Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
23.08.2018 - 19:03
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
95
Несмотря на то, что о знаменитых полуторках уже слишком много сказано и исписаны тонны бумаги, мы вновь обращаемся к этим простейшим 1,5-тонным грузовичкам, выдержавшим все трудности становления народного хозяйства СССР и все тяготы Великой Отечественной войны. В этой статье вы узнаете о ранее неизвестных военных версиях обычных полуторок со специальным и подчас засекреченным военным оборудованием и вооружением.

35 фото via

Мобильная станция БПС-ПД на шасси ГАЗ-АА с передним насосом для перекачивания топлива из железнодорожных цистерн

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:03
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Сначала кратко напомним, что с легендарными полуторками были связаны важнейшие исторические вехи развития советского автомобилестроения: они являлись достаточно успешным плодом сотрудничества с американской компанией Ford, первой серийной продукцией нового Горьковского автозавода и первой отечественной транспортной основой Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА).

С 1932 года базовым грузовиком являлся 40-сильный ГАЗ-АА, отличавшийся от американского прообраза Ford-AA усилением ряда узлов, задними двускатными колесами и новой грузовой платформой из сосновых досок. Через шесть лет появился модернизированный вариант ГАЗ-ММ с 50-сильным мотором от легковой «эмки». Впоследствии обе версии собирали одновременно, и только в 1942-м завод переключился на более мощный автомобиль.

Первая полуторка — многоцелевой 1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА двойного назначения

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:04
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Отремонтированный ГАЗ-ММ, работавший на Дороге жизни и поднятый со дна Ладожского озера

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:04
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
С началом Великой Отечественной довоенные модели стали быстро превращаться в простейшие «бездефицитные» грузовики без передних тормозов, с одной фарой и условной маркировкой ГАЗ-ММВ, которые собирали в нескольких исполнениях, исходя из имевшихся в наличии деталей и материалов. Их внешними отличиями являлись угловатые крылья, упрощенные эрзац-кабины с об­шивкой деревянными рейками (вагонкой), фанерными загородками или мягкими фартуками вместо обычных дверей.

Серийная полуторка военного времени ГАЗ-ММ с угловатыми крыльями и одной фарой

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:04
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Вот такие тщедушные машины в трудные военные времена превратились в основные легкие грузовики Красной армии, выполнявшие практически все транспортные задачи в прифронтовой зоне и в глубоком тылу. На 22 июня 1941 года их доля в РККА превышала 150 тысяч единиц, а за все годы войны собрали еще 74 тысячи.

Упрощенный самосвал инженерных войск ГАЗ-410 с загородками вместо дверей

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Военные исполнения грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ

До 1941 года состоявшие в РККА полуторки представляли собой обычные и совершенно не подготовленные к военной службе бортовые машины. Для воинских перевозок их оборудовали тентами и съемными скамейками, на которых усаживали до 16 бойцов с полной выкладкой, кронштейнами для винтовок и ящиками для боеприпасов.

На параде грузовики ГАЗ-АА с продольными скамьями для личного состава

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Автомобили применялись также для буксировки легких пушек, прицепов и походных кухонь, и только их небольшая доля служила для монтажа несложного и не слишком тяжелого оборудования и вооружения. Военные возможности полуторок ограничивали малая мощность и полезная нагрузка, недостаточная прочность и откровенно низкая проходимость на местности.

На трофейных машинах наши противники монтировали собственные высокобортные кузова, новые световые приборы, шины, запасные канистры и даже приспособления для езды по рельсам.


Трофейный ГАЗ-ММ с высокобортным кузовом и запасными канистрами (из архива H. Hoppe)

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Железнодорожный автопоезд на стальных колесах, составленный из двух полуторок (из архива NARA)


Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Радиотехнические средства

С появлением полуторок в РККА их начали использовать в качестве мобильных штабных пунктов с ламповыми коротковолновыми радиостанциями 5АК. Вариант 11АК устанавливался на автомобилях с упрощенными деревометаллическими кузовами и зарешеченными боковыми окнами. Затем появился подвижный радиоузел РУК армейской и корпусной связи.

Коротковолновая радиостанция 11АК в деревянном фургоне (из архива H. Hoppe)

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
В конце 1930-х на вооружение был принят секретный «радиоулавливатель самолетов» РУС-1 «Ревень» — первая советская автомобильная радиолокационная станция с дальностью обнаружения целей 35 километров. В начале войны ее сменила новая система РУС-2 «Редут».

Первая советская мобильная радиолокационная станция «Ревень» на двух полуторках


Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Автомастерские

Довоенный набор походных мастерских, прозванных летучками, обеспечивал обслуживание и ремонт основной автобронетанковой и авиационной техники в полевых условиях. Самой распространенной являлась авторемонтная мастерская ПМ-3 (летучка типа А), получившая в годы войны обозначение ПАРМ.


Довоенная авторемонтная мастерская ПМ-3 или летучка типа А на шасси ГАЗ-АА

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
К тому времени относились также новые специализированные ремонтные средства. Они размещались в тентованных кузовах или в облегченных фургонах с набором рабочего оборудования, а все операции выполнялись под открытым небом или под навесами.

Мобильная танкоремонтная мастерская военного времени на шасси ГАЗ-ММ

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Автомобили службы горючего

С начала 1930-х на шасси ГАЗ-АА монтировали простые цистерны вместимостью до 1200 литров для перевозки и раздачи бензина или керосина, не имевшие своего насосного оборудования. Его обычно заменяли мобильные бензоперекачивающие станции БПС с приводом насосов от раздаточной коробки автомобиля, которые размещались на специальной раме перед радиаторами, в средней или задней частях шасси.


Простая довоенная топливная автоцистерна завода «Промет» на шасси ГАЗ-АА

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Топливоперекачивающая станция БПС-4-АД-90 с задним насосом и комплектом рукавов


Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Аэродромная и аэростатная техника

Весьма оригинальными средствами аэродромного обслуживания были забытые ныне авиационные стартеры для запуска двигателей легких летательных аппаратов и подвижные аэростатные лебедки с приводом рабочих органов от трансмиссии автомобиля. На шасси ГАЗ-АА/ММ базировался простейший стартер АС-1, производивший запуск путем захвата самолетного пропеллера и прокручивания коленчатого вала авиамотора.

Для этого на высокой стойке были смонтированы продольный вал с захватом и вертикальный приводной, соединенные конической парой.

Авиационный стартер АС-1 для механизированного запуска двигателей легких самолетов

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:09
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Необычной во всех отношениях была подвижная механическая лебедка Л-36 для работы с заградительными аэростатами, которые поднимали в небо, преграждая путь вражеской авиации. Смонтированная за кабиной полуторки барабанная лебедка обеспечивала плавный подъем аэростатов, удерживание их на месте дежурства и последующее подтягивание тросом на землю для дозаправки водородом.

Автомобильная лебедка Л-36 при запуске заградительного аэростата

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:09
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Аэростатная лебедка на упрощенном шасси ГАЗ-ММ военного времени


Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Инженерная автотехника

Одной из первых инженерных машин на полуторках была автомобильная электростанция АЭС-1, первоначально базировавшаяся на двух грузовиках Ford-AA и служившая для освещения важных военных объектов и подзарядки аккумуляторов. На первой агрегатной машине размещались электрогенератор и кабели для питания 65 прожекторных точек. Для их установки служили элементы шестовой сети, которые доставлял второй вспомогательный грузовик.


Агрегатный автомобиль электростанции АЭС-1 на шасси ГАЗ-АА (из фондов петербургского Музея артиллерии)



Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Более мощная станция АЭС-3 обеспечивала как освещение территорий, так и работу электрических инструментов полевых мастерских.

Вспомогательная машина из состава электростанции АЭС-3 (из фондов петербургского Музея артиллерии)

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Автомобили химической службы

На вооружении химических войск и в системе ПВО состояло несколько видов спецмашин для борьбы с различными видами отравляющих веществ. Первой из них была простая автодушевая АД, оснащенная дровяным водогрейным котлом и выносными душевыми отделениями для одновременного помыва или санитарно-химической обработки 16 солдат.

Полевая автомобильная душевая для помыва и химической обработки военнослужащих

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
К середине 1930-х относится появление простейших машин для дегазации (обеззараживания) военной техники и важных объектов. Они представляли собой обычные бортовые грузовики, в кузовах которых доставляли паровые пожарные насосы, перекачивавшие воду и спецжидкости для очистки крупных территорий.


Самодельный дегазатор с пожарным насосом во время учений на Загородном проспекте Ленинграда

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Первой спецмашиной химической службы стал автомобильный дегазатор хлорной известью АХИ (автоизвесткоразбрасыватель), выполненный по образцу обычных пескоразбрасывателей. К началу войны существовали 11 версий таких машин, но удовлетворить потребности армии они не могли.

Простой дегазатор АХИ на грузовике ГАЗ-АА для разбрасывания хлорной извести

Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Пулеметно-пушечные полуторки

Формирование мобильных взводов ПВО началось на базе грузовиков Ford-AA и активизировалось с началом массового выпуска полуторок. В их кузовах монтировали специальные тумбы или станки для одиночных, спаренных, строенных и счетверенных пулеметов калибра 7,62 мм. В конце 1930-х появились боевые машины с крупнокалиберными системами ДШК конструкции Дегтярева и Шпагина и автоматическими 25-мм пушками. Оказавшиеся практически не защищенными и легко уязвимыми, они применялись лишь на первом этапе войны.

Опытный образец строенной зенитной установки Шпагина в кузове грузовой полуторки


Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Брошенная машина со счетверенным пулеметом 4м Токарева в первые дни войны.


Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
SESHOK
23.08.2018 - 19:12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322777
Трофейный Газ-АА с крупнокалиберным 12,7 пулеметом ДШК


Незнакомая боевая полуторка: легкие военизированные грузовики ГАЗ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 16940
0 Пользователей:
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх