И почему же отменил?
Для всех истеричек.
Американо-японский договор 1960 г. (стр. 327—331)
В 1954 г. было подписано американо-японское соглашение «о взаимном обеспечении безопасности». Япония обязалась содействовать «созданию и поддержанию собственных [стр. 327] оборонительных сил и оборонительных сил «свободного мира», а также «сотрудничать» по вопросам торговли с социалистическими странами. США же обещали поставлять Японии вооружение, расширить закупки японских товаров. Соглашение было направлено на втягивание Японии в гонку вооружений и воссоздание японской армии.
Широкие массы населения Японии требовали отказа от военного союза с США и проведения нейтралистской политики, которая, как указывала демократическая общественность, наилучшим образом обеспечила бы безопасность и упрочила международный авторитет Японии. По мере укрепления экономических и политических позиций среди японских монополий усиливалось стремление, не порывая сотрудничества с США, изменить его характер и добиться для себя более равноправного положения. Значительная их часть хотя и не поддерживала нейтралистскую политику, но выступала против крайностей военного сотрудничества с США, за проведение курса, учитывающего соотношение сил внутри страны и на международной арене.
В начале 1957 г. к власти пришло правительство Нобусукэ Киси. Оно представляло группировки, тесно связанные с США, но, чтобы ослабить протесты общественности и добиться более самостоятельной роли Японии, поставило вопрос о пересмотре «договора безопасности». Правительство при этом не только не намеревалось отказываться от союза с США, но подчеркивало, что не допустит вывода из страны американских войск и проведения нейтралистского курса.
Во время поездки в Вашингтон в июле 1957 г. Киси предложил Даллесу заключить новый «договор безопасности» сроком на пять лет с обязательством консультироваться по вопросам размещения и использования войск, расположенных в Японии. США отвергли это предложение, согласившись лишь на создание совместного «комитета безопасности», призванного создать видимость участия Японии в решении военных проблем, и на сокращение своих вооруженных сил в Японии с 90 до 50 тыс. человек. Но нараставшее движение за нейтралистскую политику заставило правительство Эйзенхауэра занять более гибкую позицию. В августе 1958 г. посол США в Токио Макартур предложил японскому правительству три возможных варианта переговоров — о предоставлении Японией военных баз в аренду США, исправлении текста существующего или о разработке нового «договора обороны». Вслед за этим в Вашингтоне, куда срочно вылетел министр иностранных дел Фудзияма, было решено заменить договор 1951 г. новым.
4 октября 1958 г. в Токио начались переговоры Фудзиямы с Макартуром. Опираясь на поддержку ультраправых в правящих кругах Японии, Макартур придерживался жесткой линии. [стр. 328] Фудзияма, опасаясь вызвать выступление левых сил, проявлял нерешительность. Основная борьба развернулась относительно предварительных консультаций, сферы применения и срока действия договора. По большинству вопросов, связанных с этими проблемами, Япония в конечном счете приняла условия США. Под давлением японских демократических сил участники переговоров все же вынуждены были исключить из проекта договора ряд положений, открыто ущемлявших суверенитет Японии и угрожавших вовлечением ее в военные авантюры (в частности, о распространении сферы «совместной обороны» на американские владения в западной части Тихого океана), и указать, что японские вооруженные силы предназначены лишь для обороны 1.
1. Greene Fred. U. S. Policy and the Security in Asia. New York, 1968, p. 92.
Когда к концу 1959 г. текст договора был согласован, бурные демонстрации протеста охватили Японию. Чтобы вылететь в Вашингтон для подписания договора, Киси пробирался на аэродром по окраинным улицам Токио в сопровождении мощного конвоя мотоциклистов, грузовиков с полицейскими и вертолета 2. Все же 19 января 1960 г. «договор о взаимном сотрудничестве и безопасности» был подписан с японской стороны премьер-министром, с американской — государственным секретарем Гертером. В договоре (заключен сроком на 10 лет) не упоминалось о «праве» США на вмешательство во внутренние дела и предусматривалось проведение консультаций относительно вооружения и дислокации американских войск на территории Японии 3. Но эти уступки лишь маскировали фактическую капитуляцию японских представителей.
2. J. Cary. Japan today. Reluctant Ally. New York, 1962, p. 95.
3. «Keesing's Contemporary Archive», February 13—20, 1960, p. 1763— 1765.
В Японии сохранялись американские военные базы (в 1969 г.— 148, не считая Окинавы, на них насчитывалось 40 тыс. американских военнослужащих). Японское правительство согласилось «разрешить» в соответствии с обязательствами по «договору безопасности» американским атомным судам «заходить в порты Японии».
Секретное соглашение 1959 г. между начальником управления обороны Японии Мацумае и командующим 5-й воздушной армией США Бирнсом, которое продолжало действовать, предоставляло американскому командованию право использовать японскую авиацию независимо от «консультаций» по «договору безопасности». Указание о совместном «поддержании мира и безопасности на Дальнем Востоке», по разъяснению японского министерства иностранных дел, охватывавшее район к северу [стр. 329] от Филиппин, включая побережье Китая и СССР, значительно расширяло военные обязательства Японии.
Подписание договора вызвало мощное движение протеста. К концу марта петиции против его ратификации подписали свыше 10 млн. японцев. Опасаясь открытой дискуссии, правительство в ночь на 20 мая в нарушение всех процедурных норм в течение 30 минут протащило договор через парламент, в то время как 500 полицейских вытеснили из зала представителей оппозиции. 22 мая Национальный совет борьбы против «договора безопасности» призвал не прекращать демонстрации, пока правительство не уйдет в отставку. 4 июня в грандиозной политической стачке участвовало почти 6 млн. рабочих и служащих. Но правительство Киси шло напролом, объявив об «автоматическом вступлении» договора в силу с 19 июня 1960 г., когда для участия в этой церемонии в Токио должен был прибыть Эйзенхауэр. Посол Макартур потребовал от Киси любой ценой «обеспечить порядок» в день приезда Эйзенхауэра. Со всех концов страны в Токио были стянуты полицейские. 15 июня они напали на демонстрацию у парламента. В ответ последовала всеобщая забастовка высших учебных заведений. 16 июня, когда американский президент на борту крейсера «Сент-Пол» следовал из Манилы на Тайвань, откуда ему надлежало отправиться в Токио, Киси был вынужден заявить о несвоевременности его приезда. 23 июня без объявления времени и места церемонии Япония и США обменялись ратификационными грамотами «договора безопасности». В тот же день правительство Киси заявило об отставке.
Советское правительство в памятной записке от 27 января подчеркнуло, что новое военное соглашение с США несовместимо с укреплением независимости и безопасности Японии. Правительство СССР подтвердило готовность «предоставить совместно с другими державами необходимые гарантии нейтралитета Японии». В создавшихся условиях оно было вынуждено заявить о невозможности выполнить обещание о передаче Японии островов Хабомаи и Сикотан, принадлежащих СССР, поскольку такой шаг расширил бы территорию, используемую по договору, направленному против СССР. Советское правительство подчеркнуло, что передача возможна только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания советско-японского мирного договора.
Здесь по теме Это сообщение отредактировал sektant77 - 15.01.2019 - 16:42