Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Махорка
18.04.2019 - 12:40
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
214
В советские времена на рижском микроавтобусе ездил практически каждый гражданин: если повезло, то в качестве пассажира маршрутного такси, а если не очень – то в карете «скорой помощи»…

Существовала и категория граждан, которая с гордостью относила себя к водителям нового «рафика». Как правило, именно эти люди во время застолья или перекуров с умным видом не только рассуждали о плюсах и минусах РАФ-2203, но и рассказывали интересные (и местами сказочные) истории, связанные с разработкой микроавтобуса и его производством в Латвийской ССР.

И сегодня вспомним популярные «рафомифы» тех лет, отделив их от исторических фактов.

36 фото via

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:41
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
МИФ 1: ВНЕШНОСТЬ "РАФИКА" БЫЛА СКОПИРОВАНА С ИНОСТРАННОГО КОНЦЕПТ-КАРА

МИФ


Работать над новым микроавтобусом в Риге начали еще в 1963 году, причём планировалось, что его кузов или, по крайней мере, многие элементы будут изготовлены из… стеклопластика. Но уже через пару лет по ряду причин эксперименты с инновационными материалами прекратили, «откатившись» к традиционному металлу.

РАФ-982 – выпущенный в 1968 году прототип со стеклопластиковым кузовом. После того как машина попала в аварию, технологические эксперименты в Риге прекратились.



Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:41
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Над перспективным «рафиком» в рамках конкурса трудились сразу два коллектива, каждый из которых должен был предложить по два варианта. Первая группа конструкторов под руководством А. Мейзиса создала прототип под индексом РАФ-982-1 с полукапотной компоновкой, который отличался довольно устаревшим дизайном, чем-то напоминавшим Ford Transit тех лет.

Такая компоновка РАФ-982-1 должна была исправить недостатки прежнего «рафика»


Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:42
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Согласитесь во внешности первого прототипа нового РАФа и актуального на тот момент Ford Transit есть немало общих решений

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:42
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Зато команда А. Бергса создала совершенно другую машину, которая выделялась на фоне конкурента не только вагонной компоновкой, но и нетривиальным дизайном, автором которого являлся член Союза Художников СССР Артур Эйсерт. Не экстравагантный, но по-настоящему футуристичный внешне опытный образец РАФ-982-2 под номером 1 ассоциировался скорее с транспортным средством для доставки космонавтов, чем с утилитарным «бусиком» или маршрутным такси.

РАФ-982-2 – настоящий «пришелец из будущего» на фоне не только предшественника, но и остальных микроавтобусов тех лет

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:43
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Неудивительно, что в Минавтопроме склонялись не к необычному варианту с дизайном Эйсерта, а к более привычному РАФ-982-1. Лишь настойчивость директора РАФа Ильи Позняка в сочетании с доработанным вторым прототипом РАФ-982-2 помогла не только склонить высоких судей в пользу более авангардного варианта, но и «выбить» под него строительство нового завода в Елгаве, расположенной в 50 км от Риги. Ведь выпускать новую модель на старых производственных мощностях было практически нереально – по крайней мере, исходя из годовых планов выпуска новых микроавтобусов.

Во времена строительства нового завода конструкторы РАФа вместе со специалистами НАМИ доводили опытные образцы до уровня серийного изделия, причём процесс зашел настолько далеко, что от былых прототипов остался разве что силуэт с фирменной «фишкой» — большим лобовым стеклом, угол наклона которого совпадал с коротеньким «капотом».

Уже довольно похожий на серийный «рафик» опытный образец РАФ-2203 в 1972 году даже проходил испытания на линии №8 маршрутного такси в Москве


Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:43
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
С 1971 по 1974 год было изготовлено пять предсерийных экземпляров РАФ-2203, которые отличались не только некоторыми внешними элементами, но и компановкой салона. Они как и все машины из первой опытно-промышленной партии, собранной в декабре 1975-го, отличались от серийных "рафиков" клыками на переднем бампере.

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:44
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
В конце шестидесятых годов Fiat выпускал вот такой микроавтобус 850 Familiare

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:44
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Mazda Bongo Combi появилась на год позже РАФ-2203. И едва ли она выглядела привлекательнее нового «рафика»

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:45
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Volkswagen Typ 2 Bus – ровесник второго «рафика» с дизайном в стиле шестидесятых.

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:45
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Volkswagen T3 отличался от предшественников угловатой внешностью, уместной в начале восьмидесятых годов

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:46
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
А даже беглое сравнение «рафиков» (как опытных, так и серийных) с микроавтобусами тех лет сразу расставляет все точки над i – что-то отдалённо похожее было разве что у кузовного ателье Bertone для фирмы Fiat, но… лишь на уровне концепта и в 1975 году, когда РАФ-2203 уже начали выпускать серийно!

Fiat Visitors Bus – футуристичный концепт от Bertone, представленный в 1975-м

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:46
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
МИФ 2: ДЛЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ПОСТРОИЛИ НОВЫЙ ЗАВОД

ПРАВДА


Как мы уже вспоминали в прошлом разделе, к началу семидесятых годов Рижская автобусная фабрика практически исчерпала свой потенциал в рамках старых цехов, где когда-то действовало металлообрабатывающее производство и мастерские Деицманиса и Потреки. Точнее, уже в шестидесятые годы недостаток производственных мощностей в Риге даже вынудил руководство СССР спешно организовать в Армении производство грузовых фургонов ЕрАЗ-762, в основе которых лежал микроавтобус РАФ-977. А в Латвии полностью сконцентрировались на выпуске микроавтобусов для перевозки пассажиров – в виде как маршрутных такси, так и специализированных медицинских автомобилей.

Однако новая модель требовала куда более современного оборудования — новых прессов и штампов, автоматизированных сварочных линий и специальных установок для нанесения на кузов грунта и краски. Прессово-кузовной комплекс в сравнении со старыми цехами получился просто огромным – около 9 тысяч квадратных метров.

Поскольку РАФ-2203 изначально создавали как микроавтобус для относительно массового производства, то и сам строящийся в Елгаве завод одновременно «подгоняли» под эти требования.

Предсерийный РАФ-2203 с «клыками» и в милицейской раскраске украсил обложку июльского номера «За Рулём» за 1974 год, хотя опытный образец нового «рафика» мелькал на страницах журнала еще в 1971-м!

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:46
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Автомобили первых лет выпуска можно было отличить по «волговским» подфарникам под бампером и круглым наружным зеркалам

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:47
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Новый филиал с производственными корпусами и жилым посёлком работников занял более 30 гектаров земли, а на его строительство к концу девятой пятилетки выделили около 25 миллионов рублей.

Первый «почти серийный» РАФ-2203 покинул сборочную линию в конце 1975 года, в канун XXV съезда КПСС, а в феврале 1976-го предприятие в Елгаве с главным конвейером длиной около двух километров было официально введено в строй, причем завод почти сразу же переименовали в честь XXV съезда партии.

Новые латвийские микроавтобусы собирались только на новом заводе в Елгаве

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:47
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Рассчитанный на ежегодный выпуск 15-17 тысяч автомобилей, РАФ стал крупнейшим предприятием по выпуску микроавтобусов во всём СССР. Всего же за два десятилетия в Латвии выпустили свыше 274 000 экземпляров РАФ-2203 и его модификаций!

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:47
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
В кругах советских автомобилистов бытовало мнение, что новую модель специально создавали к Олимпиаде-80 – тем более, что в массовый обиход рижские микроавтобусы попали как раз в преддверии этого большого спортивного события.

В действительности же в связи с олимпиадой Рижской фабрике поручили ответственную миссию – создание на базе РАФ-2203 спецверсий для обслуживания мероприятия. До января 1980 года в Латвийской ССР разработали семь различных модификаций, которые были выпущены в количестве примерно 300 экземпляров в цехе мелких серий, который находился на территории старого завода в Риге.

За обеспечение сохранности олимпийского огня отвечали автомобили сопровождения РАФ-2907, в комфортабельном салоне которых находились хранители огня и запасные факелы. Сопровождая бегунов, микроавтобусы двигались со скоростью бегущих спортсменов. Чтобы избежать перегрева двигателя, на спецмашины установили увеличенные радиаторы и вентиляторы с электрическим приводом.

Олимпийский огонь в 1980 году сопровождали "олимпийские" спецавтомобили на базе РАФ-2203

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:48
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
По Олимпийской деревне в Москве курсировали специальные автопоезда, созданные также на базе РАФ-2203.

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:48
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Наиболее же массовыми среди «олимпийцев» стали цельнометаллические пикапы-веловозы РАФ-2909 с двойной кабиной и микроавтобусы-тягачи для перевозки прицепов с парусными или гребными судами. Кроме того, в передвижных лабораториях РАФ-2913 медработники осуществляли медицинское освидетельствование спортсменов и их проверку перед соревнованиями. Для сотрудников оргкомитета и международных спортивных федераций создали модификацию РАФ-2908 с пятиместным салоном, в котором кроме сидений установили столы, пишущую машинку, радиостанцию, цветной телевизор и даже холодильник!

На фото: РАФ-2908 – оперативный автобус для представителей оргкомитета Олимпиады-80

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:48
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Наконец, судей на марафонских забегах и спортивной ходьбе обслуживали РАФ-2910 с.… электрической силовой установкой вместо обычного ДВС, причем на одном заряде «электрички» проезжали около 100 км со скоростью до 30 км/ч.

Но несмотря на обилие «олимпийских» версий РАФ-2203, базовый микроавтобус создавался задолго до Олимпиады-80 и совсем с другими целями.

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:49
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
МИФ 4: НА БАЗЕ «РАФИКА» В ФИНЛЯНДИИ ДЕЛАЛИ МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦАВТОМОБИЛИ

ПРАВДА


РАФ-2203 в обязательном порядке должен был «надеть белый халат» — то есть, работать в качестве линейной кареты скорой медицинской помощи. Соответствующая модификация РАФ-22031 разрабатывалась практически в то же время, что и обычный пассажирский вариант. Разумеется, РАФ в красно-белой раскраске отличался от «гражданского» компоновкой салона и спецоборудованием, в число обязательных атрибутов которого входили не только аппараты для наркоза и искусственной вентиляции лёгких, но и пара носилок — как стационарных, так и дополнительных подвесных. Существовала и специальная модификация РАФ-22035 (АЦПК) для перевозки крови.

Бело-красные «скорые» на базе РАФ-2203 стали привычным транспортом советских медиков уже в конце семидесятых годов

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:49
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Однако этим «медицинская карьера» микроавтобуса не ограничивалась: в 1979 году по заказу СССР финская фирма TAMRO занялась переоборудованием «рафиков» в реанимобили.

Финские «тамары», как их ласково называли медики, поставлялись в Советский Союз несколько лет. Отличить TAMRO-RAF от обычной «скорой» можно было по высокой крыше, благодаря которой медики могли реанимировать больного, встав в салоне в полный рост. Еще одно заметное отличие — лимонный оттенок кузова вместо традиционного в СССР белого.

ТАМРО-РАФ-сделанный в Финляндии реанимобиль на базе "рафика"

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:50
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Важное преимущество финской «тамары» — высокая крыша, благодаря которой реанимационная бригада могла работать стоя

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:50
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
Финны также изготовили и отправили для Минздрава СССР партию патологоанатомических автомобилей с «глухим» кузовом без остекления и холодильной установкой внутри.

Сам проект оказался весьма дорогим и невыгодным, поэтому советская сторона была вынуждена от него отказаться в 1987 году. Зато по образу и подобию РАФ-TAMRO в 1989 году в Латвии построили собственный реанимобиль, который отличался от обычного РАФ-2915 не только индексом (2914), но и увеличенной на 400 мм высотой крыши, из-за чего многие путали эту «Латвию» с продукцией фирмы TAMRO.

РАФ-2914 – попытка заводчан сделать «свою тамару»

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Махорка
18.04.2019 - 12:50
Статус: Offline


Артист ритуальных услуг

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 1911
МИФ 5: ВО ВРЕМЯ ВЫПУСКА РАФ-2203 РИЖСКАЯ АВТОБУСНАЯ ФАБРИКА СТАЛА АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ

МИФ


Процесс акционирования Рижского автобусного завода начался за несколько лет до распада СССР – если точнее, то в 1989 году, когда было официально зарегистрировано АО «РАФ». Его уставной фонд составлял всего 3 миллиона рублей, хотя реальная стоимость завода еще в 1984 году оценивалась примерно в 137 миллионов. При этом приказ о преобразовании предприятия в акционерное общество Минавтопром издал лишь годом позже – то есть, в конце 1990-го. Но сам «могучий и нерушимый» уже дышал на ладан, причём первыми «на выход» приготовились как раз прибалтийские республики. Вот тут-то и возникли прения по поводу раздела собственности в виде пакетов акций. Если по поводу принадлежности контрольного пакета (51%) трудовому коллективу завода споров у руководства СССР и Латвии не возникало, то насчет остальных 49% стороны никак не могли прийти к согласию.

РАФ был обычным государственным предприятием и превратился в акционерное общество уже после распада СССР

Олимпиада-80, дизайн от Bertone и незаслуженный Знак Качества: мифы и факты о РАФ-2203
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27803
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх