Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:05
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
109
Трудно найти советский научно-популярный журнал, который во второй половине 1970-х годов не опубликовал бы заметку о пожарных автомобилях вагонной компоновки, разработанных совместно ВНИИ противопожарной обороны, ВНИИ технической эстетики и ОКБ пожарных машин. Намеренно или случайно в заметках опускался еще один участник этих событий – французская фирма Sides. Мы решили восстановить историческую справедливость и рассказать, как все это было…

24 фото via

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:06
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Впервые о пожарном автомобиле вагонной компоновки заговорили в начале 1970-х, когда перед конструкторами ВНИИПО МВД СССР (г. Балашиха, Московская обл.), ВНИИТЭ (г. Москва) и ОКБ ПМ (г. Прилуки, Украина) было поставлено условие: используя серийные отечественные шасси и агрегаты, построить новый автомобиль. Требовалось существенно увеличить скорость движения пожарного автомобиля, предусмотреть удобство и быстроту посадкивысадки бойцов, снизить время на боевое развертывание и обеспечить оперативность работы при тушении пожара.

Анализ существовавших типов пожарных автомобилей в СССР и за рубежом показал, что компоновка «кабина за двигателем» является существенным недостатком: она снижает маневренность, ухудшает обзорность с места водителя и не позволяет понизить центр тяжести из-за рамной конструкции. Высоко расположенная емкость для воды сказывалась на устойчивости в поворотах, что приводило к общему снижению скорости движения, а съемное пожарное оборудование расположено высоко и не доступно с земли. Для входа-выхода пожарных приходилось делать промежуточные ступеньки, и сидящие в один ряд огнеборцы могли покидать кабину только друг за другом, что увеличивало время боевого развертывания.

Проектным заданием требовалось создать автомобиль «с информативным внешним видом, который является одним из факторов быстрого и безопасного движения на пожар», из-за чего в эскизе машина обрела черты гоночного автомобиля.

02. Поисковый эксиз В.И. Арямова

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 16.06.2016 - 10:27

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:07
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Решить проблемы за счет оптимизации компоновки и эргономики при условии сохранения шасси стандартного грузовика не получалось. Поэтому пошли ва-банк – решили компоновать пожарную машину «с чистого листа», параллельно разрабатывая для нее новый кузов.

Конструкторы нашли только одно рациональное решение – переход к вагонной компоновке кузова с центральным расположением насосного агрегата. Согласно исследованиям, на автомобилях с задним расположением насоса при быстром развертывании сзади собирается до трех человек экипажа (один запускает насос, двое снимают штурмовые лестницы с всасывающими рукавами). В суете теряются драгоценные секунды. Но мало переместить насос в центр машины, надо обеспечить дистанционное управление им с места водителя.

Для сокращения времени развертывания необходимо быстро высадить экипаж из машины: разместить боевой расчет как можно ниже, а двери сделать широкими. Поскольку несущая рама занимает только небольшую среднюю часть кузова, то часть оборудования и экипаж разместили по бокам от нее, расположив не поперечно в ряд, а продольно по сторонам кузова – лицом друг к другу. Проектом предусматривалось шесть кресел и два дополнительных страпонтена на случай усиления боевого расчета. Пол в отсеке боевого расчета опустили, на сколько позволял клиренс, в результате высота ступени при входе не превышала 450 мм. Габаритная высота оказывалась ниже по сравнению с аналогичным серийным на 350 мм, а центр тяжести снижался на 120 мм.

03. Руководство пожарной охраны пробует в действии пистолет-распылитель высокого давления


Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:07
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Для улучшения устойчивости автомобиля и увеличения транспортной скорости цистерну водобака установили как можно ниже, закрепив ее на раме через резинометаллические амортизаторы. Через такие же эластичные амортизаторы системы «текалемит» на раме установили и цельнометаллический каркасно-панельный кузов вагонной компоновки.

При ширине дверного проема 1100 мм два бойца могли выйти из машины одновременно. А чтобы в открытом состоянии двери не выходили за габариты, их сделали ширмовыми, как в автобусе, – их можно открыть заранее при подъезде к объекту тушения. Штурмовые лестницы и всасывающие рукава располагались как можно ниже, а капоты отсеков открывались движением одной (!) руки и не создавали помех в открытом положении. Но и этого пожарному ведомству казалось мало. В МВД настаивали на возможности развертывания автоцистерны уже в пути! Насос для питания водой лафетных стволов, установленных на крыше, должен запускаться прямо в движении, как у современных аэродромных автомобилей быстрого реагирования. Управление стволами осуществлялось на ходу с места командира отделения. Таким образом, в борьбу с огнем машина могла вступать с первых секунд прибытия на пожар. При необходимости она могла на ходу (!) прокладывать 240-метровую магистральную рукавную линию ø110 мм.

04. Широкие дверные проемы и низкие подножки позволяли экипажу быстро покидать машину при боевом развертывании



Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:08
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Новинка поражала новаторскими конструктивными решениями и стайлингом. Не стоит говорить, что в СССР не было хорошей дизайнерской школы. В стране работал исследовательский институт технической эстетики с очень талантливыми сотрудниками.

Композиция обычной пожарной автоцистерны выглядит дробной, зрительно рассеченной на несколько объемов (оперение, кабина, кузов и пеналы на крыше). По мнению дизайнеров и стилистов, такое сегментирование не способствует адекватному восприятию спецмашины в транспортном потоке, а потому новой пожарной цистерне решили придать однообъемную форму, избежав членения кузова на сегменты и достичь композиционной целостности. Форма пожарного автомобиля должна быть динамичной, стремительной, особенно при виде сбоку, и создавать ощущение устойчивости и напора при виде спереди и сзади. Для этого необходимо переднюю часть любого элемента сделать короткой и массивной, а заднюю – длинной и зрительно легкой.

Всякая видимая вертикальная линия нарушает впечатление динамичности, и следовало маскировать вертикальные элементы (например, стекла кабины), чтобы не пропадало чувство динамики. Наклоненные вперед стойки ветрового стекла помимо преимуществ тактического характера придают стайлингу автомобиля впечатление рывка вперед. Взгляните на фотографии автоцистерны и дизайнерские эскизы – разве они диссонируют с этими принципами? В итоге на внешний вид автоцистерны Советский Союз получил патенты и охранные грамоты в ФРГ, Франции, Италии, Англии, Японии.

05. Такой пожарная автоцистерна VMA-30 прибыла в Советский Союз

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:09
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Проектом было предусмотрено создание целого ряда пожарных автомобилей различного назначения на шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133. Это насосно-рукавные АНР и аэродромные автомобили АА, автоцистерны АЦ и машины технической службы АТ.

Первоначальная документация на компоновку и оригинальную внешнюю форму была разработана ВНИИПО и ВНИИТЭ и защищена авторским свидетельством от 28 февраля 1972 года за № 2369. Авторами художественно-конструкторской части проекта были В.И. Арямов, Л.А. Кузьмичёв, А.С. Ольшанецкий, Т.А. Шепелева.

06. Первый экземпляр АЦ-40(130)-163 (репродукция из журнала «Наука и Жизнь», 1976 г.)

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:09
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Для оценки эффективности новых компоновочных приемов и технических решений в 1973 г. в ОКБ пожарных машин на Украине был изготовлен прототип пожарной автоцистерны вагонного типа на укороченном самосвальном шасси автомобиля ЗИЛ-130. Автомобиль получил обозначение АЦ-40(130)-163. Но на предприятии машине было присвоено и другое имя «Всё впереди». С апреля 1974 года эта машина начала проходить всесторонние сравнительные испытания во ВНИИПО, по окончании которых государственная комиссия отметила «более высокие тактико-технические и эксплуатационные показатели автоцистерны вагонного типа по сравнению с серийными автоцистернами» и рекомендовала «приступить к рабочему проектированию автоцистерны... с целью создания в 1975 г. опытного промышленного образца». «При устранении недостатков, изложенных в протоколе», – заключила комиссия, – «образец способен успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами».

Вскоре в ОКБ пожарных машин изготовили второй опытный образец АЦ-40(130)-163, на котором по возможности постарались учесть выявленные недостатки, но внешне машина практически не отличалась от первого образца.

07. Второй экземпляр автоцистерны АЦ-40(130)-163, изготовленной силами ОКБ пожарных машин (г. Прилуки, Украина)

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:10
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Отправной точкой в создании пожарной автоцистерны вагонной компоновки на шасси ЗИЛ-131 стал 1975 год. Тогда в Москве состоялась выставка «Пожарная техника-75», участниками которой стали многие именитые европейские производители пожарного оборудования. Среди них на выставке была экспозиция французской фирмы Sides, на стенде которой был представлен аэродромный пожарный автомобиль вагонной компоновки на шасси немецкого вездехода FAUN с колесной формулой 6х6, а основным вооружением «аэродромника» был лафетный ствол с дистанционным управлением. По компоновке и вооружению он был близок к новому проектируемому семейству отечественных пожарных автомобилей. Тем более что опытная цистерна АЦ-40(130)-163 демонстрировалась здесь же.

08. Техническая характеристика ВМА-30

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:11
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Близость в конструктивных решениях двух разработчиков из СССР и Франции вылилась в договор с фирмой Sides и ВО «Внештехника». В соответствии с ним предусматривалось изготовление двух опытных образцов автоцистерны во Франции. Для этого на Sides передали два шасси автомобиля ЗИЛ-131, проектную документацию и результаты испытаний опытного образца АЦ-40(130)-163. Финансовые средства выделялись Советским Союзом, учитывая, что эти автомобили впоследствии станут серийной продукцией и будут нести пожарную службу на Олимпийских играх 1980 г. в Москве.

В ходе работ Sides старалась строго придерживаться дизайн-проекта, разработанного ВНИИТЭ, и все же обратилась во французский национальный центр технической эстетики для экспертизы предложенной машины. После тщательного изучения была вынесена резолюция, что технические и эстетические решения в этом автомобиле являются оптимальными. Сборка автоцистерн, получивших по французской классификации обозначение VMA-30 (иногда встречается наименование МА-30), производилась в небольшом французском городке Сен-Назер.

Дальнейшее развитие проекта предполагало создание новых модификаций. В 1978 году во ВНИИПО разработали трехосный вариант на шасси ЗИЛ-133 с коленчатым подъемником и аутригерами. Несущим основанием для подъемника предполагалось сделать цистерну для огнетушащих средств. Но машина так и осталась макетом.

09. Репродукция из журнала «Наука и жизнь», 1978 г.

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:12
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Понадобилось почти два года, прежде чем в 1977 году опытные автомобили были окончательно собраны и переданы на приемочные испытания. В машинах Sides применили ряд новых технических и конструктивных решений, которых не было у образца из Прилук: машину оснастили системой автоматического забора воды и дозировки пенообразователя, системой подачи воды под высоким давлением. При испытаниях было выявлено, что некоторые показатели улучшены по сравнению с проектом – увеличена до 2700 л емкость цистерны, улучшены показатели насосной установки, применена более совершенная система управления лафетным стволом. Для оценки прочностных характеристик и легкости управляемости был осуществлен пробег по дорогам Франции.

Согласно контракту один из автомобилей передали Советскому Союзу, где он сразу оказался в центре внимания специалистов. Большинство было солидарно, что по удобству и комфортабельности новинка намного превосходит серийную технику. В дальнейшем автоцистерна VMA-30 становилась участницей многочисленных выставок в нашей стране, включая выставку промышленной эстетики в Москве.

10. Автоцистерна VMA-30 на шасси ЗИЛ-131 после реставрации

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:12
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Поскольку у Sides этот автомобиль получился очень дорогим, то VMA-30 начали рассматривать как экспортный продукт, а АО «Автоэкспорт» даже пыталось собрать на него заказы! Но в Европе сразу признали, что для 12-тонного прототипа технические характеристики неудовлетворительны, а по габаритам он не вписывается в существующий типаж. В результате финансирование в СССР остановили, и дело ограничилось лишь двумя построенными образцами.

Все три пожарные автоцистерны вагонной компоновки несли боевое дежурство на стадионах во время Олимпийских игр в Москве в 1980 году.

После игр одна из АЦ-40(130)-163 оказалась в Днепропетровске, пока в 2000 году ее не порезали на металлолом. Судьба второй машины нам не известна, а вот автоцистерна VMA-30 на шасси ЗИЛ-131 попала в Ленинград, где эксплуатировалась до середины 1990-г., после чего была списана и сохранена питерскими брандмейстерами. Дублер автоцистерны на шасси ЗИЛ-131, оставшийся во Франции, в свое время предлагали приобрести нашей стране, но сделка не состоялась. Автоцистерна долгое время находилась на вооружении французских пожарных, а с 1998 года поступила в экспозицию Музея гражданской войны во французском Бресте.

11.



Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:13
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
12 Далее просто фото

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 16.06.2016 - 10:17

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:13
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
13

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:13
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
14

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:14
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
15

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:14
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
16

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:14
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
17

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:14
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
18

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
19

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
20

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
21

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
22

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:16
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
23

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
opasnyeludi
16.06.2016 - 10:16
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
24 всё!

Потерянный ЗИЛ: Автоцистерна ЗИЛ-SIDES VMA 30
 
[^]
maksvolk
16.06.2016 - 10:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.09
Сообщений: 2006
Интересная машинка, спасибо ТС, познавательно.

Это сообщение отредактировал maksvolk - 16.06.2016 - 10:31
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 16898
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх