судоходный канал в Америке и зачем он нужен
Могут ли Россия и Китай возродить идею амбициозного проекта по строительству судоходного канала, который может стать конкурентом Панамскому каналу?
Об этом судоходном канале китайские инвесторы задумались еще в прошлом десятилетии, однако проект свернули, т.к. фактически данный регион находится под влиянием США. Однако мировая торговля развивается, объемы грузоперевозок (в т.ч. и по морю) растут, а некоторые из существующих торговых путей периодически перегружаются. Взять тот же инцидент с блокировкой Суэцкого канала, который стоил компаниям миллионы долларов.
Посмотрим на карту региона и отметим уже существующий Панамский канал:
Длина канала — более 80 км:
Как видим, эта «водная артерия» соединяет Тихий и Атлантический океаны, и это делает его вторым по важности судоходным каналом в мире после Суэцкого, который, в свою очередь, соединяет не только Индийский океан и Средиземное море, но и Европу и Азию.
Альтернатива Панамскому каналу
Так как канал через Панаму пользуется большим спросом, он часто перегружается большим количеством судов (в год более 14 тысяч):
Трафик
Поэтому многие задумываются об альтернативе. Так, в 2014 году парламент Никарагуа одобрил строительство канала через территорию своей страны. Вот некоторые плюсы:
Канал разгрузит соседний путь через Панаму и может претендовать на 4-5% от мирового объема торговли.
Канал даст работу сотням тысяч жителей Никарагуа.
Никарагуанский канал +2 морских порта
В потенциальном месте строительства есть:
Огромное озеро Никарагуа, которое можно использовать как естественный водный путь.
Уже есть много «углублений», которые были получены из-за взятия грунта для строительства плотин.
Это позволило бы сэкономить на строительстве, ведь прорыть нужно будет не 280 километров (потенциальная длина канала), а гораздо меньше:
Недостатки и сложности:
Пропускная способность Никарагуанского канала будет ниже, чем Панамского (примерно в 3 раза).
США вряд ли бы спокойно одобрили такое грандиозное строительство у себя под боком.
Экологический аспект — если построить канал через озеро, то в него может попасть морская вода, а оно очень важно для населения и сельского хозяйства Никарагуа.
Огромные вложения — до $50 млрд долларов. Китай инвестиции пока приостановил.
Какие плюсы для России и Китая, если они взялись бы за проект общими усилиями
Обе страны могли бы зарабатывать на проходе судов, но это понятно всем. Китаю, в первую очередь, хотелось бы получить транспортный коридор для покупки нефти из Венесуэлы — громадная промышленность Китая постоянно нуждается в энергоресурсах. путь нужен и для экспорта товаров.
Россия же может оказать военно-торговую поддержку Китаю в регионе, к тому же Никарагуа и Венесуэла являются дружественными для России странами. Канал бы позволил нашей стране и Китаю усилить влияние в регионе и даже построить военно-морские базы, которые можно будет снабжать через канал.
Пока не очень понятно, дадут ли проекту «вторую жизнь» и с какими проблемами от столкнется, но с технической точки зрения проект вполне реален. Вопрос только в деньгах, времени и влиянии США.