51


Несмотря на краткое описание халяльных продуктов в самой исламской доктрине, в настоящее время халяльная экономика включает в себя финансовые услуги и инвестиции, продукты питания, туризм, моду, фармацевтику, косметические товары, отдых, развлечения и медицину.
Халяль как явление обладает признаками «придуманной традиции», то есть он был введён в общественное сознание искусственно. В чём заключаются его отличия от настоящих обычаев? Обычай относительно инертен и самоочевиден, в то время как выдуманная, или изобретённая, традиция постоянно нуждается в оправдании и преподносится как обязательная. У неё есть свои владельцы и защитники, она также динамична в своём проявлении и развитии.
Проследив создание и динамику развития халяльного рынка за последние четыре десятилетия, мы увидим как он прошёл путь от мясного производства до того, что сейчас на международных торговых выставках называют «глобальной исламской экономикой», включающей и связывающей промышленность и финансы. Рынок халяль является продуктом встречи капитализма с исламским политическим фундаментализмом, в результате которой реализация шариатских норм получила материальные гарантии. Исламские производственные и финансовые схемы становятся проводником двойственных политико-идеологических отношений, корни которых уходят в исламские основополагающие тексты.
Халяльный рынок развивался в три этапа. Первый - это создание «исламского способа промышленного забоя скота», который привёл к появлению «рынка халяльного мяса» в 1980-1990=х годах. Центральную роль в этом сыграли Саудовская Аравия и Иран. Второй этап начался после публикации директивных материалов по халялю в «Кодексе Алиментариус», что породило концпцию и стандарты промышленной непорочности и вывело рынок халяль за пределы сугубо продовольственного сектора. Доминирующую роль на этом этапе сыграла Малайзия и происходил он в начале 2000-х. Третий этап обозначился в 2010 году, в момент возникновения «глобальной исламской экономики» благодаря установлению связи между производством халяльных товаров и услуг и исламскими финансами, в чём главную роль сыграли США.
Стоит уделить отдельное внимание такой характеристике как «чистота», которая фигурирует в рекламе халяльных продуктов.
Аятолла Хомейни вскоре после своего прихода к руководству Первой исламской республикой в Иране в 1979 году объявил импорт мяса из неисламских стран незаконным на том основании, что оно нечисто. Он торжественно заявил, что туши импортируемых животных будут превращены в удобрения, к изумлению стран-экспортеров. Но этот политический акт, призванный символически воздвигнуть границы исламского мира против неверных, породил практические проблемы с поставками мяса, особенно для городских слоев населения Тегерана. Хомейни отправил делегацию мулл, высокопоставленных исламских чиновников, чтобы исламизировать промышленные цепочки по забою скота и поставить их под исламский контроль. Несмотря на протесты профсоюзов против дискриминации в сфере занятости (на работу будут принимать только мусульман), производители согласились на этот контроль - технически необязательный - поскольку надеялись, что получить конкурентное преимущество на рынках исламских.
В то же время Всемирная мусульманская лига, глобальный проповеднический орган, связанный с Саудовской Аравией, но включающий в себя также членов «Братьев-мусульман» (запрещённой в РФ), установила
связь между халяльными деньгами и проповедческой деятельностью. ВМЛ предлагает суннитским странам Персидского залива принимать только поставки, сертифицированные теми исламскими диаспорами, которые пропагандируют и распространяют строгое и эксклюзивное исламское политическое видение.
Контроль над халяльным производством становится средством давления на диаспоры. Группы, конкурирующие за местное исламское представительство в неисламских странах, претендуют на монополию в области сертификации: халяль означает закон, а закон - это власть и авторитет.
via