"Жигулям" с "Ванкелем" исполнилось 40 лет. История уникального отечественного двигателя для "догонялок".

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SantaLittle
20.09.2022 - 06:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.16
Сообщений: 3168
124
Сорок лет назад на выставке Научно-Технического Творчества Молодежи 1982 года Волжский автомобилестроительный завод ВАЗ показал первый отечественный мотор Ванкеля.

Эта необычная конструкция отличалась чрезвычайно высокой эффективностью и обещала переворот в автомобилестроении. Было выпущено несколько двигателей подобной конструкции, которые полюбились сотрудникам советской милиции и Комитета государственной безопасности КГБ за высокую мощность и яркие динамические характеристики. Однако в массовое производство этот тип силового агрегата не пошел. Почему же мотор, считавшийся перспективным, не нашел понимания у автомобилистов?

Что такое мотор Ванкеля?

Немецкий инженер-самоучка Феликс Ванкель разработал принципиально иной двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в котором вместо обычных поршней работали трехгранные роторы с эксцентриковым механизмом.

Все такты обычного ДВС протекали внутри одной камеры, благодаря чему роторно-поршневой мотор (РПД) развивал высокую мощность и крутящий момент при относительной простоте конструкции.

Сначала Феликс Ванкель попытался предложить свои разработки в авиастроение, но совместные эксперименты с BMW в 30-е годы показали, что конструкция силового агрегата несовершенна и требует доработок. Несмотря на это, инженер не прекращал работу над собственным РПД и к середине 1950-х годов совместно с компанией NSU ему удалось представить серийный мотор для заднемоторного автомобиля Prince Spyder, который стал предтечей компактных Audi.

Концерн Volkswagen приобрел фирму NSU и даже выпустил прототип Audi KKM с мотором Ванкеля. Однако в серию машина не пошла, так как немцы посчитали более перспективным рядный 5-цилиндровый двигатель.
Зато Audi KKM прогремела на многих автосалонах и сделала Ванкеля знаменитым.

Начало работ на ВАЗе.

В начале 1970-х годов вслед за Audi многие автопроизводители начали экспериментировать с моторами Ванкеля. И хотя Audi отказалась от развития этой темы, мотор Ванкеля подкупал инженеров по всему миру выдающимися характеристиками.

При малом весе и компактных размерах он мог поспорить по мощности с крупными V-образными агрегатами. Двухсекционный РПД по характеристикам был аналогичен 6-цилиндровому бензиновому двигателю. Наибольших успехов в доводке РПД достигли Mazda и Ford.

Инженеры Волжского автозавода тоже соблазнились перспективной разработкой и решили создать свой РПД. В 1976 году предприятии было сформировано конструкторское бюро СКБ РПД. Инженеры взяли за основу роторно-поршневой агрегат Mazda RX-2 и после его глубокого изучения сделали свой вариант под индексом ВАЗ-311. Мотор имел одну секцию Венкеля мощностью 70 л. с.

В 1978 был готов опытный образец мотора. Его растиражировали в количестве 50 штук и установили на серийные автомобили ВАЗ-2101. Пятьдесят экспериментальных машин отправилось на дороги общего пользования для всесторонних испытаний.

«Сырой» мотор показал себя не с лучшей стороны. Испытатели фиксировали частые поломки уплотнителей и подшипниковых узлов. Появились проблемы с балансировкой роторно-эксцентрикового механизма (РЭМ), что приводило к вибрациям. В итоге первый советский РПД отправили на доработку.

В течение трех лет инженеры исправляли недостатки РПД и к началу 80-х добились существенного прогресса. Мотор уже мог сравнительно бесперебойно работать в течение нескольких лет эксплуатации, выдавая хорошие характеристики.

В 1982 году роторный ВАЗ 21018 был показан на выставке «Научно-Технического Творчества Молодежи» в Москве. Это был серийный автомобиль, который предполагалось запустить в производство.

Хотя автомобилисты при всей любви к инновациям отнеслись к новинке прохладно. Мотор имел склонность к высокому потреблению масла, да и запчасти на него было не достать.

Однако нашлись потребители, которые спасли проект. Это были МВД и КГБ, для которых требовались быстрые автомобили для преследования нарушителей и перехватов на автодорогах. Специально для спецслужб был разработан мотор с двумя секциями Венкеля РПД ВАЗ-411 суммарной мощностью 120 л. с. Благодаря ему «Жигули» разгонялись до 100 км/ч за 9 секунд, а максимальная скорость достигала 160 км/ч. В 1986 году была выпущена первая партия спецавтомобилей для милиции ВАЗ 21059, которые в народе тут же окрестили «догонялками».

Третья генерация роторно-поршневого мотора пошла в серию в начале 90-х годов под индексом РПД ВАЗ-413. Этот мотор после модификации получил систему впрыска, и его мощность поднялась до 140 л. с.

В 1991 году был выпущен ВАЗ 21079 с таким усовершенствованным мотором. Максимальная скорость машины достигла уже 180 км/ч. Тем самым, роторные ВАЗы могли догонять и преследовать любые иномарки той поры.

В последние годы существования СССР роторные моторы проходили тесты на «Волгах» и «Чайках». Подкупала высокая мощность и компактные размеры двигателя. К примеру, на ГАЗ 31028 стоял уже усовершенствованный трехсекционный РПД ВАЗ 431, который развивал мощность 210 л. с. Для «Чайки» подготовили уже четырехсекционный ВАЗ 441 мощностью 280 л. с.

Правда, ресурс роторно-поршневых двигателей был невысок. Уже после пробега 40-50 тыс. км начинались проблемы с балансировкой роторно-эксцентрикового механизма.

Последняя модификация роторно-поршневого мотора была выпущена в 1997 году под индексом РПД ВАЗ 415. Силовой агрегат развивал 135 л. с. и шел на «Самары— ВАЗ 2109–91, ВАЗ 21099-91 и ВАЗ 2115-91. Но в те годы главный заказчик уже потерял интерес к устаревшим машинам. В качестве «догонялок» спецслужбы стали закупать мощные немецкие модели BMW.

Роторные «Самары» поступили в свободную продажу, но понимания у автомобилистов не нашли. По сравнению с обычными 4-цилиндровыми моторами, РПД имел существенные недостатки, а именно большой расход топлива, высокую токсичность выбросов, а главное, высокую стоимость запчастей и низкий ресурс.

Хотя еще какое-то время завод продолжал развивать направление роторно-поршневых двигателей, пока в 2004 году окончательно не закрыл конструкторское бюро СКБ РПД. Эпоха отечественных роторно-поршневых моторов закончилась.

Источник - https://aif.ru/auto/about/zhiguli_vankelya_...otornym_motorom

Это сообщение отредактировал SantaLittle - 20.09.2022 - 06:26

"Жигулям" с "Ванкелем" исполнилось 40 лет. История уникального отечественного двигателя для "догонялок".
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Bashorc
20.09.2022 - 06:29
91
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.05.15
Сообщений: 9169
Ну, к слову сказать, роторно-поршневые двигатели во всем мире до ума довести не сумели, не только наши конструктора.
Идея перспективная но сложностей выше головы.
 
[^]
Simracer
20.09.2022 - 06:30
33
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 17.08.12
Сообщений: 986
Мазда тоже особо их не развивает. Только на RX серию и ставила. Проблемы те же - низкий ресурс и масложор. Мощность при компактном размере - это да, это есть. Может в этом и кроется источник всех бед.
 
[^]
mnr1
20.09.2022 - 06:36
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.07.13
Сообщений: 5438
короче БМВ раньше всех просекли что не потянут такой двигатель, а остальные еще помучались.
 
[^]
Rumer
20.09.2022 - 06:36
14
Статус: Online


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 18064
На Mazda RX 8 разок прокатился smile.gif Мне в ней было настолько тесно, что оценить прелести роторного мотора просто не смог.
 
[^]
ParazitN
20.09.2022 - 06:50
10
Статус: Online


Внештатный помощник админа

Регистрация: 20.12.17
Сообщений: 1082
Цитата (SantaLittle @ 20.09.2022 - 07:25)

...Эта необычная конструкция отличалась чрезвычайно высокой эффективностью и обещала переворот в автомобилестроении...

Эта конструкция всегда отличалась высокой эффективностью жрать горючку как не в себя и сраться сизым дымом из-за вечного масложора.
Тупиковая ветвь развития, даже ЯПы это признали, свернув выпуск RX серии Мазды.

Единственное применение Ванкеля - малая авиация, где малый вес при высокой мощности как раз необходимы, ну и плюс более-менее статичные режимы работы, что положительно сказывается на ресурсе, хотя он все равно ужасающе мал по сравнению с поршневиками.
 
[^]
TVAR
20.09.2022 - 06:51
5
Статус: Offline


Вождь эскадрильи конных водолазов

Регистрация: 16.10.05
Сообщений: 15782
Цитата (Rumer @ 20.09.2022 - 06:36)
На Mazda RX 8 разок прокатился smile.gif Мне в ней было настолько тесно, что оценить прелести роторного мотора просто не смог.

Ну не знаю... Я катался в RX-7 с трехсекционным ротором, и это было неплохо. правда, я тогда весил всего 110 кило , и она мне тесной не показалась)))
 
[^]
megozavrik
20.09.2022 - 06:54
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.12.15
Сообщений: 3995
Движок чисто для спорта. Ресурс 50-100К, малопригодный к ремонту. У нас в городе пятерка с таким двиглом ездила, шумная пиздец со стоковым глушаком.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Андрюхатлт
20.09.2022 - 07:05
12
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 30.09.16
Сообщений: 1399
Цитата (Simracer @ 20.09.2022 - 06:30)
Мазда тоже особо их не развивает. Только на RX серию и ставила. Проблемы те же - низкий ресурс и масложор. Мощность при компактном размере - это да, это есть. Может в этом и кроется источник всех бед.

Масложор из-за проблемы уплотнения, а перегрев двигателя из-за особенности цикла - на каждый оборот треугольника рело три вспышки в одном месте, а двигатель может выдать и 10000 оборотов в минуту, ну ещё форма камеры сгорания линзовидная, низкий теплоотвод. На вазе ставили дополнительный радиатор для охлаждения масла

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Stokov
20.09.2022 - 07:08
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.03.19
Сообщений: 2039
Цитата (ParazitN @ 20.09.2022 - 06:50)
Эта конструкция всегда отличалась высокой эффективностью жрать горючку как не в себя и сраться сизым дымом из-за вечного масложора.
Тупиковая ветвь развития, даже ЯПы это признали, свернув выпуск RX серии Мазды.

Единственное применение Ванкеля - малая авиация, где малый вес при высокой мощности как раз необходимы, ну и плюс более-менее статичные режимы работы, что положительно сказывается на ресурсе, хотя он все равно ужасающе мал по сравнению с поршневиками.


Японцы упёрлись в проблему с материалами, потому что всякие "апексы" (что-то вроде маслосъёмные и компрессионных колец, если не ошибаюсь) и прочие уплотнители должны быть из очень качественных, дорогих и сложных в изготовлении материалов (металлокерамика, сплавы), а так же смазки и масла.

Получилось в итоге чтоб данный ДВС такого типа качественно производить то авто с ним будут иметь неадекватную стоимость.
В авиации он тоже не так чтоб сильное распространение получил.

Хотя я могу ошибаться.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Sc1sSorS
20.09.2022 - 07:13
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 14.08.19
Сообщений: 128
Цитата (Stokov @ 20.09.2022 - 07:08)
Японцы упёрлись в проблему с материалами, потому что всякие "апексы" (что-то вроде маслосъёмные и компрессионных колец, если не ошибаюсь) и прочие уплотнители должны быть из очень качественных, дорогих и сложных в изготовлении материалов (металлокерамика, сплавы), а так же смазки и масла.

Получилось в итоге чтоб данный ДВС такого типа качественно производить то авто с ним будут иметь неадекватную стоимость.
В авиации он тоже не так чтоб сильное распространение получил.

Хотя я могу ошибаться.

ты как раз прав. только еще головняк с доками после замены двигателя прибавь. блок-то номерной,не подлежащий ремонту из-за особеностей конструкции после выработки ресурса. одно время у нас прям дохуя rx8 ездили, сейчас что-то ни одной не видать

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
kott01
20.09.2022 - 07:37
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.04.13
Сообщений: 937
Цитата
В 1991 году был выпущен ВАЗ 21079 с таким усовершенствованным мотором. Максимальная скорость машины достигла уже 180 км/ч. Тем самым, роторные ВАЗы могли догонять и преследовать любые иномарки той поры.

сталкивался с такой, правда сам не ездил.... Звук мотора жужжащий, и обороты набирает моментально. Правда долго она не проходила-движок наебнулся через год, примерно.
А вот Волги с 6 цилиндровым движком походили, правда с передней подвеской мучилась-тяжеловат движок для нее оказывался, ну и с управляемостью не айс.
 
[^]
байкер
20.09.2022 - 07:39
4
Статус: Offline


инструктор-х уюктор

Регистрация: 1.12.09
Сообщений: 14710
Нас в начале 90х самарские бандиты на таких догоняли.
 
[^]
uebantuz
20.09.2022 - 07:41
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.01.19
Сообщений: 1748
Цитата (Simracer @ 20.09.2022 - 06:30)
Мазда тоже особо их не развивает. Только на RX серию и ставила. Проблемы те же - низкий ресурс и масложор. Мощность при компактном размере - это да, это есть. Может в этом и кроется источник всех бед.

Видел как то ролик в котором сравнивал РПД мазды и жигулей. Недалеко японцы ушли. Только свистоперделок накрутили столько, что мама не горюй.
 
[^]
tbongo
20.09.2022 - 07:48
9
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.04.16
Сообщений: 288
На самом деле, переборка двигателя не дорогая, есть контора знаменитая в москве на ленинградке которая делает мотор, с гарантией 80 тысяч пробега, и если ты приезжаешь на обслуживание к ним продлевают его срок работы еще на 40 тысяч, да и сама переборка мотора стоит сущие копейки 90 тысяч рублей, лично ездил на rx-8 динамика такая что яйца втягиваются, 280 л.с. Единственное это расход 98 бензина 20-25 литров на сотню

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
sukhov2000
20.09.2022 - 07:55
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.12.08
Сообщений: 3179
Цитата (kott01 @ 20.09.2022 - 07:37)
сталкивался с такой, правда сам не ездил.... Звук мотора жужжащий, и обороты набирает моментально. Правда долго она не проходила-движок наебнулся через год, примерно.
А вот Волги с 6 цилиндровым движком походили, правда с передней подвеской мучилась-тяжеловат движок для нее оказывался, ну и с управляемостью не айс.

Волги встречал. Ещё люк канализационный или 2 в багажник клали. Что бы не буксовала. Ещё дополню роторные Волги уже в 80м году на олимпиаде были. Ижевск с такими моторами в 80х экспериментировал на москвичах

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
SMSha
20.09.2022 - 08:03
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.11.10
Сообщений: 1352
Ви таки хочете сказать за то, шо простому автолюбителю было не насрать на "неэкологичный" выхлоп? Ой-вей, Ви таки делаете мине смешно!
 
[^]
00eugene00
20.09.2022 - 09:02
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 5.10.13
Сообщений: 4055
Цитата (Rumer @ 20.09.2022 - 11:36)
На Mazda RX 8 разок прокатился smile.gif Мне в ней было настолько тесно, что оценить прелести роторного мотора просто не смог.

Ага точно. Коробок.
 
[^]
ZmeyUA
20.09.2022 - 09:25
7
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3680
NSU Ro80 Было выпущено довольно много

"Жигулям" с "Ванкелем" исполнилось 40 лет. История уникального отечественного двигателя для "догонялок".
 
[^]
geck186rus
20.09.2022 - 10:29
0
Статус: Offline


Бро

Регистрация: 12.08.16
Сообщений: 2029
Цитата (Sc1sSorS @ 20.09.2022 - 07:13)
ты как раз прав. только еще головняк с доками после замены двигателя прибавь. блок-то номерной,не подлежащий ремонту из-за особеностей конструкции после выработки ресурса. одно время у нас прям дохуя rx8 ездили, сейчас что-то ни одной не видать

Сейчас насрать на номер двигателя, если менять мотор, то только на аналогичный иначе путь в нами.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
TheGhost
20.09.2022 - 11:46
6
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 22.01.10
Сообщений: 659
Цитата (tbongo @ 20.09.2022 - 06:48)
На самом деле, переборка двигателя не дорогая, есть контора знаменитая в москве на ленинградке которая делает мотор, с гарантией 80 тысяч пробега, и если ты приезжаешь на обслуживание к ним продлевают его срок работы еще на 40 тысяч, да и сама переборка мотора стоит сущие копейки 90 тысяч рублей, лично ездил на rx-8 динамика такая что яйца втягиваются, 280 л.с. Единственное это расход 98 бензина 20-25 литров на сотню

Ну если остальное написанное - это такие же фантазии как и 280 сил в RX-8, то не удивительно что все в основном меняют мотор на что-то поршневое.

Самая мощная версия RX-8 была на 250 сил. Это 6ст механика в дорестайле. А всё остальное было 190-230 сил.

А когда открываешь их сейчас в продаже, то моторы на любой вкус: X30XE от Опеля, 4G63T от Эво, вечноживой JZ, M52 и даже древний M30 от БМВ... В общем кто что нашел на ближайшей разборке - то и ставил.
 
[^]
XOPEK13
20.09.2022 - 11:47
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 11.10.16
Сообщений: 300
Был у меня на работе один бывший гаишник, рассказывал, как им выдали две "пятёрки" с роторами на испытания. Догоняли всех, многие даже, кого догнали, просили капот открыть. Но, было одно "но" - масло жрал такой агрегат, как не в себя.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
BattlePorQ
20.09.2022 - 11:49
7
Статус: Online


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 57569
Цитата (ZmeyUA @ 20.09.2022 - 09:25)
NSU Ro80 Было выпущено довольно много

Вот да. В рассказе про РПД пропустить Ro80 и GS - странный подход )

"Жигулям" с "Ванкелем" исполнилось 40 лет. История уникального отечественного двигателя для "догонялок".
 
[^]
BattlePorQ
20.09.2022 - 11:53
5
Статус: Online


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 57569
Цитата (ZmeyUA @ 20.09.2022 - 09:25)
NSU Ro80 Было выпущено довольно много

37 тыщ.
А потом в них массово втыкали фордовский V4.

"Жигулям" с "Ванкелем" исполнилось 40 лет. История уникального отечественного двигателя для "догонялок".
 
[^]
NA15
20.09.2022 - 12:00
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 21.01.18
Сообщений: 972
Цитата (SantaLittle @ 20.09.2022 - 06:25)
В 1991 году был выпущен ВАЗ 21079 с таким усовершенствованным мотором. Максимальная скорость машины достигла уже 180 км/ч. Тем самым, роторные ВАЗы могли догонять и преследовать любые иномарки той поры.

Что? Что за бред?
126 даже с 2.8 спокойно по трассе 200 шёл!
Та же 2.5 БМВ, Ауди любая турбо.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28669
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх