«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
rostovdon88
10.12.2019 - 13:56
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
149
Статья посвящена разнообразным специальным автомобилям для крупных городов. Не обращать внимания на коммунальные машины сложнее: они вечно тормозят движение, издают пронзительные звуки, занимают все ряды широких проспектов и сгоняют водителей с парковок.

35 фотографий via

Первые советские подметальные машины ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на ночном дежурстве на московском Садовом кольце

«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 13:57
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
В обязанности этой техники входят регулярная очистка, мойка и уборка городских территорий, коммуникаций и памятников, обслуживание и ремонт сложнейших систем электро-, водоснабжения и канализации, вывоз мусора и различных отходов в любое время года и в любых климатических зонах.

Эту статью посвящаем первым самым простым и незаметным автомобильным труженикам крупных советских городов, выпущенным до развала СССР в 1991 году, – подметально-уборочным и поливочно-моечным машинам, в обиходе известным как «подметалки» и «поливалки». Они базировались на шасси обычных грузовиков и в те времена исполняли несложные обязанности: подметание, поливка и мойка проспектов, улиц, площадей и парков.

Первая советская подметальная машина ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на Садовом кольце в Москве. 1936 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 13:58
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Первенцы подметальные и поливальные

История советских коммунальных автомобилей подметально-поливочной категории начиналась в середине 1930-х годов с развертыванием выпуска полуторок и трёхтонок. Первым в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ), с оглядкой на подобные немецкие машины, был создан достаточно совершенный подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.

Редкое применение подметальной машины ПУ-2 в зимнее время в Ленинграде


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 13:58
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Машины ПУ-2 с разнесенными в стороны кожухами боковых щёток и удлиненными бамперами


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 13:59
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Точных сведений о конструкции ПУ-2 не сохранилось, но известно, что его оборудовали широкой задней щёткой и двумя боковыми, разнесенными по обеим сторонам кузова и обеспечившими достаточно широкую полосу уборки, которую от чужих машин «охранял» широченный бампер. Негабаритные машины, обычно работавшие по ночам, оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми. В 1938-м их заменил «нормальный» вариант ПУ-5.

Упрощенная подметальная машина ПУ-5 с открытым расположением двух боковых щёток. 1938 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 13:59
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
В 1945-1946 годах на его основе было собрано 20 известных «подметалок» ПУ-7 с характерным остроконечным передком, способных убирать до 20 тысяч кубометров загрязнений в час.

Самая элегантная советская подметальная машина ПУ-7 с боковыми лотковыми щётками. 1946 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 13:59
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
На схеме ПУ-7 видны основная задняя щётка, шнек, наклонный транспортер и мусоросборник


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:00
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
С разных сторон автомобиля ГАЗ-АА были подвешены плоские щётки для выметания мусора из лотков вдоль тротуаров и задняя круглая основная щётка для уборки проезжей части. Сметавшийся ими мусор (смёт) забрасывался на винтовой шнек и при помощи скребкового транспортера попадал в 400-литровый мусоросборник. Во избежание запыленности места работы имелась увлажняющая система с принудительной подачей воды на форсунки. Все узлы работали от коробки отбора мощности шасси.

Опытная машина конструкции НАТИ на шасси ЗИС-5 с V-образной цистерной, основной щёткой в колесной базе и правой лотковой с электроприводом. 1940 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:00
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
С 1936 года для выполнения летних и зимних работ служили пятитонные грузовики ЯГ-4 с характерными узкими и удлиненными бамперами, доработанные в Московском управлении благоустройства и Ленинградском тресте очистки. На них устанавливали водяные цистерны вместимостью от 4 до 5,5 тысяч литров, центробежный насос с приводом от трансмиссии автомобиля, два передних и два центральных разбрызгивающих сопла для очистки крупных территорий.

На Красной площади моечная машина ПМ-4 на шасси ЯГ-4 с увеличенным объёмом цистерны и двумя насадками. 1936 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:00
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
На Невском проспекте поливочная машина МПЛ-4 с цистерной уменьшенной ёмкости и двумя боковыми соплами


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:01
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Ярославские «поливалки» ПМ-4 очищают Садовое кольцо после марша немецких пленных 17 июля 1944 года. Справа – машина ПУ-5


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:02
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
С 1939-го на 59 грузовиках ЯГ устанавливали щётки для мойки различных объектов и плужные снегоочистители. Только в столице к началу 1941-го парк машин для уборки улиц составлял 632 единицы.

Машина ПМ-4 в зимней комплектации с поворотным отвалом и приводом из кабины водителя (из архива Е.Батурина)


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:02
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Модернизированный вариант коммунальной машины ЯГ-6 с новыми моечными соплами. 1940 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:02
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Расцвет колёсной коммуналки: учимся подметать, мыть и поливать

Уже в 1945 году начались работы по ранее неизвестным поливомоечным машинам с прямоугольными цистернами на базе ЗИС-5 военного образца. В кооперации с другими предприятиями московский авторемонтный завод «Аремз» разработал поливочный автомобиль ПМ-6 с цистерной на три тысячи литров воды, пожарным насосом центрального расположения и тремя передними соплами-насадками.

Поливальная машина ПМ-6 на шасси ЗИС-5 с тремя передними насадками и пожарным насосом. 1945 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:03
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
В Ленинграде собирали «поливалки» МПМ-2 на двух- и трехосных шасси с передней установкой насосного «оргáна», двумя поливальными насадками и четырьмя «про запас». С появлением подобной более совершенной техники работы по ним были прекращены.

Опытные ленинградские поливальные машины МПМ-2


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:04
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
МПМ-2 с несколькими видами насадок и разбрызгивателей​



«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:04
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
В 1956-м на Экспериментально-механическом заводе Управления благоустройства Мосгорисполкома и заводе «Коммунальник» начались работы по созданию первого специального подметально-уборочного автомобиля с приводом рабочих агрегатов от шасси ГАЗ-51, рассчитанного на эксплуатацию на улучшенных дорожных покрытиях. Прототип ПУ-8 планировалось оснастить вторым рулевым колесом и дублированными педалями, чтобы водитель со всех сторон мог наблюдать за процессом работы.

Серийная подметально-уборочная машина ПУ-20 на шасси грузовика ГАЗ-51


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:05
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Машина ПУ-20 для работы в городах и на усовершенствованных дорожных покрытиях


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:05
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
абочее оснащение серийной «подметалки» ПУ-20 размещалось в обтекаемом цельносварном кузове и включало две плоские боковые щётки (лотковые или торцевые) и одну заднюю основную с цепным приводом. Лотковые щётки подавали смёт к продольной оси автомобиля. Задняя щётка забрасывала его на шнек, с которого мусор поступал на транспортёр, доставлявший его в бункер объёмом в тысячу литров. Для борьбы с запыленностью служили водяной насос с фильтром и баком на 1000 литров воды, которую под давлением подавали на подбамперные форсунки.

Основные быстросъёмные рабочие органы «подметалки» ПУ-20 с цепным приводом основной щётки


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:05
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Увлажнительная система с пятью разбрызгивающими форсунками, расположенными под бампером


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:06
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Ширина подметённой полосы машины ПУ-20 составляла 2,7 метра. При полной нагрузке её масса достигала 6,4 тонны. Рабочая скорость находилась в пределах от 9,5 до 20 км/ч, максимальная транспортная – 40 км/ч. Расход бензина достигал 65,5 литров на 100 километров.

В середине 1950-х в Москве проходили испытания принципиально новой «пневматической» подметальной машины ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63 (4×4), созданной по образцу немецкого варианта Heuser. По всей её ширине мусор без какого-либо увлажнения засасывался в накопительный бункер при помощи сильного потока воздуха. Добиться абсолютной герметичности не удалось: шумная и тихоходная машина передвигалась в облаках пыльной бури.
Два фото рядом друг с другом и общей подписью

Общий вид подметальной машины ПУМ-2СД на шасси ГАЗ-63. 1957 год

«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:06
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Модернизированная подметально-уборочная машина ПУ-53 на грузовом шасси ГАЗ-53-02. 1966 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:07
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
В 60-е появилась круглогодичная подметально-уборочная машина ПУ-53 на усиленном самосвальном шасси ГАЗ-53-02, по общей конструкции идентичная предшественнику ПУ-20. К её новинкам относились гидравлическая система управления рабочими органами, модернизированный винтовой транспортёр и два сменных контейнера-мусоросборника вместо одного бункера.

Подметальная машина ПУ-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:07
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Ширина захвата модели ПУ-53 и параметры водяного бака не изменились. Емкость двух сменных бункеров составила 1,4 кубометра, максимальная скорость возросла до 85 км/ч. Её выпускали Экспериментально-механический завод Мосгорисполкома и Киевский экспериментальный завод «Дормаш».

В 1966 году на заводе «Дормаш» начался выпуск первых советских вакуумных подметально-уборочных машин ВПМ-53 на базе ГАЗ-53А. У них обычная цилиндрическая щётка переместилась вперед под кабину водителя и направляла смёт на лотковые щётки, которые забрасывали его во всасывающий рукав заборного сварного сопла пневматической системы. Затем мусор попадал в вакуумный бункер-циклон, создававшийся вентилятором высокого давления. Для разгрузки цельнометаллический кузов опрокидывался назад.

Вакуумная подметальная машина ВПМ-53 с основной и лотковой щётками и всасывающим рукавом. Фото 1974 года


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
rostovdon88
10.12.2019 - 14:07
Статус: Offline


Истина в тефтелях

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 15589
Полезная ёмкость бункера машины ВПМ-53 составляла 1,6 кубометра, максимальная масса смёта – две тонны, запас воды – 760 литров. Рабочие скорости – от 5 до 16,5 км/ч. Полная масса машины – 6,6 тонны.

Вторую, не менее обширную, группу поливомоечных машин составляли довольно простые «поливалки», созданные на базе серийных грузовиков и предназначенные для полива и мойки дорожных покрытий с помощью мощных плоских веерообразных водяных струй.

Первой опытной «поливалкой» в 1955 году стала машина ПМ-8 на грузовике ЗИС-150 с закрытым цельнометаллическим кузовом, в работе над которой была реализована конструкция практически всех последующих машин этой категории. Через два года в КБ УБМ была создана модернизированная версия ПМ-10 для монтажа на грузовики ЗИС-150 и ЗИЛ-164.

Поливальная машина ПМ-10 с передними и центральными соплами близ театра Советской армии. 1957 год


«Подметалки» и «поливалки»: история коммунальных машин прошлых лет
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 14132
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх