Как покупали машины в СССР?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
linkman
15.08.2020 - 04:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
51
Сложно ли было приобрести автомобиль полвека назад? А продать? И почем, кстати?
— Товарищи! Театр Древней Греции абсолютно не похож на современный театр!

Говорят, что когда-то так начинал свою речь Луначарский, выступая перед пролетариями с лекцией о культуре. Примерно так же можно сегодня говорить про автомагазин эпохи полувековой давности. Мол, совершенно не похож!

Впрочем, мне проще, чем товарищу Луначарскому. В отличие от него, я многое видел своими глазами.

Без каршерингов и лизингов

Сегодня, наверное, невозможно представить себе мир без рекламы. А также без круглосуточного телевидения с сотнями каналов, без застывших в бессильных заторах магистралей, без автосалонов всех мастей. А еще без словечек типа дилер, маркетинг, менеджер, скидка, спецпредложение, каршеринг, лизинг и им подобных. Однако придется напрячься и представить себе Москву хотя бы такой, какой она показана в киноленте «Три тополя на Плющихе».

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
linkman
15.08.2020 - 04:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Представили? А теперь попытаемся вернуться примерно на полвека назад и приобрести автомобиль.

Где их продают?

Первый шок: подержанные автомобили — дороже новых! Бывает так, что и в несколько раз! И это вполне объяснимо: спрос определяет предложение, а вот его-то, то есть новых машин, нет! Вернее, виртуально они есть, но продаются исключительно по предварительной записи. Идите, товарищ, в свой местком, и пишите заявление: мол, хочу машину!

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
linkman
15.08.2020 - 04:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Написали заявление в местком? Далее все зависит от того, где и кем именно вы работаете. Как правило, на предприятии средней паршивости есть квота: скажем, пять-шесть машин в год. Одна Волга, пара Москвичей, три Запорожца. Заявлений при этом — несколько сотен. В итоге партком с профкомом и администрацией составляют список достойных. Грубо говоря, ГАЗ-21 получает заместитель директора, Москвичи уходят начальнику важного цеха и главному профсоюзнику, а Запорожцы — трем ветеранам войны и труда.

Ура? В общем — ура, конечно. Но до получения машины еще далеко: это всего лишь очередь на нее. Но вы в ней уже стоите, и этим резко отличаетесь от тех, кому «не светит». Покупаете почтовую открытку с маркой подороже — за 10 копеек, кажется, указываете на ней свой домашний адрес, отдаете ее, куда скажут — и ждете. Срок — где как. Полгода, год, несколько лет… Но однажды в вашем почтовом ящике окажется открытка со знакомым почерком и незнакомыми печатями — это команда «На старт!»

Вам дается день-два, чтобы в строго назначенное время прибыть в автомагазин с открыткой, паспортом и толстой пачкой денег. Там вы — нет, не получаете машину, а вновь меняете шило на мыло: вам дают некую накладную! А вот уже с ней, предварительно проторчав в очереди на оплату, надо проследовать куда-то на склад, снова постоять в толпе из таких же блаженных, чтобы под конец дня уехать на том, что там хранится. Кстати, выбора при этом может и не быть — особенно для того, кто оказался последним. Но недовольных, в общем-то, никогда не было.

Как можно быть недовольным, если вы только что купили супердефицит: машину! Чего же боле?

А как еще?

Ну если вы балерина, космонавт, чемпион, то, скорее всего, у вас меньше проблем, чем у «простых смертных». А уж если при этом у вас имеются сертификаты Внешпосылторга, то вы уже почти иностранец. И для вас — отдельный магазин.

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
linkman
15.08.2020 - 04:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Прекрасно помню начало Кутузовского проспекта начала семидесятых, где мы с приятелем блуждали по стоянке с ненашенскими тачками и разглядывали спидометры — у кого циферки больше? Там был магазинчик с дорогущими сувенирами, на витрине которого висели рекламные листовочки. С ценами! Там божественно красивый ярко-красный ГАЗ-24 — суперновинка! — предлагался по цене… 1850 руб.! Хотя я совершенно точно знал, что в лотерее эта же машина разыгрывается при заявленной цене в 9250 руб.! Пятикратная разница!

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
linkman
15.08.2020 - 04:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Как это так? Да очень просто: я сразу не разглядел, что на рекламной листовке маленькими буковками было указано: мол, цена в сертификатах от Внешпосылторга… А сертификаты — это деньги из другой вселенной: они есть у тех, кто надолго ездит работать за кордон, а также у некоторых иных добрых людей. И те, у кого их много, могут спокойно зайти в нужную дверь и обменять одни бумажки на другие. У меня подобных сертификатов никогда в жизни не было, а потому мои познания на этом заканчиваются.

Что до лотереи, то автомобили там действительно разыгрывались. И кто-то даже их выигрывал. За такими счастливчиками всегда охотились грузины и прочие работящие жители юга: выигрышный билет мог принести его владельцу двойную, а то и тройную стоимость машины. На эти темы часто публиковали фельетоны — бывало, в частности, что незадачливым покупателям в кепках всучивали настоящий лотерейный билет и… поддельную газету с опубликованной таблицей выигрышей! Обман раскрывался только в сберкассе. Мол, с чего вы, дорогой товарищ, взяли, что ваш билетик что-то выиграл?

Кстати, запись на ГАЗ-24 вскоре пустили по совершенно отдельным спискам. Но об этом я уже рассказывал.

21013 — это что?

В начале восьмидесятых мой домашний скулеж насчет того, что отцовские Жигули уже старые — 10 лет! — достиг апогея. Мол, надо бы новую! Сам я работал инженеришкой в омерзительном НИИ на развилке Варшавки и Каширки, а потому принимать самостоятельных решений не мог. В общем, родители записались-таки на ВАЗ-2106 — ура!

«Шестерка» тогда была для меня идеалом. 80 с чем-то сил — ого-го! Однако когда в ноябре 1981 года в ящике оказалась та самая открытка, то мне она сразу не понравилась. Вместо 2106 там было написано: 21013! Цена — 7236 рублей.

А чего это такое? Интернетов нет, звонить некуда и некому. В общем, через час один знакомый гуру выдал истину: мол, это ВАЗ-21011 с движком от 2101.

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
linkman
15.08.2020 - 04:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Я был убит. А отец, наоборот, обрадовался. Меня в очередной раз обозвали жалким пижоном, которому нужны только блестящие полосочки на бортах и купеческие орнаменты на обивке дверей. Но я уперся: мол, нужно решительно отказаться и ждать настоящую машину…

Разрулила ситуацию, конечно же, мама. Она напомнила, что для покупки 2106 нам придется влезать в долги, а потому старую машину нужно будет немедленно продавать. А если взять 21013, то старая «копейка» может спокойно перейти в мое распоряжение. Естественно, я согласился. И утром мы поехали на Варшавское шоссе за машиной…



Как покупали машины в СССР?
 
[^]
linkman
15.08.2020 - 04:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Толпа, нервно пульсирующая, раздраженная, заведенная. И наглые лица по ту сторону окошечек.

— Вам же сказали!

— Оглохли, что ли?

— Это не ко мне!

— Не видите: перерыв!

— Не знаю когда!

— Понадобитесь — позовут!

Уф-ф-ф... А машин-то нет. Вернее, есть, но только 2106! Так ведь мы и хотели. Нет, для вас — только 21013. Не нравится — уезжайте!

Рядом грустит очкарик, записавшийся на 2101. Но ему прислали открытку на…2106! А у него нет таких денег. Но поменяться с ним нельзя. Такое ощущение, что какой-то добрый человек специально гадил одновременно всем. Хотел подороже — бери подешевле, хотел подешевле — получай подороже.

Примерно к 17:00 понимаю, что мы уже готовы купить хоть Запорожец, лишь бы покинуть мерзкое заведение. Но тут проходит звуковая волна — привезли десяток Жигулей! Мы — пятые в живой очереди.

Выкатывают желтенькую машину — с царапиной на борту. К ней тут же несется человек из конца очереди — мол, беру! Продавец пожимает плечами. Но тот, кто стоял раньше, встает грудью — моя очередь! И забирает некондицию сам.

Отец тихо заявляет мне: «Берем любого цвета!» А я уже давно согласен на всё. Выкатывают красненькую — мы несемся к ней. Еще через полтора часа выкатываемся за ворота… Победа!

На дворе ноябрь 1981 года.

А не по записи?

А ежели не по записи? А просто — хоть какую-нибудь машинку? Ну тогда проще всего прокатиться на Южнопортовую — или, как говорили, в «Южный порт».

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
linkman
15.08.2020 - 04:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.12.12
Сообщений: 1255
Как торговали здесь? Кое-что знаю: в 1982 году пожилой знакомый попросил съездить с ним туда, чтобы избавиться от 2101: он ждал открытку на 2106.

Огромная площадка перед магазином утыкана машинами. Ты приезжаешь и встаешь на свободное место. Ну, собственно, и всё: жди, когда тебя выберут. Народ бродит толпами. Иногда кто-то подходит, о чем-то спрашивает. Ты пускаешь мотор, открываешь капот, что-то объясняешь. Тебя слушают и… уходят дальше. Потому что не верят ни единому твоему слову. Есть и другая причина: вопросы обычно задают не покупатели, а такие же продавцы, как и ты сам.

Та «копейка» ушла на третьи сутки. А вскоре я узнал, что продавать машину можно двумя путями — через обезличку и напрямую. Через обезличку — это когда ты привозишь машину в тот же «Южный порт», сваливаешь ее на огромной площадке, выставляешь цену — скажем, 1500 руб., и уезжаешь домой. Обычно так поступали с аварийными тачками. Машина валяется под открытым небом 45 суток, потом цену автоматически снижают процентов на 20 — и так до тех пор, пока кто-то ее не заберет. Это — грубо говоря — «честный способ продажи».

Второй способ — «не совсем честный». Ты находишь покупателя сам — того же жителя юга. Он готов хорошо тебе заплатить, но ни ему, ни тебе не хочется это афишировать: так можно и сесть. Поэтому ты кладешь его деньги в карман, а потом едете в магазин и официально сообщаете, что твою Волгу нужно оформить на товарища Гиви Мизандари, который готов заплатить за это, скажем, 3000 рублей. Хотя на самом деле уже заплатил, к примеру, 30 000. Все вокруг всё понимают, но сделать ничего не могут — товарищ Мизандари становится владельцем Волги.

В последнем случае имелся подводный камень. При попытке записаться на новую машину (скажем, на Волгу!) тебя невзначай могли спросить: а как ты, дорогой Иван Иванович, продал предыдущий автомобиль? И если не через обезличку, то не рассчитывай на зеленый коридор.

А если не в нашем районе?

Ко всем просьба: расскажите, как в былые времена покупали машины в регионах страны? Скажем так, до 1991 года? А лучше — до 1985-го…


отсюда

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
Andrey1967
15.08.2020 - 04:29
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 3364
Нижневартовск.
Точно так же. Списки у профкома. Ждали очередь. Когда сообщали, что машины получены, надо было ехать в Тюмень (отпускали там).
Потом надо было ее перегнать. Было три пути - своим ходом до жд станции Юность Комсомольская, договориться с железнодорожниками, чтоб машину поставили на платформу и доехать до Нижневартовска.
Либо доехать до Томска и договориться с капитаном и поставить машину на баржу. Либо приехать в аэропорт и договориться отправить машину грузовым АН-26. (Дорого , но многие возили).
Был четвертый путь - добраться зимником, но это для экстремалов.
 
[^]
Barmaley65
15.08.2020 - 04:44
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.01.16
Сообщений: 3294
У меня отец только в 1986-м дождался, ВАЗ-21013, проездил он на нем три года, начали уже возить с Японии. Батя говорил, что жигуль не продаст, до того момента пока Галант не привёз, жигу свою продал не торгуясь.
 
[^]
sat07
15.08.2020 - 04:51
9
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 18.02.17
Сообщений: 924
в нас убили дух авантюризма...
 
[^]
Матрос1984
15.08.2020 - 04:57 [ показать ]
-12
кешьми
15.08.2020 - 05:06
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 21.02.13
Сообщений: 224
В 1979 папа купил "тройку" жигули. Распределяли на заводе,где он работал. Деньги занимал по всем родственникам и знакомым. Никаких кредитов не было. Как грицца: бери, что дают и быстро плати, иначе за тобой очередь желающих до горизонта.
 
[^]
yarikos
15.08.2020 - 05:34
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 7.05.16
Сообщений: 112
Молодость в славном почтовом ящике Красноярск-26, ныне Железногорск. В середине 80-х в автомагазине бывало что 2106 стояли в свободной продаже и даже в рассрочку поскольку были дорогие и их брать никто особо не хотел. Москвичи, Запорожцы также можно было купить просто в магазине. Естественно сами машины продавали в центре. Папа у меня был фанатом автотранспорта первую машину 403 москвич купил ещё молодым инженером в 1964 году за 3600 рублей было ему 26 лет тогда. Все жалел что не занял ещё 900 рублей на ГАЗ-21
 
[^]
samtakoy
15.08.2020 - 05:34
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.09.13
Сообщений: 412
Цитата (Матрос1984 @ 15.08.2020 - 04:57)
Не был СССР сверхдержавой как его тут любят называть. Современная Россия выглядит намного лучше.

Конечно лучше ВЫГЛЯДИТ.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
alfabuso
15.08.2020 - 05:58
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.01.15
Сообщений: 40
я молод еще был, чтоб покупать что-то, а вот отцу в 84м достался азлк-2140 в экспортном исполнении. Говорил первые разы на ТО не мог сразу гайки открутить. А вот тем, кто с ним в одно время покупал достались москвичи для внутреннего рынка, которые сами не могли до дома доехать - чуть ли не колеса отваливались biggrin.gif Так они на ней и ездили пока отец не умер в 2018м.

Это сообщение отредактировал alfabuso - 15.08.2020 - 05:59
 
[^]
zoom70
15.08.2020 - 06:06
21
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 8054
В 1980 записались и в 1981 пришла открытка на 2 машину в семье? Это не твой дедушка?

Как покупали машины в СССР?
 
[^]
Wallery
15.08.2020 - 07:13
-1
Статус: Offline


Самодельщик

Регистрация: 3.09.14
Сообщений: 1980
Я думаю, что так было даже лучше. Во всяком случае не было пробок, дворы не были заставлены машинами. А если машину покупали, то за ней следили и ухаживали.
Признаться, я сам в то время хотел свою машину не понимая всех проблем связанных с ними.
Потом уже, в начале-середине девяностых, у меня не было проблем с покупкой машины и я их сменил девять штук, я понял, что в принципе личная машина мне нафиг не нужна и уже очень давно от отказался от неё.
С тех пор чувствую себя значительно лучше.
 
[^]
BlackDoomer
15.08.2020 - 07:50
4
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 9.04.13
Сообщений: 610
Год 79-80, Питер, где-то в районе Пискарёвки. Пока ждал свою девушку с работы заметил магазин "Автомобили". Зашёл просто приколоться. Покупателей нет. Скучающий парень - продавец. В свободной продаже: "Запорожец", "Москвичи" 412 и 2140, отдельно стоит бежевая красавица "Волга" ГАЗ-24 с кузовом универсал. Посмотрел на цену - 18 с лишним тысяч. Прикинул, сколько мне на неё пахать надо, сказал: "Ой...", - и ушёл.
 
[^]
alex1403
15.08.2020 - 07:59
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.09.15
Сообщений: 2592
Не во всех профкомах была запись на машины. Только в более-менее солидных конторах.
 
[^]
Гварнери
15.08.2020 - 08:02
4
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 29.03.16
Сообщений: 679
Цитата (alfabuso @ 15.08.2020 - 05:58)
я молод еще был, чтоб покупать что-то, а вот отцу в 84м достался азлк-2140 в экспортном исполнении. Говорил первые разы на ТО не мог сразу гайки открутить. А вот тем, кто с ним в одно время покупал достались москвичи для внутреннего рынка, которые сами не могли до дома доехать - чуть ли не колеса отваливались biggrin.gif Так они на ней и ездили пока отец не умер в 2018м.

У АЗЛК было кстати удобно,при получении авто в заводском магазине,гарантийка была недалеко.3 км по Волгоградке.Многие прямо сразу направлялись туда....
 
[^]
Ordinal
15.08.2020 - 08:04
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.06.15
Сообщений: 8160
помню владельцев новых машин, выедут из гаража, помоют, и опять в гараж загонят, и нихуя ни куда не едут по долгу.
 
[^]
wmv68
15.08.2020 - 08:09
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.09.15
Сообщений: 1985
Вот интересная история как известные люди покупали иномарки.

 
[^]
Tascam
15.08.2020 - 08:13
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 12.02.15
Сообщений: 480
Цитата (linkman @ 15.08.2020 - 05:16)
«Шестерка» тогда была для меня идеалом. 80 с чем-то сил — ого-го!

Никогда в ней не было 80 с чем-то сил. 72 лошади. У москвича ИЖ-412ИЭ было 75 л.с.
 
[^]
Корчевщик
15.08.2020 - 08:27
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.06.19
Сообщений: 1799
Ну ладно, Б-г с ним, с Антоновым, но ведь как-то умудрялись люди и попроще статусом в конце 80-х доставать иномарки? Особенно дизельные. Вот это интересная тема. И отдельно ещё про ремонт тех же иномарок в условиях Совдепа.

Это сообщение отредактировал Корчевщик - 15.08.2020 - 08:32
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 6058
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх