Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:16
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
154
Возьмусь утверждать: чтобы хоть немножко понять, каково оно было на самом деле — воевать и погибать за Родину, современному человеку достаточно с часок «пообщаться» с боевой единицей военной поры. Например, с бронеавтомобилем БА-20 образца 1939 года. Во многом переворачивает сознание. Особенно, если, как я, забыть надеть перед началом тест-драйва шлем.

29 фото via

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Цели и задачи

БА-20, как и любой другой легкий бронеавтомобиль, всегда казался мне таким себе дешевым заменителем танка. Но когда довелось поездить на нем, понял, насколько был неправ. На самом деле, это все-таки автомобиль, хотя и прикрытый легкой броней и вооруженный легким же пулеметом. И транспортные возможности его тоже чисто автомобильные, даже более того — сугубо легковые. И хотя легковушки 1930-40-х могли больше нынешних, далеко от дороги отдаляться на нем все же нежелательно.

02

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Концепция бронетанковых войск в армиях мира к концу 1930-х годов как будто оформилась: легкие (поддержка пехоты), средние (универсальные — для танковых боев и тактических нужд) и тяжелые (машины прорыва) танки. Более легкая бронетехника на колесном ходу получила второстепенные задачи — разведка, связь, охранные функции (штабы, колонны, патрулирование). Поэтому такой не грозный с виду броневик, как БА-20 с его чисто «легковушечными» чертами в дизайне и конструкции, оказался востребованным в РККА и признан весьма удачным (не только в ней, кстати).

03

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
БА-20 должен был стать недорогим и массовым — его «привязали» к шасси распространенной «горьковской» ГАЗ-М1, а выпускали вообще на гражданском заводе мукомольного профиля (в городе Выкса тогдашней Горьковской области). Бесхитростный по форме корпус из брони 4-6 мм водрузили на раму от «эмки», целиком использована и ее ходовая — мосты, рессоры, рычажные амортизаторы. Естественно, силовой агрегат тоже был использован «эмочный» — рядная 50-сильная «четверка» и трехступенчатая коробка передач.

04

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Никаких дополнительных специальных средств для повышения армейской пригодности легкового шасси М1 не применялось, разве что с начала 1939-го года поставщик шасси усилил мосты, рессоры и раму в местах их крепления. Сносную проходимость машине обеспечивал низкооборотный тяговитый двигатель, большие хода колес и более-менее толковая развесовка.

05

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Однако, важная деталь — вместо обычных пневматических шин с покрышками и накачиваемыми воздухом камерами машину комплектовали шинами ГК (губчатая камера) из сплошной пористой резины, не боящейся пулевых пробоин. Часть машин БА-20, по некоторых данным — около половины, оснащали радиостанцией с дальностью связи до 15-30 км. Бронеавтомобиль часто использовался как связной или придавался для охраны или разведки штабам войсковых соединений.

06

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Боевая масса 2 620 кг

07

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
08

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
09

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
10

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Настоящая история

Бронеавтомобиль БА-20 производился с 1936 по июнь 1942 года, причем с начала 1939-го делали модернизированную версию БА-20М (поначалу параллельно с прежней) — с усиленной до 6-9 мм броней, пулестойкой конической башней, усиленным шасси и другими доработками. Наш экземпляр выпущен в период с конца 1937 г. (когда появились первые экземпляры с конической, а не цилиндрической, башней) до весны 1939, когда петли дверей и люков стали внутренними, а поручневую антенну радиостанции окончательно заменили малозаметной штыревой.

11

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:19
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Точнее установить историю конкретного броневика его нынешним владельцам не удалось — реставраторы технического клуба «Самоходъ» нашли его в середине «нулевых» годов на местах боев под Харьковом буквально в разорванном состоянии. Очевидно, машина с ее противопулевым бронированием пережила прямое попадание снаряда — корпус представлял собой осколки и клочья бронелистов, башня была разломана на три крупных фрагмента, верхний люк лежал в десятке метров в стороне.

И поскольку Харьков только в первый год Великой Отечественной дважды переходил из рук в руки, даже дату гибели машины точно установить не представилось возможным. Кузов пришлось сварить практически заново, шасси осталось «эмочным», башню удалось восстановить — на ней и сегодня видны следы последнего боя.

12

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 19.10.2016 - 21:19

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:19
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
По машинам!

Затаив дыхание и втянув голову в плечи, забираюсь внутрь этой живой истории. На удивление, все вполне по-автомобильному: дверь, сиденья, на своих привычных местах органы управления и окна для обзора, хоть и не очень крупные… Спереди не очень тесно, но макушка все время упирается в жесткую стальную балку на потолке. Из-за этого позднее на пересеченной местности пришлось пригибать голову, ограничивая себе обзор вперед. Да, видимо, не зря в бронетанковые войска всегда старались брать людей ростом ниже среднего.

13

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:20
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Экипаж 3 человека

14

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:20
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
15

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:20
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
16

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:20
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
17

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:21
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Двигатель запускается электростартером, который, в свою очередь, активируется кнопкой-педалью под левой ногой. Нажимать ее желательно кирзовым сапогом или солдатским ботинком, потому что подошву кроссовка этот тугой штырь продавливает чуть ли не насквозь…

Двигатель прогрели до меня, поэтому заводится он легко, хотя и не сказать, чтобы радостно. Зато заведясь, сразу, без чихов, прокашливаний и прочей подготовки начинает ровно рокотать на тех оборотах, которые задает ему мягкая педаль-акселератор, в виде планки торчащая параллельно полу.

18

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:21
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Педаль сцепления тугая и короткоходная. Как ни пытайся отпустить ее плавно, она все равно пересилит тебя и так толкнет в подошву, что того и гляди заглушишь мотор. Возможно, дело в том, что привод муфты — чисто механический, никаких тросов или гидравлики. Педаль сразу давит на нажимной диск: чуть грубее бросил ее при трогании — и двухтонный броневик прыгает вперед на метр-два, как какой-нибудь турбокроссовер. Но при этом не глохнет — настолько силен мотор «на низах».

19

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:21
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Стоит отметить, что здесь вообще нет ни одного вспомогательного устройства или сервопривода. Все исключительно на мускульной силе. Даже башню приходилось вращать руками, упираясь ногами в пол.

Рычаг коробки, подрагивая, целит мне в правое колено, ловлю его и … удивляюсь суперчеткости включения. Рр-рраз! Правда, дальше следует короткий и жесткий железный звук, скорее — даже грохот сопрягающихся шестерен, и я понимаю, что можно отпускать сцепление: передача точно включена.

20

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:21
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Машина мощным рывком трогается и прет вперед, я толком не успеваю рассмотреть подробности дороги. Не совсем понятно, что под колесами — все еще асфальт или уже пошла не самая ровная поляна, по которой пехотинцы как раз перекатывают пушку-«сорокапятку». Подвеска глотает все — трещины асфальта, мелкий бордюр, все неровности, кочки, бугры, поваленные столбики старого забора… Это логично: масса большая, и плавность хода соответствующая.

Длинный рычаг коробки требует размашистых движений, но в передачи попадать на редкость легко. Машина прибавляет ходу, поле все также ее не смущает, но появляется воющий звук прямозубых шестерен, знакомый нам по более позднему грузовому ГАЗ-51. Собственно, сама «эмка» — в исконно легковом, небронированном варианте — тоже ездит подобным образом, с явно грузовыми проявлениями. Стоит ли говорить, что тормоза и руль тоже далеки от нынешних понятий комфорта и эргономики?

21

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 19.10.2016 - 21:21

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:22
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Глухо, как в танке

Тем временем я понял, почему до сих пор машина не казалась мне тесной — потому что я все время ехал с открытой дверью. Соответственно, и обзор получше, и пространство казалось не таким стесненным. А тут фотограф, укрывшись в одной из мертвых зон, подкрался незаметно и захлопнул дверь! Все сразу стало на свои места — обзор стал более бронетанковым, и я почувствовал себя защищенным.

22

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:22
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Что ж, усугубим ситуацию. По моей просьбе экипаж закрывает все дополнительные люки, подтягивает их для верности барашковыми гайками — и мы смотрим на мир через узкие щели. Дело совсем плохо… Да, вражеская пуля или осколок в такую амбразуру не пролезут, но и картина мира в ней тоже помещается едва ли процентов на десять.

23

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:22
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
собенно тяжело во время движения: вплотную к щели не прижмешься из-за опасности разбить лицо о броню, а издалека разглядеть что-либо просто невозможно. А ведь нужно не просто выглядывать по сторонам, а разглядеть по ту сторону брони врага и уничтожить его огнем пулемета.

Претензии тут, к слову, не только у меня, разбалованного «лексусами» и «поршами» тест-пилота из XXI века, но и у армейских испытателей из 1936 года. Которые после официальных тестов опытного образца БА-20 на полигоне НИИ бронетанковой техники оставили в целом положительный вердикт, но с оговоркой о невозможности «обзора из смотровых щелей при скорости более 15 км/ч».

24

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
opasnyeludi
19.10.2016 - 21:23
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Запас хода (шоссе) 450 км

25

Мускульная сила: тест-драйв бронеавтомобиля БА-20
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 16001
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх