ЗИЛ-157 стоял рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель объёмом 5,6 литра, который развивал мощность 110 л.с. Коробка передач была установлена механическая пятиступенчатая в сочетании с двухступенчатой раздаточной коробкой. ЗИЛ-157, как и его предшественник ЗИЛ-151, имел сложную трансмиссию с пятью карданными валами.

Особенностью трансмиссии является возможность отключения переднего управляемого моста и отсутствие межосевого дифференциала. Также предусматривалась дополнительная опция — коробка отбора мощности, устанавливавшаяся на грузовик по запросу покупателя.

Масса автомобиля составляла примерно 10 тонн, а грузоподъёмность — 4,5 тонны. Значительным недостатком для такого тяжёлого грузовика было отсутствие гидравлического усилителя рулевого управления.
Но был у ЗИЛа один неоспоримый плюс — это максимальный крутящий момент двигателя, который он развивал на низких оборотах. На тяжёлом бездорожье такие характеристики мотора, схожие с дизельными, позволяли машине легко преодолевать различные препятствия.

Базовая модификация грузовика комплектовалась трёхместной конструкцией. Особенностью грузового автомобиля стала система вентиляции и отопления, в которой была предусмотрена установка электрического вентилятора.

За выдающиеся эксплуатационные характеристики автомобиль был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. Его поставляли в десятки стран по всему миру. Серийное производство моделей семейства ЗИЛ-157 продолжалось до 1988 года, а в Новоуральске их выпускали до 1991 года, хотя последние экземпляры были изготовлены в 1994 году.

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
Kirpi
4.01.2025 - 16:18
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.08.15
Сообщений: 385
Все машинки тесные и узкие. Что за херня? Металла мало?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
PITBRIT
4.01.2025 - 16:30
8
Статус: Offline


Old School

Регистрация: 4.11.05
Сообщений: 7554
Мой дед работал начальником автоколоны , я даже не знаю что это такое почесноку ))) ,он был фронтовик и весь израненый ,машину водил с 38 года ,всю войну за баранкой, был фанат всего что ездило, любил мотоциклы но из за здоровья и возраста не мог больше на них гонять,а на моцик с люлькой смотрел презрительно)) ему удалось вымутить 403 москвич комби - (они так раньше называли универсал) их было мало и частнику достать было почти не реально такой, он его заделал пипец ,я уже не помню что и как но клиренс был мощный и мотор стоял другой ,не штатный ,цвет был сине- зеленоватый , прикольный , его все его друзья так и называли - вездеход и на рыбалку ездили только с дедом тк на нем можно было залезть в ебеня без опасения засесть в говнах. Жалко что дел ушёл рано ,когда мне и 10 не было, он меня научил многим вещам , лет в 7 я услышал из его разговора и запомнил на всю жизнь - "Есть люди которые говорят умные вещи ,но их мало ,остальные же меняют свой базар на твоё сало" ©
 
[^]
maksvolk
4.01.2025 - 16:39
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 7.02.09
Сообщений: 2102
Цитата (PITBRIT @ 4.01.2025 - 15:30)
лет в 7 я услышал из его разговора и запомнил на всю жизнь - "Есть люди которые говорят умные вещи ,но их мало ,остальные же меняют свой базар на твоё сало" ©

Есть тёти как тёти
Есть дяди как дяди
Есть люди как люди
Есть бляди как бляди.. .

Но в жизни бывает порой по-другому:
Есть тёти как дяди
Есть дяди как тёти
Есть бляди как люди
И люди.. . как бляди...
 
[^]
SESHOK
4.01.2025 - 16:44
4
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Цитата (Кварц @ 4.01.2025 - 16:15)
ЗИЛ-157 — это трёхосный грузовик повышенной проходимости, выпуск которого был начат в 1958 году на заводе имени Лихачёва. Автомобиль предназначался для Вооружённых Сил, а также для использования в лесном хозяйстве.
....

Коллега, обязательно будет тема про грузовые вездеходы, возможно обширный обзор. А эта, как выше указано: посвящено советским легковым внедорожникам pray.gif dont.gif gigi.gif
 
[^]
Blacksmith24
4.01.2025 - 17:15
10
Статус: Offline


Кузнец

Регистрация: 17.11.15
Сообщений: 435
Москвич 403 вездеход

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
antonyblock
4.01.2025 - 17:40
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.05.14
Сообщений: 2153
ГАЗ-69 - просто выстрелил в Будущее! понятно, что фундаментом ему послужили десятки прототипов, но это и есть путь Легенды! когда-то Количество при усердии и настойчивости все равно переходит в Качество! Козлик это доказал!
 
[^]
1bolt1
4.01.2025 - 17:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.06.18
Сообщений: 1704
Ездил пацаном на нем, других не было в деревне. Его бы причесать 3 литровый момторчик, салончик по фэншую и в ебеня.
 
[^]
Evpatii1200
4.01.2025 - 17:46
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.22
Сообщений: 1695
Цитата (Blacksmith24 @ 4.01.2025 - 17:15)
Москвич 403 вездеход

Батя на таком в конце 60х работал. Директора совхоза возил. До этого ездил не на Газ-69. а на Газ 67...

Советские внедорожники пятидесятых годов
 
[^]
Rokz
5.01.2025 - 03:03
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.08.22
Сообщений: 347
Цитата (Blacksmith24 @ 04.01.2025 - 17:15)
Москвич 403 вездеход

В начале 2000-х у нас в поселке такой был. Мы на на в лес гоняли за грибами да шишками. Зферь-машина. И хозяин рулевой без тормозов, отчасти ещё и поэтому не застревали. Двигатель, кстати, был 408, а не родной.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Rokz
5.01.2025 - 03:04
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.08.22
Сообщений: 347
Цитата
Батя на таком в конце 60х работал. Директора совхоза возил. До этого ездил не на Газ-69. а на Газ 67...

И такой тоже был, но на агрегатах от 21-й Волги. И с жëстким самодельным верхом. А в соседней деревне ржавеет 69 у ограды, дед и бабка старые, а молодëжи, видимо, похрен на него или тяму нет.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Kirpi
5.01.2025 - 09:43
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.08.15
Сообщений: 385
Цитата (1bolt1 @ 04.01.2025 - 17:45)
Ездил пацаном на нем, других не было в деревне. Его бы причесать 3 литровый момторчик, салончик по фэншую и в ебеня.

Просто купи себе jeep gladiator и кайфуй.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 11057
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх