Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (12) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
4.01.2019 - 18:48
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
215
Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут хромированные бамперы и ржавые рессоры этих автомобилей. Но истина в таком споре, как правило, не рождается.

Её попробуем родить мы. Роды будут затяжными - в двух частях, ибо предмет спора слишком серьёзен…

22 фото via

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:49
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Подводные камни

В Советском Союзе известны случаи дублирования производства некоторых автомобилей на другом заводе или передачи с одного завода на другой. В войну производство грузовика ЗИС-5 дублировали сначала на УАЗе, потом на «УралАЗе».

После войны машину следующего поколения ЗИС-150 выпускали в Москве и Кутаиси, собирались также в Днепропетровске. На МАЗе дублировали производство грузовиков ЯАЗ-200, на УАЗе – внедорожников ГАЗ-69, в Ликино – автобусов ЗИЛ-158. Вот и производство «Москвича» разработки МЗМА на заводе «Ижмаш» в своё время тоже решили продублировать.

Вообще Ижевский автозавод – уникальное явление в истории отечественного автомобилестроения. Он подчинялся не Минавтопрому, а Министерству оборонной промышленности. Ну, а частному потребителю в итоге достался выбор между «Москвичами» столичного и удмуртского производства.

В январе 1965 года на ВДНХ состоялось совещание директоров, главных конструкторов советских автозаводов, руководителей правительства и автопрома. Новый глава государства Л.И. Брежнев наконец-то поставил вопрос о резком расширении производства автомобилей в СССР, для которого было необходимо строительство современных заводов-гигантов.

Тогда получили «путёвку в жизнь» ВАЗ и КамАЗ, разрешили реконструкцию МЗМА, задуманную ещё в 1960-м. А министр оборонной промышленности Д.Ф. Устинов предложил дублировать выпуск автомобилей «Москвич» на военном заводе в Ижевске, и ему тоже дали карт-бланш.

Ижевские машины отличались эмблемой-Сатурном


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:50
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Готовить документацию и оснастку для ижевского новичка пришлось Отделу главного конструктора МЗМА, и отвечал за это главный конструктор Александр Фёдорович Андронов, одна из самых влиятельных фигур в советском автомобилестроении тех лет. Планировалось, что в Ижевске будут выпускать точную копию «Москвича» и под контролем МЗМА.

Но прямо в 1965 году на «Ижмаше» организовали собственную конструкторскую службу ГКБ-88. Андронов много лет жаловался на нехватку конструкторских кадров, требовал расширения штатов. А тут на его коллектив легло дополнительное задание: пришлось готовить для Ижевска второй комплект документации и основной модельной оснастки на уже освоенный в производстве «Москвич-408».

А ещё — обучать прибывающих из Ижевска конструкторов. Работа оказалась громадной по объёму, она отвлекла немногочисленный коллектив ОГК МЗМА от основных задач, и поэтому основные опытно-конструкторские работы над предусмотренным планом развития завода «Автомобилем модели 1970 года» начались не в 1965, а только в конце 1967-го. Этот так и не реализованный автомобиль вошел в историю под временным обозначением 3-5, а в 1971 году на нём впервые появился индекс 2141.

Москвич-2141 (прототип 3-5) декабрь 1968

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:50
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Итак, рождение «Ижмаша» на два года задержало развитие МЗМА. После того, как в декабре 1966 года в Ижевске изготовили первые Москвичи-408, а в 1967-м развернули их серийный выпуск, ижевцы подставили москвичам ещё одну подножку. В начале 60-х, подробно изучив все европейские двигатели рабочим объёмом 1,5-1,6 л, в ОГК МЗМА под руководством Андронова разработали великолепный двигатель модели 412, выводивший «Москвич» в один ряд с новыми иномарками, обладавший большими резервами для модернизации и разработки модификаций.

Москвич-408 — ижевский первенец



Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:51
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Минавтопрому освоение этого мотора показалось непосильным, и министр Н.И. Строкин без колебаний передал производство мотора 412 Министерству авиационной промышленности для освоения на Уфимском моторном заводе.

С одной стороны, это даже улучшило двигатель. У «авиаторов» была возможность выпускать алюминиевый блок цилиндров, у автопрома – нет. В результате, сами же конструкторы МЗМА оперативно заменили чугунный блок алюминиевым. Но московский завод потерял контроль и над модернизацией своего детища, и над распределением готовой продукции.

Ижевцы быстро сориентировались в том, что три завода подчиняются разным министерствам. Они сумели договориться с уфимским заводом за спиной МЗМА. Уже с 1968 года 100% ижевских автомобилей получило новый двигатель 412.

Москвич-412 ижевский 1968-1969


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:51
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Для МЗМА, переименованного в АЗЛК, новых моторов стало катастрофически не хватать. Он был вынужден продолжать выпуск двигателей старого поколения. Планировалось снять с производства машины с моторами модели 408 в 1970, может, 1971 году, а сделать это удалось только в 1983-м. Причём в начале 70-х на АЗЛК автомобили с двигателями 408 составляли 2/3 готового выпуска.

Москвич-2138 1976-1983 последний автомобиль с двигателем 408

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Кто выиграл от дублирования производства «Москвичей» в Ижевске? Конечно же, отечественный потребитель! И Андронов, и поклонники марки всегда гордились, что в 60-е годы по 70% «Москвичей» продавали на экспорт. Но это раздевало и разувало внутренний рынок СССР, где легковые автомобили превратились в страшный дефицит.

Сначала несколько десятков, потом несколько сотен тысяч ижевских «Москвичей» в год, которые продавались в основном внутри страны, начали разряжать обстановку.

Экспортный ИЖ-412 с оригинальной облицовкой


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Экспорт съедал продукцию АЗЛК за счет внутреннего рынка


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Экспортный ИЖ-412 с оригинальной облицовкой


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Кто впереди?

Потеря объёмов экспорта из-за сохранения выпуска мотора 408 ударила по самолюбию АЗЛК, но привела к тому, что больше «Москвичей» осталось на родине и послужило советским гражданам. Наконец, только совместные усилия АЗЛК, «Ижмаша» и ВАЗа позволили довести выпуск легковых автомобилей в СССР до миллионных масштабов.

Небольшие отличия у московских и ижевских «Москвичей» были с самого начала. Например, разные салоны. Сиденья и обивки дверей «Ижмашу» поставляла другая фабрика. Сейчас, спустя десятилетия, любители «ретро» зовут ижевские салоны первых лет выпуска «дубовыми» – сиденья и их обивка были намного грубее, чем у «Москвичей» АЗЛК, а цвета — более блёклые. К тому же уже с конца 60-х АЗЛК ради повышения безопасности внедрял мягкие накладки на приборную панели и оконные стойки.

В Ижевске и в 70-х оставался голый металл, окрашенный в цвет кузова, как у самых ранних московских 408-х. В 1971 году на Москвиче-412, а через два года и на Москвиче-408, АЗЛК внедрил полностью новую «мягкую» панель приборов, соответствующую самым строгим из тогдашних норм безопасности. Всего через несколько лет появился Москвич-2140 с полностью новой приборной панелью.

Салон ижевского Москвича первых выпусков

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Почти новая оснастка для изготовления мягкой панели оказалась «не у дел» и подлежала утилизации. Главные инженеры В.Т. Позднеев в Москве и Ю.Д. Маслюков в Ижевске быстро нашли общий язык, и всё оборудование под мягкую панель и накладки стоек передали «Ижмашу».

Там это не пропавшее зря добро проработало до полного износа… наступившего как раз к началу XXI века. Именно этим объясняется, что в 1976 году, отстав от АЗЛК на 5 лет, ИЖ внедрил мягкий салон и вместо центрального плафона освещения от Москвича-402 образца 1956 года установил пару «жигулёвских» фонариков на стойках.

Мягкая приборнаая панель АЗЛК перешедшая на ИЖ

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Гораздо хуже другое. Ижевск «отхватил» себе 412-й двигатель, а сцепление и коробка передач до 1973 года оставались старые, от 408-го Москвича, откровенно слабые для такого мотора. Поломки и ремонт этих агрегатов превратились для владельцев ижевских автомобилей в источник головной боли.

Я ездил за рулём ижевского седана 1970 года выпуска и отлично помню ощущение «пустого» и «дохлого» сцепления под левой ногой.

Москвич-412 АЗЛК 70-х годов

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
А каково было милиционерам? Ведь в дорожно-патрульную и патрульно-постовую службу в начале 70-х ижевские «Москвичи» поступали в значительно большем количестве, чем столичные.

Ещё хуже было то, что в Ижевске в течение нескольких лет обеспечивавший динамику и скорость 412-й двигатель сочетался с 408-й тормозной системой без гидровакуумного усилителя.

ИЖ 412 самый массовый вариат начала 70-х


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
ИЖ 412 переходной с новой облицовкой и старым кузовом. Зима 1969-1970.


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:55
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Споры о том, какие машины «сделаны качественнее», не утихали много лет. Приходилось слышать самые разные мнения. По моим наблюдениям, у ижевских автомобилей 70-х и начала 80-х однозначно лучше кузовное «железо». Они сгнивают значительно медленнее, чем продукция АЗЛК. Но у московских машин намного надёжнее и долговечнее двигатель, трансмиссия, ходовая часть.

Это удивительно – вроде бы уфимские моторы, тюменские сцепления, омские коробки и пермские мосты оба завода получали с одних и тех же конвейеров. Но опыт общения с разными машинами показывает чёткую закономерность. Московские «Москвичи» с подгнившими и переваренными кузовами остаются на ходу до последнего, а ижевские с отличным состоянием кузова «встают» из-за поломок, влияющих на элементарную способность автомобиля ездить.

Такси ИЖ с таксомоторным оборудованием АЗЛК совместный проект заводов.


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:55
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Для Европы или для России?

Роковую роль в судьбе АЗЛК сыграла отставка А.Ф. Андронова 1 августа 1972 года. Но заложенная этим выдающимся руководителем энергия продолжала работать.

В 1976 году, при замене отработавшего своё комплекта кузовных штампов, АЗЛК поставил на конвейер новый автомобиль Москвич-2140. Перемены не ограничились рестайлингом передней и задней части кузова. Передние дисковые тормоза и вакуумный усилитель, выполненные по лицензии английской фирмы Girling, подняли на новую ступень активную безопасность автомобиля, позволили уверенно держаться с высокой скоростью в транспортном потоке любой интенсивности. Английскую лицензию на тормоза АЗЛК купил по инициативе Андронова и в его присутствии провёл полный цикл испытаний.

Москвич-2140


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Модель 2140 получила первую в СССР систему аварийной сигнализации, без которой немыслим ни один современный автомобиль. Её разработало заводское КБ электрооборудования, которым руководил коллега и друг Андронова Евсей Маркович Ютт.

Москвич-2140

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Новые сиденья 2140 были спроектированы по результатам медицинских исследований влияния формы сидений на утомляемость водителя и пассажиров, проведённых, конечно же, при Андронове. Добровольцы из числа сотрудников ОГК разного пола и возраста ездили по одному маршруту по Москве на машинах с разными сиденьями: серийными, опытными, взятыми от иномарок.

А врачи из заводской поликлиники изучали их физическое состояние до и после поездки. Таким образом, при, казалось бы, мало изменившемся кузове, АЗЛК создал машину с совершенно новым набором потребительских качеств, значительно превосходящую свою предшественницу. В начале 80-х на АЗЛК появился нарядный «Люкс» с ещё более удобными сиденьями, с бамперами и светотехникой югославских фирм, поставлявших те же изделия ведущим автомобильным компаниям Европы.

Салон АЗЛК, полученный в результате медицинских исследований эргономики


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Новая приборная панель АЗЛК-2140


Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Ижевские автомобили дождались модернизации только в 1982 году. Им достались дисковые тормоза с вакуумным усилителем, как на АЗЛК, отвечающая европейским нормам светотехника. Рестайлинг затронул только передок. Сиденья в Ижевске тоже сделали новые, но без такого исследования анатомии и физиологии, как на АЗЛК.

Москвич-2140 Люкс Самый дорогой рестайлинг

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
На фоне «Люкса» ИЖ-412-028 смотрелся, как нищий рядом с принцем. В этом был свой резон – АЗЛК конкурировал с ВАЗом в больших столичных городах и собирал остатки экспорта. ИЖ делал либо базу под фургоны и пикапы, либо машины для скромных провинциальных потребителей. Хотя их тоже экспортировали… например, в Афганистан.

ИЖ 412-028. Самый дешёвый рестайлинг

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
SESHOK
4.01.2019 - 18:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Завершающая

И здесь у АЗЛК нашлась козырная карта. Помимо комплектации «плюс» «Люкса», в Москве предусмотрели комплектацию «минус», специально разработанный для российской глубинки Москвич-21406. Дефорсированный под бензин А-76 двигатель 412ДЭ/412ДЮ (разработан тоже при Андронове в 1969 году), барабанные передние тормоза 412, но с «английским» усилителем 2140, подвеска от универсала, защита поддона картера в штатной комплектации, мощные буксирные проушины.

При этом – салон и «аварийка», как у «нормальной» комплектации. Получилось целое семейство седанов, как минимум, из трёх вариантов на выбор. Технические условия допускали некоторые «гибриды» из деталей «Люкса», базовой модели и 21406.

АЗЛК в 1988 году полностью заменил базовую модель 2140 принципиально новым автомобилем Москвич-2141. У ИЖа мучительный переход к новой модели ИЖ-2126 занял все 90-е и закончился только в начале следующего столетия.

Но это уже другая история.



Москвич-21406

Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ
 
[^]
Marti111
4.01.2019 - 18:59 [ показать ]
-81
ezhiknsk
4.01.2019 - 19:02
58
Статус: Offline


-

Регистрация: 26.07.14
Сообщений: 304
По сравнению с ваз - рессорный москвич это комфортный грузовик.
На отцовском иж-412 увозили больше картошки, чем на дедовом 2102
 
[^]
Выхухолин
4.01.2019 - 19:03
22
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 6.09.18
Сообщений: 710
бля, я и не знал что это разные машины.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 41783
0 Пользователей:
Страницы: (12) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх