Супервездеход для супербездорожья. ЗИЛ-Э167
В середине 1960-х военные эксперты НАТО были шокированы донесениями разведок о том, что в СССР якобы изготовлены несколько тысяч колесных арктических машин невероятной проходимости. На самом деле «армадой» чудо-вездеходов оказался один единственный экспериментальный автомобиль ЗИЛ-Э167, но с действительно уникальными характеристиками. Эту удивительную машину создал коллектив специального конструкторского бюро (СКБ) завода им. Лихачева, которое возглавлял тогда выдающийся инженер и творец Виталий Грачев.
Главный конструктор СКБ ЗИЛ В.А. Грачев
Рождение шедевра
Работы по созданию вездехода начались в самом конце 1961 года. По техзаданию предстояло изготовить колесный снегоход грузоподъемностью 3,5 т в варианте транспортера для перевозки людей. В самом конце декабря 1962-го ЗИЛ-Э167 был полностью готов. Для ускорения процесса около 70% узлов и агрегатов конструкторы заимствовали у автомобиля ЗИЛ-135Л (8х8) и других серийных моделей.
Чтобы получить клиренс более 700 мм, необходимый для движения по снегу глубиной около 1 м, вездеход требовалось оснастить колесами диаметром не менее 1700 мм со встроенными редукторами. Подходящие по размеру, но доработанные шины 21.00-28 диаметром 1790 мм заимствовали у тягача МАЗ-529Е.
Стеклопластиковые колеса с ободом 15x28, созданные совместно с инженерами МВТУ им. Баумана, оказались в 2,5 раза легче стальных, не ржавели, снижали трудоемкость монтажа, упрощали обслуживание и ремонт. Также была предусмотрена возможность установки колес с шинами 18.00-24 диаметром 1594 мм и арочных шин размером 1500x840.
Снегоход строился по трехосной полноприводной схеме с равномерным расположением колес по базе. Это улучшало проходимость при преодолении широких рвов и канав и позволяло оптимально распределить массы и объемы по длине машины. Раму вездехода, унифицированную с ЗИЛ-135Л, усилили, а чтобы защитить расположенные внутри агрегаты, ее нижнюю часть обшили гладкими алюминиевыми листами.
Каждый из пары 180-сильных двигателей ЗИЛ-375Я, установленных в задней части машины, приводил во вращение колеса своего борта, что позволяло обойтись без дифференциалов. Двигатели, расположенные маховиками вперед, агрегатировались с гидромеханическими 3-ступенчатыми коробками передач, разработанными в зиловском СКБ. Управляемыми были сделаны передние и задние колеса, синхронно поворачивавшиеся во взаимно противоположных направлениях. При перемещении по мягкому грунту задние колеса следовали точно по колее, проложенной передними, что повышало проходимость. Наружный радиус поворота ЗИЛ-Э167 составлял всего 11,9 м.
Передние и задние колеса вездехода были подвешены независимо друг от друга на поперечных рычагах, снабженных торсионными валами в качестве упругих элементов, и мощными амортизаторами. Полный ход подвески составлял 240 мм. Средние колеса с помощью кронштейнов жестко крепились к раме. На шинах 21.00-28 клиренс под кронштейнами подвески составлял 750 мм, а под днищем – 852 мм. Удельное давление на грунт в 0,6 кг/кв. см было вполне сравнимо с показателями гусеничных транспортеров. Вездеход оборудовался колодочными тормозами, работающими от гидравлического двухконтурного привода и двух пневмоусилителей, системой регулирования давления воздуха в шинах в диапазоне от 0,1 до 2,5 кг/кв. см и лебедкой с усилием 7 т. Запас топлива составлял 900 л.
Четырехместная кабина, пятиметровый пассажирский салон, рассчитанный на 14 человек, и оперение было изготовлено из стеклопластика. Остекленный салон, снабженный теплоизоляцией, имел две двери, одна из которых соединяла его с кабиной экипажа, а другая служила для входа и выхода. Кроме обогревателей, работающих от системы охлаждения двигателей, вездеход оборудовался независимыми отопителями и печкой-«буржуйкой».
Проверка на прочность
В январе 1963 года при обкатке в Подмосковье автомобиль прошел 742 км, из них 183 - по снежной целине. Были подтверждены высокие динамические качества машины и работоспособность узлов и агрегатов (при этом изначально заданную грузоподъемность в 3,5 т удалось поднять до 5 т). В начале февраля 1963-го вездеход отправился по маршруту Москва-Пермь. На заснеженных асфальтированных шоссе машина разгонялась до 75 км/ч, средняя же скорость на маршруте составила около 50 км/ч. Из 1615 км, отделявших Москву от Перми 294 км вездеход двигался по снежной целине со средней скоростью более 10 км/ч. Основной этап испытаний проходил на тяжелом для движения рассыпчатом крупнозернистом снегу в окрестностях Перми, при этом глубина снежного покрова в районе испытаний составляла 700-1200 мм. В столь сложных условиях лучшие результаты показали шины 21.00-28. Порой ЗИЛ-Э167 приходилось двигаться по мелколесью, ломая небольшие деревья, как спички. По результатам испытаний стало ясно: столичным специалистам удалось создать машину, аналога которой среди отечественной колесной транспортной техники нет.
В августе 1963 года испытания ЗИЛ-Э167 продолжились на песчаной и болотистой местности около Москвы-реки. По проходимости вездеход был вполне сравним с гусеничным ГАЗ-47 и колесным ЗИЛ-157 (6х6). При этом тяговое усилие экспериментальной машины на песке в несколько раз превосходило аналогичное значение у соперников, в то время как сопротивление движению было меньшим. Скорость, достигнутая на сыпучем сухом песке, превысила 40 км/ч. Столь же уверенно машина преодолевала и профильные препятствия, например, увлажненный суглинистый холм с травянистым покровом крутизной 42°, что соответствовало уровню лучших гусеничных транспортеров.
Одним из самых сложных испытаний для ЗИЛ-Э167 стала работа на строительстве нефтепровода Шаим-Тюмень в январе-марте 1965 года. Вместе с тремя автомобилями ЗИЛ-135 различных модификаций вездеход оказался в экстремальных природно-климатических и дорожных условиях, где показал себя с самой лучшей стороны. Он с успехом перевозил людей и грузы по самому суровому бездорожью, вытаскивал застрявший транспорт, прокладывал дороги по снежной целине, облегчая движение колоннам, состоящим из обычных автомобилей.
Во многом опередивший свое время ЗИЛ-Э167, значительно повлиял на конструкцию перспективных вездеходов.
Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-Э167
Габаритные размеры, мм 9420х3130х3060
Колесная база, мм 3150+3150
Снаряженная масса, кг 12 000
Допустимая полная масса, кг 17 000
Грузоподъемность, кг 5000
Двигатель ЗИЛ-375Я
Тип и число цилиндров V-образный, 8-цилиндровый
Рабочий объем, л 7,0
Мощность, л.с./мин-1 2х180/3200
Коробка передач Автоматическая, 3/1
Шины 21.00-28; 18.00-24;1500x840
Отсюда
http://www.trucklist.ru/media/supervezdeho...e167_11101.html