От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
30.03.2019 - 16:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
106
28 фото via

Хотя автомобиль, как устройство сложное и небезопасное, обречён был обзавестись «личным номером» с момента своего появления, ни в Российской империи, ни в первые годы советской власти единой системы выдачи номеров по стране не существовало. В каждом городе, губернии или области местные власти устанавливали свои правила нумерации транспорта.

Мы обратимся к более поздним десятилетиям, когда номера разных регионов удалось привести к общему знаменателю.


От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Как в Америке

Первый общесоюзный стандарт был введён в 1934 году. Тогда было модно копировать в автомобилестроении американские технические решения. Номера для машин тоже выполнили в американском стиле. В США сверху всегда располагалось название штата полностью, а ниже – индивидуальные буквы и цифры, обозначавшие конкретный автомобиль — так было в 30-е, так есть и сейчас.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
03

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
03

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
04

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
05

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
06

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Советские номера тоже открытым текстом указывали на регион. Их сделали двухстрочными. Сверху – цифры. Их было от трёх до пяти в зависимости от численности автопарка региона. Максимальный вариант с пятью цифрами выглядел так: одна цифра, тире, две цифры, тире, ещё две цифры, снизу – название города, области, края. Фон, судя по чёрно-белым фото, был светлым, знаки – чёрными.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Если короткое название города, например, «Москва» помещалось на знаке полностью, то длинное – нет. Например, Ленинград обозначался сокращённо «Лен-град». Есть версия, что фон знака был голубым или светло-зелёным. Проверить это сложно, так как сохранившиеся номера того стандарта почти не встречаются. Как и в 20-е годы, номера выдавали местные органы, управлявшие коммунальным хозяйством.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Довоенные

В 1936 году основана Государственная автомобильная инспекция – специальное подразделение милиции, занимавшееся безопасностью уличного движения. Ему и передали учёт автотранспорта с выдачей регистрационных номеров. Стандарт двухгодичной давности признали неудачным, и вскоре появился новый, в который были заложены принципы, сохранявшиеся десятилетиями во всех новых стандартах.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Передний номер сделали однострочным, задний – двухстрочным. Сначала шли две буквы, обозначавшие город, область, край или республику. Далее – четыре цифры: две и две через тире. На заднем номере буквы располагались сверху, цифры – снизу. Фон выбрали чёрный знаки – белые.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
11

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Номера образца 1936 года, в просторечии «довоенные», были довольно большие, буквы и цифры одинаковые по высоте. Уже тогда в Москве грузовикам и автобусам выдавали пару номеров, легковым машинам – только задний. Почему поступили так, документальные свидетельства пока не найдены. В остальных регионах у легковушек был и передний номер.


От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
13

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
14

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:46
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
На мотоциклы выдавали целых три номера. Задний двухстрочный был уменьшенной копией автомобильного. Передний состоял из двух половин. Его ставили на переднее крыло мотоцикла поперечно, одна половина обращалась в левую, другая – в правую сторону.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:46
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Существовали также специальные номера со словом «проба», «транзит» или «прицеп», двумя уменьшенными буквами и четырьмя обычными цифрами.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:46
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
17

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:47
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Перед самой войной, в конце 1940-го, или в первые месяцы 1941 года предпринималась попытка изменить стандарт, уменьшить размеры номеров. Буквы и цифры сделали поменьше. На переднем однострочном знаке буквы поместили в левом верхнем углу, на заднем двухстрочном – тоже. До полной перерегистрации транспорта дело не дошло.

В наше время много довоенных номеров образца 1936 года нашли на месте боёв поисковики, занимающиеся так называемой «копаниной». Причём, где-нибудь под Смоленском или Ленинградом находятся номера с сериями, выданными в Сибири, в кавказских и азиатских республиках. «Полуторки» и «трёхтонки» мобилизовывали по всей стране и прямо с номерами отправляли на фронт. Состояние табличек, по 70 лет пролежавших в лесах, обычно плачевное, многие экземпляры непригодны для реставрации.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:47
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Первые послевоенные

После войны требовалось провести полный переучёт уцелевшего в народном хозяйстве, доставшегося в качестве трофеев и по лендлизу транспорта. В 1946 году введён новый стандарт, так называемые «жёлтые» номера. Компоновка повторяла прежнюю – спереди две буквы, за ними цифры, сзади – сверху две буквы, снизу – цифры. Спереди буквы снова находились в левом верхнем углу, сзади – над цифрами посередине. Канавка по периметру номера вдавленная, знаки – выдавленные прямоугольного сечения. Фон обычно был жёлтый, знаки – чёрные.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:47
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Впрочем, по решению местных властей разрешался также чёрный фон и белые знаки. Этим воспользовались в Москве. На легковой транспорт столицы, и частный и государственный, давали, как до войны, один задний чёрный номер. Столичным грузовикам, как и по всей стране, полагалась пара жёлтых.

Передний легковой номер появился в Москве только в середине 50-х. Иногда сочетание букв прямо указывало на регион, иногда не имело с его названием ничего общего. Москву поначалу обозначали номера на «М», но не все. «МС» и «МТ» выдавались в Молотове (Перми), «МЧ» – в Мордовии, «МФ», «МХ» в Мурманске и т.п. Когда многотысячный столичный автопарк поглотил все выделенные сочетания на «М», в ход пошла буква «Э».

До смены стандарта в 1959 году разошлись серии от «ЭА» до «ЭП». Ленинград обозначался буквами от «ЛА» до «ЛК» и «ЛН», но «ЛЛ» или «ЛТ» обозначали Литву, «ЛМ», «ЛО», «ЛП» – Латвию. Киев носил номера «УШ», УЭ», «ЩА», «ЯЮ» Минск – «ЖТ», «БН», «БО». Запорожье – «ЩУ», «ЖГ», Ульяновск – «ХЛ», «ХМ», «ХН», «ХР». Московской области именно в 1946-м досталась первая буква «Ю», причём все серии от «ЮА» до «ЮЯ».

Это сообщение отредактировал SESHOK - 30.03.2019 - 16:48

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:48
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
21

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:48
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
При стандарте 1946 года в Москве ввели деление на типы транспорта – частные машины, легковые государственные и грузовые. Частные серии были «МИ», «ЭВ», «ЭЗ» (задние) «ЭИ», «ЭК», «ЭО» (парные). «Легковые государственные» – «МА», «МБ», «МЗ», «МК», «МО», «МЮ», «МЩ». Спецсерия «ЭЖ» выдавалась на такси, но только после 1953 года, остальные разошлись на грузовиках. В Московской области и других регионах одни и те же серии давали на частные и государственные легковушки, а также на грузовой транспорт.

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
22

Это сообщение отредактировал SESHOK - 30.03.2019 - 16:52

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
SESHOK
30.03.2019 - 16:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
24

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 19064
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх