Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:36
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
217
Сегодня без коммунальных автомобилей жизнь большого города немыслима, но создается впечатление, что горожанам они доставляют сплошные неудобства. Мы уже рассказывали о советских подметальных и поливальных машинах , а здесь нашими героями станут самые большие и шумные автомобили-мусоровозы, которые ранним утром просачиваются в наши тихие дворики и начинают методично грохотать.

Не так и давно в Москве и Ленинграде мусор из дворов вывозили обычные грузовики, а грузили его туда лопатами. Представив себе этот процесс, многие, может быть, добрым словом помянут нынешние герметичные чистые и почти бесшумные машины, но их предшественникам суждена доля «белых пятен». Попробуем рассказать о некоторых из них.

35 фотографий via

Мусоровоз М-30А с гидрокраном при подъёме и опускании контейнера ёмкостью 750 литров


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:36
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В Советском Союзе специальные машины для сбора и перевозки городских нечистот появились лишь после Великой Отечественной войны. Все они базировались на обычных грузовиках и поначалу откровенно копировали иностранные конструкции. В долгом процессе наверстывания работ по мусоровозам на десятках многопрофильных предприятий было построено множество моделей и введена их классификация: контейнерные, перевозившие мусор в сменных контейнерах, баках или бачках, и кузовные (бункерные) с саморазгружающимися кузовами.

Один из самых известных советских мусоровозов 53М на шасси ГАЗ-53А


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:37
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Первые советские мусоровозы


Первый отечественный мусоровоз МС-1 на шасси ЗИС-5 был разработан в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) и собран на авторемонтном заводе «Аремз». Его первоосновой считаются американский вариант на грузовике Ford AA 1932 года и собранный в 1947-м коммунальный самосвал СМ-1 с гидроподъёмником.

Первые советские мусоровозы МС-1 на грузовике ЗИС-5 с подъёмным ковшом и гидроприводами от самосвала. 1947 год​



Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:37
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
«Сердцем» мусоровоза являлся 300-литровый ковш для сбора мусора и различных отходов, подвешенный на продольных рычагах в задней части машины. При помощи самосвального гидропривода он поднимался на уровень крыши и высыпал содержимое через верхнюю крышку 6,5-кубового кузова. При разгрузке кузов опрокидывался назад, высыпая накопленные нечистоты через заднюю крышку.

Первые советские мусоровозы МС-1 на грузовике ЗИС-5 с подъёмным ковшом и гидроприводами от самосвала. 1947 год​


Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 30.01.2020 - 15:37

Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:38
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Так же одним из первых мусоровозов в СССР была довольно сложная машина МС-2 на шасси ЗИС-150, идею которой впервые в 1926 году реализовала немецкая фирма Mellmer und Schmidt. С 1950-го советский вариант выпускал Экспериментально-механический завод УБМ.

В задней части мусоровоза помещался загрузочный бункер с крышкой, за которым находился наклонный скребковый транспортер с 15 стальными лопатками, перемещавший мусор по жёлобу к верхней части передней стенки 10-кубового кузова. К концу пути перемешанные и уплотнённые отходы ссыпались в грузовой отсек. Для разгрузки задняя стенка поднималась вверх, и кузов опрокидывался назад. Основные агрегаты снабжались приводами от гидромотора производительностью 260 литров в минуту. Машина была признана слишком сложной, тяжелой и дорогой.

Схема мусоровоза МС-2. Основные агрегаты: 1 – коробка передач, 6 – гидронасос, 9 – транспортёр, 10 – приёмный бункер, 15 – гидроцилиндр подъёма задней стенки, 17 – гидроцилиндр подъёма кузова, 18 – боковая дверь


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:38
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В 1949 году на ленинградском Механическом заводе Городского треста очистки начался выпуск самых необычных советских мусоровозов МВ-10 на шасси ЗИС-5, выполненных по патенту немецкой фирмы Keller und Knappisch (сокращенно KuKa).

Редчайший ленинградский мусоровоз МВ-10 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1949 год


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:39
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Историческая мусоровозная машина МВ-10 с компактными бачками и шнековым рабочим механизмом


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:40
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В последующие годы модель МВ-10 сменили более мощные машины МВ-20 и МВ-30 на грузовиках ЗИС-150. Их главной особенностью был расположенный внутри цельнометаллического кузова огромный медленно вращавшийся горизонтальный спиральный винт (шнек) с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.

Для работы с такими машинами буквально в каждом дворе Ленинграда имелось несколько конических бачков, которые два человека опрокидывали в заднее приемное устройство, а могучий шнек перемещал отходы к передней стенке кузова, по пути уплотняя их. Для разгрузки винт переключался на обратный ход, выталкивая содержимое через заднюю крышку кузова.


Уникальный мусоровоз МВ-20 на шасси ЗИС-150 со спиральным винтом для уплотнения и выталкивания отходов. 1956 год


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:40
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Контейнерные мусоровозы

В 1950 году в ленинградском отделении Академии коммунального хозяйства началась разработка цилиндрических мусорных баков, которые можно было устанавливать на автомобили в горизонтальном положении, перекатывать вручную по земле и возвращать пустой контейнер для дальнейшего пользования. Для оценки этой идеи в 1952-м построили опытную машину МКМ-51 на шасси ГАЗ-51 с девятью баками ёмкостью по 500 литров, установленными продольно в три ряда по три контейнера в каждом.

Такой мусоровоз не оправдал себя, и в последующие годы были созданы опытные машины МКМ-2 для поперечного двухрядного размещения восьми 600-литровых контейнеров. Первый вариант с боковой разгрузкой снабжался двумя перекрёстными гидроподъёмниками, обеспечивавшими одновременное или раздельное опускание и подъём четырех баков каждого ряда. Второй облегчённый вариант с задней разгрузкой оказался наиболее приемлемым и послужил основой новой простой и практичной машины.

Схема опытного мусоровоза МКМ-2: 1 – поперечный контейнер, 2 – гидроцилиндр подъёма и опускания баков правой стороны машины, a,b,c – последовательные положения захвата при подъёме контейнера


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:41
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Так появился наиболее известный «чисто ленинградский мусоровоз» МКМ-4 с задней разгрузкой шести контейнеров ёмкостью по 500 литров, размещенных на двух продольных подрамниках в два ряда по три бачка в каждом. Процессы разгрузки и погрузки производились при помощи двух задних гидроподъёмников с полукруглыми захватами для опускания отдельных контейнеров на землю или поднимания пустых баков на автомобиль.

Самый известный ленинградский мусоровоз МКМ-4 с шестью бачками на автомобиле ГАЗ-51А. 1959 год


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:41
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В конце 50-х этот мусоровоз поступил в серийное производство, которое осуществлял автопарк № 1 управления «Спецтранс». К закату 70-х в нём уже насчитывалось 750 мусоровозов, обслуживавших ленинградцев вплоть до 90-х годов.

Контейнерные мусоровозы МКМ-4 в главном ленинградском автопарке спецтехники № 1. 1963 год


Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 30.01.2020 - 15:42

Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:42
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Обслуживание и ремонт лёгких мусоровозов МКМ-4 в первом автопарке города Ленинграда. 1974 год


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:42
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В то же время в Москве применялась система с шестью прямоугольными (кубическими) 600-литровыми контейнерами, размещенными на боковых шарнирных блоках на платформе мусоровоза КММ-2М. Их разгрузка и погрузка осуществлялись с помощью компактной кран-балки грузоподъемностью 500 килограммов с тросовым гидроприводом. Выпуском этих машин занимался Орловский завод погрузчиков.

Московский мусоровоз КММ-2М с шестью кубическими баками и кран-балкой на автомобиле ГАЗ-51А


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:43
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В середине 50-х для городского хозяйства Москвы завод «Мосдормаш» собрал партию из 25 мусоровозов М-8 собственной конструкции на шасси ГАЗ-51А.

Мусоровоз М-8 завода «Мосдормаш» с кран-балкой для транспортировки и перегрузки шести контейнеров. 1956-1959 гг.​

Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 30.01.2020 - 15:44

Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:44
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
На них в два ряда помещались шесть накопительных прямоугольных контейнеров вместимостью до 750 литров и центральная кран-балка, применявшаяся для разгрузки и погрузки как отдельных баков, так и одновременного наклона и опрокидывания трех контейнеров каждой стороны для высыпания мусора. Для этих машин впервые применялось дистанционное электропроводное управление на расстоянии до 15 метров.

Мусоровоз М-8 завода «Мосдормаш» с кран-балкой для транспортировки и перегрузки шести контейнеров. 1956-1959 гг.​


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:44
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Восьмибачковый мусоровоз М-20 завода «Мосдормаш» на шасси ГАЗ-51А с кабиной от грузовичка УАЗ-450Д. 1958 год


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:45
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В 1966 году Орловский завод погрузчиков приступил к выпуску наиболее практичного контейнерного мусоровоза М-30 на грузовике ГАЗ-53. Модернизированный вариант М-30А с новым оснащением и тремя постами управления базировался на шасси ГАЗ-53А, развивавшим скорость 85 км/ч.

Московский двухтонный контейнерный мусоровоз М-30А с восемью бачками на шасси ГАЗ-53А. 1970-е годы


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:46
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Мусоровозы снабжались двумя продольными опрокидывавшимися трубчатыми платформами для обработки восьми прямоугольных 750-литровых контейнеров, объединенных в два продольных ряда по четыре бачка. Между ними на раме базовой машины смонтировали трехсекционный гидрокран с полезной нагрузкой 700 килограммов, служивший для погрузки и выгрузки одного контейнера или опрокидывания одного или обоих боковых блоков. Стрела с максимальным вылетом 2,7 метра снабжалась клещевым захватом, обеспечившим точную укладку каждого из контейнеров. Выпуском этих машин занимались ещё три предприятия.

Модернизированная машина М-30А с гидрокраном при перегрузке прямоугольного контейнера. 1978 год


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:46
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Схема мусоровоза М-30А: 1 – гидрокран, 2 – контейнер, 3 – опрокидывающаяся платформа, 4, 5, 6 – пульты управления


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:47
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Последние контейнерные мусоровозы М-30А в рабочем



Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:48
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
И транспортном положении​

Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:48
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Кузовные мусоровозы​

В середине 50-х появилась упрощенная машина МС-4 на шасси ГАЗ-51А, похожая на обычный фургон и ставшая во главе перспективного поколения кузовных (бункерных) мусоровозов. В кооперации с заводом «Мосдормаш» ее разработало КБ УБМ, а сборкой занимался московский Авторемонтный завод № 6. Как и на машине МС-2, на ней установили приёмный бункер и наклонный подающий транспортёр с цепным приводом, проталкивавший мусор к передней стенке опрокидывавшегося назад кузова.

Прототип кузовного мусоровоза ОМ-1 с задней подъёмной стенкой и опрокидывавшимся кузовом


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:49
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Серийный кузовной или бункерный мусоровоз МС-4 с модернизированным транспортёром на шасси ГАЗ-51А. 1956 год


Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:49
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
В конце 1956 года развитием идей, заложенных в машинах МС-2 и МС-4, стал один из самых простых и распространенных двухтонных мусоровозов 93М с закрытым цельнометаллическим кузовом фургонного типа объёмом 4,4 кубометра. Он служил для забора нечистот из уличных мусоросборников и базировался на шасси ГАЗ-51Д для самосвалов ГАЗ-93А. Его разработкой и изготовлением занимался опытный цех Московского экспериментального завода погрузочных машин, присвоивший машине марку М-93, то есть «мусоровоз». Затем до начала семидесятых его собирал Орловский завод погрузчиков.

Опытный образец бункерной машины М-93 1956 года и её серийный вариант 93М​



Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
rostovdon88
30.01.2020 - 15:50
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 19995
Опытный образец бункерной машины М-93 1956 года и её серийный вариант 93М​



Те, что грохочут по утрам: история советских мусоровозов
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 24212
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх