141
Мошенники взломали счет екатеринбуржца и увели 1,5 миллиона. Он заставил банк вернуть деньги. Но для этого пострадавшему пришлось обивать пороги двух судов.
Александр (имя изменено) открыл в Райффайзенбанке счет, которым пользовался как кошельком. Он практически не использовал его для покупок, а в основном переводил деньги себе, своим родителям и откладывал накопления.
В июне 2023 года пользователь зашел в интернет-банк со стационарного компьютера, сформировал платежное поручение, чтобы совершить очередной перевод. Во время этой операции его вдруг выкинуло из личного кабинета. Александр попытался войти с ноутбука, но не получилось. Тогда он позвонил в службу поддержки и описал ситуацию, потом ему всё же удалось войти в личный кабинет. Он заполнил платежное поручение на 2 миллиона 100 тысяч рублей и хотел его отправить, но личный кабинет снова закрылся.
Александр вновь дозвонился до службы поддержки и пожаловался, что деньги не уходят. На это ему сообщили, что он только что перевел средства на два счета разных людей: на один 900 тысяч, на другой — полмиллиона.
Всё это время банк забрасывал клиента эсэмэсками. И несколько раз Александр вводил код, думая, что, как обычно, подтверждает вход в кабинет или подписывает свою платежку. А оказалось, что два-три сообщения были подменными: клиент их не запрашивал. И по одному из них банк якобы добавил новое доверенное устройство клиента, а фактически — по заявке неизвестного лица — заменил основной номер телефона. И еще изменил способ уведомления — с СМС на пуш-сообщения. После этого клиент перестал получать СМС о переводе денежных средств.
Таким образом за несколько минут мошенники полностью перехватили управление счетом. Между этими переводами и звонком в службу поддержки прошло всего две минуты. И Александр не подозревал, что деньги уже ушли, он хотел пожаловаться на проблему с личным кабинетом. Важно, что получатели средств, которым перевели деньги потерпевшего, тоже были клиентами Райффайзенбанка. То есть банк мог отменить эту операцию или заморозить средства, ведь переводы были сделаны внутри системы.
Александр лично пришел в отделение банка и обратился в полицию. Во время дознания силовики и суд не смогли найти владельцев счетов, на которые перевели деньги.
— Получается, что банк открыл неизвестным, как теперь оказалось, людям счета, одобрил добавление устройства для входа в личный кабинет. Все операции по переводу неизвестные провели через приложение, которое установили на сотовый телефон. Они использовали пуш-сообщения, которые клиент не получал. Также он не получал и СМС о переводе денег.
В ситуации Александра Октябрьский районный суд принял решение в пользу банка, но 8 февраля в апелляции Областной суд признал екатеринбуржца пострадавшим и постановил, что банк должен вернуть клиенту украденные 1,4 миллиона рублей, выплатить ему штраф — 800 тысяч рублей, компенсацию морального вреда — 10 тысяч, а также проценты — 122 тысячи.
https://www.e1.ru/text/criminal/2024/02/12/73207775/Размещено через приложение ЯПлакалъ