Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
5.11.2024 - 14:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
112
16 фото via

На грандиозном автозаводе в Тольятти только начинался монтаж оборудования, а в бывшей прачечной общежития по адресу ул. Победы, д. 28 дизайнеры Центра стиля ОГК уже приступили к макетированию новых, полностью самостоятельных моделей ВАЗ. Хотя ни о каком ином автомобиле, кроме как о будущем ВАЗ-2101 распространяться запрещалось, какие могли быть тайны в маленьком Тольятти?

Предложение по улучшению внешнего вида ВАЗ-2101 с прямоугольными фарами производства фабрики FER (г. Рула, ГДР), вариант В. И. Пашко. 1971 г.


Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
В конце 1969‑го Центр стиля перевели в Дирекцию ВАЗа на ул. Белорусскую, 16, где помещение позволяло лепить полноразмерный пластилиновый макет. В 1970‑м главным дизайнером назначили Марка Васильевича Демидовцева — он прославился на всю страну концептуальным автобусом «ПАЗ-Турист», и вазовцы его сманили. Центра стиля переехал в Корпус вспомогательных цехов (КВЦ), где уже можно было развернуться. К разработке переднеприводного ВАЗ-1101 и полноприводного ВАЗ-2121 прибавилась задача модернизации ВАЗ-2101.

ВАЗ-2101 с бумажными фарами — один из вариантов обновления внешнего вида в тесных условиях Центра стиля на КВЦ.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Зачем модернизировать толком еще не освоенный новый автомобиль, в создание которого и так вложено столько сил и средств? Простому советскому человеку, не знакомому с понятием «производственный цикл», это трудно было объяснить (к тому же, Артур Хейли тогда еще не закончил свой роман «Колеса»).

Однако, в производственном цикле автомобиля от разработки технического задания до начала серийного производства проходит от трех до пяти лет. То есть, приступая к разработке новой модели в 1970 году, в серию ее получилось бы запустить в лучшем случае в 1973‑м.

Предложение по улучшению внешнего вида ВАЗ-2101 с прямоугольными фарами производства фабрики FER (г. Рула, ГДР), вариант В. А. Антипина. 1971 г.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
ВАЗ-21011 и ВАЗ-21021 были разработаны в январе-апреле 1972 года.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Вот почему, несмотря на шикарный задел (в итоге позволивший Волжскому автозаводу пять лет кряду выстреливать по новинке ежегодно), никто не собирался прохлаждаться. Менялись требования ЕЭК ООН, менялась мода — приходилось соответствовать. При этом работать приходилось в жестких рамках, обусловленных отлаженным производственным процессом.

Один из дизайнеров, кому пришлось участвовать в модернизации ВАЗ-2101, Владислав Иванович Пашко, считает, что заниматься рестайлингом уже существующей модели куда сложнее, нежели создавать новую: «Существует масса ограничений, связывающих руки дизайнера».

Универсал ВАЗ-2103 существовал в единственном экземпляре. Его предлагали сами итальянцы, но после анализа советского рынка, руководство Волжского автозавода решило остановиться на единственном универсале, 2102. В дальнейшем на экспорт поступали 2102 с моторами как 1,2, так и 1,5 л. Эти машины заметно потеснили фиатовские Familiare на западных рынках.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Так перед началом работ по ВАЗ-21011 Владислава Ивановича Пашко напутствовали: «Есть форма, постарайся в нее вписаться!». Вписаться предстояло и в невероятную тесноту мастерской на КВЦ, ее площадь составляла всего 20 на 20 метров. Ну, вписываться, так вписываться! Изменения облицовки макетировали, рисуя в полный размер гуашью на ватмане. С конвейера откатили готовый автомобиль, и бумажные облицовки по очереди наклеивали ему на передок.

Обновление внешнего вида «Жигулей» по предложению Владимира Алексеевича Антипина, 1974 г.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Однако за плечами главного дизайнера Демидовцева имелся опыт создания первого в нашей стране отдельного, комплексного заводского дизайн-центра — на Павловском автобусном заводе (1965 г.). Конечно, в Тольятти дело продвигалось легче — возможности ВАЗа в этом плане были не в пример шире павловских. И все же служебную записку о создании полноценного Центра стиля Демидовцев подавал В. Н. Полякову с дрожью в руках.

Решил, что стены демонстрационного зала непременно должны быть отделаны мрамором, но в «служебке» написал: «улучшенная отделка стен». Генеральный директор бумагу завизировал. Так родился знаменитый «Греческий зал». Как раз в это время Аркадий Райкин прочитал из телевизоров одноименную миниатюру Михаила Жванецкого. Мрамор, античность, Греция — название родилось само собой.


Интерьер отвечал требованиям ЕЭК ООН по пассивной безопасности: мягкая передняя панель, зеркало на шаровом шарнире, антибликовые приборы, подвесная педаль акселератора.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Главный дизайнер АвтоВАЗа Марк Васильевич Демидовцев (13.05.1929 – 01.06.2011) выступает на семинаре «Дизайн — производству» в Тольятти 21–22 октября 1983 года.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:13
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Работа над ВАЗ-21011 завершилась в апреле 1972 года. Почти все предложения Владислава Ивановича Пашко, и Николая Ивановича Кузнецова, и Владимира Эрастовича Степанова, и Владимира Алексеевича Антипина были отвергнуты. Хотя, следует все же признать, что модернизация была произведена весьма изобретательно.

Внешне автомобиль отличался от ВАЗ-2101 бамперами без «клыков», радиаторной решеткой иного рисунка и другой эмблемой, панелью передка с кожухами фар (деталь 21011‑5301240) с четырьмя окнами, вентиляционными отдушинами в задних стойках крыши, наружными зеркалами иной формы, приборной панелью и раскроем обивки сидений, подлокотниками, а также картами дверей (в задние встроили пепельницы).

В соответствии с требованиями ЕЭК ООН, подфарники сделали оранжевыми, в фары встроили лампы габаритных огней, а в задние фонари — катафоты, перенесли фонарь заднего хода, с рулевого колеса убрали травмоопасное кольцо звукового сигнала, установили травмобезопасное салонное зеркало.

План Центра стиля АвтоВАЗа в корпусе № 50. Помещение с двумя поворотными кругами — «Греческий зал». Кстати, о секретности дизайнерских работ: впервые охрана появилась у дизайнеров после переезда в 50‑й корпус.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:13
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
«В Греческом зале, в Греческом зале!..» Один из вариантов обновления ВАЗ-21011, дизайнер Владимир Алексеевич Антипин, 1974 г.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:13
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Технические усовершенствования широко известны (двигатель, прежде всего). Отметим лишь, что в автомобиле еще оставалась педаль акселератора с напольным креплением — подвесной она станет только в июле 1975 года.

Точно таким же изменениям подвергли универсал ВАЗ-2102 — модификация получила обозначение ВАЗ-21021. Но запускать ее в производство не спешили: посчитали, что советский потребитель вполне может удовольствоваться обычным ВАЗ-2102. Отдельные наработки (прежде всего обусловленные нормами активной и пассивной безопасности) использовали на экспортных «комби» и «эстейтах». Однако вплоть до замены на ВАЗ-2104 экспортные универсалы Lada останутся клыкастыми и без ноздрей в передке.

Вид сзади. Под общие плафоны задних фонарей включены огни заднего хода.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:14
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Также раньше решили не выпускать универсал на базе ВАЗ-2103 — обошлись модификацией 21023 с трешкиным мотором. Еще раз поражаешься, насколько дальновидно был составлен договор с FIAT! Располагая тремя вариантами кузова и тремя базовыми двигателями, и разумно комбинируя их, Волжский автозавод смог с минимальными затратами получить свыше 20 разных модификаций «классики»!

Однако по мере того, как весь этот список понемногу исчерпывался, вновь назревал вопрос об изменении экстерьера и интерьера «классики». Поначалу, в 1974 году, от дизайнеров требовали придумать только новые панели задка и передка, а все крупные лицевые панели оставить неизменными (штампы дорогие!). Попробовали — поняли, что выигрыша никакого.

Тогда решили менять внешность, сохраняя только самые крупные штампы — пол, крышу, ветровую раму. По этому пути уже пошла фирма FIAT, представив модель Fiat-131 Mirafiori. В Центре стиля ВАЗ было выполнено несколько поисковых макетов в натуральную величину, один из которых (автор — Владимир Эрастович Степанов) в итоге превратился в серийный ВАЗ-2105.

По мнению многоуважаемого Владислава Ивановича Пашко, экстерьер ВАЗ-2105 выполнен гораздо чище, чем у Fiat-131, притом, что в нашем случае у дизайнеров было куда больше ограничений, чем у итальянских. В основном сдерживало огромное количество оснастки на конвейере, которую в ином случае пришлось бы переделывать. Ведь запуск нового кузова, это, по сути, строительство нового завода.

Владислав Иванович Пашко вспоминает, что FIAT предлагал «АвтоВАЗу» в качестве замены семейства 2101 модель Fiat-131 Mirafiori, и он даже прорабатывал варианты экстерьера.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:14
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Конечно, желание заводского начальства оставить все, как есть, диктовалось нежеланием дополнительных трат. Если уж говорить прямо, то попросту, нищетой. А никак не эстетическими соображениями. Нипочем не догадаетесь, какое условие ставилось дизайнерам в первую очередь перед началом работ по ВАЗ-2106: снизить использование дорогостоящего цинкового сплава в декоративной облицовке передка!

Вот так и появились пластиковые «очки» (кстати, а сама решетка, наконец, стала цельной, поскольку, в отличие от решетки ВАЗ-2103, уже помещалась в гальваническую ванну завода ДААЗ). А мы твердим: творческий замысел, полет фантазии!


Это еще не «шестерка», а ВАЗ-2103 S. Один из наиболее интересных элементов этого автомобиля — задние фонари с встроенной подсветкой регистрационного знака (дизайнер Владислав Эрастович Степанов). Знак подсвечивался с обеих сторон. Дизайн передней части ВАЗ-2106 выполнил Владимир Алексеевич Антипин.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Но именно скаредный подход на поверку оказался верным! Прямоугольными фарами первым начал украшать Fiat-124 испанский SEAT: выглядело нарочито. Как броский макияж у стареющей дамы. Кого испанцы пытались ввести в заблуждение? Напротив, Lada с круглыми фарами среди европейских конкурентов смотрелась вполне органично — честный дизайн за свои деньги. Да и вообще, в этом ценовом сегменте цена и потребительские качества превалируют над модой. Или даже диктуют моду.

Да и вообще, успех на рынке не всегда обеспечен остромодностью продукта. Показательный пример тому — ВАЗ-2106, пользовавшийся спросом до последних дней на конвейере.


Судьбу нового автомобиля в СССР могло решить единственное замечание высоких гостей из столицы, перед которыми даже могущественный генеральный директор Виктор Николаевич Поляков (второй слева) замирал в почтительной позе. Пояснения дает технический директор Житков, в группе узнается главный конструктор Владимир Сергеевич Соловьев (еще живой; это, вероятно, одно из последних фото с ним). 1975 год.

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Куда более подробно обо всем это изложено в книгах. Помимо широко известной трилогии «Высокой мысли пламень» готовы порекомендовать книгу Павла Молчанова «Шестая и главная» о ВАЗ-2106. Если посчастливится ее разыскать — тираж был всего 500 экземпляров. В ней, в частности, упомянут уникальный представитель классического семейства, построенный в 1979 году чуть ли не по заказу самого Брежнева.

На обычный ВАЗ-2106 с «канадскими» алюминиевыми буферами дизайнер Александр Беляков и слесарь Михаил Антонов приделали помпезную облицовку от утвержденного к производству ВАЗ-2107, а также сиденья от ВАЗ-2107 с интегрированными подголовниками и карты дверей. В шутку машину прозвали «полседьмого».

Радикальный вариант обновления ВАЗ-2101, предложение дизайнера Пашко. Натурный пластилиновый макет. Проект носил амбициозное название ВАЗ-2101‑80, то есть, модель «олимпийского» года!

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
SESHOK
5.11.2024 - 14:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 344525
Завершающая


Впрочем, обстоятельства появления и дальнейшая судьба этой уникальной машины остаются загадкой. Почему-то считается, что автомобиль предназначался племяннику Леонида Ильича. Вот только племянника у Брежнева, кажется, не было…

Напротив, известно, что в апреле 1979‑го исполнялось 50 лет Галине Леонидовне Брежневой. А утверждение ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 к серийному производству председателем Совета министров СССР Косыгиным состоялось в марте.

Если созданный дизайнером предмет в дальнейшем невозможно как-то улучшить, это служит доказательством несомненной творческой удачи. Это, разумеется, гипотеза. И многие с ней не согласятся. Хотя, к примеру, все известные на текущий момент попытки «осовременить» ВАЗ-2121 «Нива» (автор дизайна Валерий Павлович Семушкин) привели лишь к уродованию первоначального замысла. Предложенная гипотеза подтверждается и предпринятыми в перестроечные времена попытками рестайлинга ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 и ВАЗ-2104 — совершенно беспомощными.

Правая часть пластилинового макета ВАЗ-2101‑80 — «трехдверная». Так поступают во всех дизайн-студиях мира для экономии места: все равно, обе стороны одновременно не увидишь!

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
Жабун
5.11.2024 - 14:17
16
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.10.24
Сообщений: 57
Цитата
Владислав Иванович Пашко, считает, что заниматься рестайлингом уже существующей модели куда сложнее, нежели создавать новую: «Существует масса ограничений, связывающих руки дизайнера».


Как дизайнер - соглашусь на все 100%, причем это касается любого проекта, не только автомобильного.

Многие не понимают, почему проще порой создать новый лендинг, чем ковырять их старый, созданный рукожопом с похмелюги.
 
[^]
KAZUMOTO
5.11.2024 - 14:21
4
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 14.01.23
Сообщений: 698
....всё заебись, всё супер - а что мы имеем сейчас?
 
[^]
Жабун
5.11.2024 - 14:23
15
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.10.24
Сообщений: 57
Вот помню, ещё в СССР ходила такая байка:
Чтобы японцам перепрофилировать свои станки на производство другой модели авто, им требуется около пол-дня на это.
Нашим - около полугода.

Понятно что байка утрированная, но думаю близка к правде.


Видимо, нихуя со времён Союза не поменялось до сих пор..

Это сообщение отредактировал Жабун - 5.11.2024 - 14:23
 
[^]
mezzo
5.11.2024 - 14:23
22
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 10.07.10
Сообщений: 574
А вот последний пластилиновый макет ВАЗ-2101‑80 прям соска. Особенно в варинате купе.
 
[^]
littledetina
5.11.2024 - 14:25
11
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 29.11.15
Сообщений: 284
Цитата (Жабун @ 05.11.2024 - 14:17)
Как дизайнер - соглашусь на все 100%, причем это касается любого проекта, не только автомобильного.

Многие не понимают, почему проще порой создать новый лендинг, чем ковырять их старый, созданный рукожопом с похмелюги.

Как электрик соглашусь. Легче иногда новую проводку покинуть чем искать проблему в замурованых в стену проводах.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Severodvinec
5.11.2024 - 14:27
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.04.11
Сообщений: 1246
Цитата (littledetina @ 5.11.2024 - 14:25)
Цитата (Жабун @ 05.11.2024 - 14:17)
Как дизайнер - соглашусь на все 100%, причем это касается любого проекта, не только автомобильного.

Многие не понимают, почему проще порой создать новый лендинг, чем ковырять их старый, созданный рукожопом с похмелюги.

Как электрик соглашусь. Легче иногда новую проводку покинуть чем искать проблему в замурованых в стену проводах.

Конечно проще, но не эстетично.
 
[^]
Васяныч
5.11.2024 - 14:28
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.09.13
Сообщений: 1637
Цитата (SESHOK @ 5.11.2024 - 14:10)
16 фото via

На грандиозном автозаводе в Тольятти только начинался монтаж оборудования, а в бывшей прачечной общежития по адресу ул. Победы, д. 28 дизайнеры Центра стиля ОГК уже приступили к макетированию новых, полностью самостоятельных моделей ВАЗ. Хотя ни о каком ином автомобиле, кроме как о будущем ВАЗ-2101 распространяться запрещалось, какие могли быть тайны в маленьком Тольятти?

Предложение по улучшению внешнего вида ВАЗ-2101 с прямоугольными фарами производства фабрики FER (г. Рула, ГДР), вариант В. И. Пашко. 1971 г.

Жигулич на первой

Это сообщение отредактировал Васяныч - 5.11.2024 - 14:28
 
[^]
ЕхалШина
5.11.2024 - 14:37
6
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 15.09.20
Сообщений: 191
Цитата (mezzo @ 5.11.2024 - 14:23)
А вот последний пластилиновый макет ВАЗ-2101‑80 прям соска. Особенно в варинате купе.

Что-то напоминает

Непризнанная «классика»: уникальные версии «Жигулей», не пошедшие в серию
 
[^]
VicBeard
5.11.2024 - 14:41
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.17
Сообщений: 15780
Цитата
Конечно, желание заводского начальства оставить все, как есть, диктовалось нежеланием дополнительных трат. Если уж говорить прямо, то попросту, нищетой.

Помнится у Хейли в "Колёсах" герой переживает, что себестоимость придётся повысить на 5 баксов. Так что это обычное дело - стремление уменьшить затраты при производстве, а не нищета.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30685
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх