Как сообщал ранее министр финансов Антон Силуанов, программа будет реализовываться по трем направлениям: снижение доли государства до 50% плюс одна акция в стратегических компаниях, снижение доли государства в компаниях со стопроцентным участием, полный выход государства из ряда компаний.
Заметим, список крупных активов — традиционный предмет межведомственных споров — несколько раз менялся. Минэкономразвития поначалу предлагало приватизировать пакеты акций шести предприятий: «РусГидро», «Транснефти», «Совкомфлота», «Россетей», «Ростелекома» и Объединенной зерновой компании (ОЗК). Затем ведомство убрало из списка несколько позиций, зато добавило в него «Аэрофлот», РЖД и аэропорт Шереметьево.
Как видим, в финальной версии от этого перечня осталось немногое.
Заметим также, что составить план приватизации — не значит его исполнить. По итогам 11 месяцев 2019 года план поступлений в федеральный бюджет от продажи госактивов был выполнен всего на 58% - было продано активов на 7,6 млрд. рублей вместо планируемых 13,1 млрд. Нынешние активы также могут «зависнуть» в продаже.
Тот же «Совкомфлот» вошел в план приватизации еще в 2017 году, однако продажа пакета акций неоднократно откладывалась. Минэкономразвития планировало в течение 2017−2019 годов снизить долю государства в АЛРОСА (с 33% до 29%) и банке ВТБ (с 60,9% до 25%). Предыдущий план приватизации также предусматривал еще и полный выход государства из Новороссийского морского порта и Объединенной зерновой компании. Однако эти планы так и остались на бумаге.
Новый итоговый план приватизации 2020−2022 также порождает вопросы. Понятно, когда государство избавляется от убыточных активов. Но как может быть убыточным Новороссийский порт, или тем паче «Росспиртпром» или Кизлярский коньячный завод?!
Складывается впечатление, что в новый список, наоборот, включили наиболее ликвидные активы — те, которые гарантированно уйдут с молотка.
Зачем это делается — можно только гадать. Возможно, узкий круг лиц, в руках которого сосредоточена большая часть богатств страны, пытается максимально монетизировать свои активы. Потому что момент транзита власти-2024 все ближе, а после этого срока нынешние плутократы окажутся в зоне турбулентности.
— В России построен сословно-распределительный, феодальный капитализм, где главная цель — национализация убытков и приватизация прибылей, — отмечает
секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Думаю, правительству и лично премьеру Дмитрию Медведеву заранее известно, кому достанутся вкусные активы, которые вошли в новый приватизационный план.
Удивительно: при всех разговорах, что нужно пополнять бюджет ненефтегазовыми доходами, на торги выставляются «Росспиртпром» и Кизлярский коньячный завод. Между тем, и в царское время, и в советское треть доходов бюджета приносила именно водка. По сути, на наших глазах правительство режет курицу, которая несет золотые яйца.
Или другой пункт приватизационного плана — морские порты. Ведь это важнейшие объекты инфраструктуры, без которых невозможен экономический прорыв — но и они пойдут с молотка.
«СП»: — Почему распродаются эти активы?— В элите в преддверии транзита наблюдается брожение — мы видим, к примеру, как крупнейшие олигархи выходят в кэш.
Так, Владимир Лисин продал часть своей доли в Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК), выручив около $ 400 миллионов. Совладельцы одного из крупнейших металлургических предприятий страны Evraz (Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов и Евгений Швидлер) продали 1,7% капитала компании примерно за $ 200 миллионов. Небольшие пакеты акций продали акционеры золотодобывающего Polymetal — олигарх Александр Мамут и его сын Николай. Этот «черный список» можно продолжить.
На деле, транзит российскую элиту пугает. Думаю, группа в окружении премьера Медведева, которая продавливала решение о приватизации, хочет быть ее бенефициаром и «окэшить» госсобственность из приватизационного списка.
Других рациональных мотивов в нынешней приватизации я просто не вижу.
— Если называть вещи своими именами, идет финальная распродажа России, — считает
председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — До какого-то момента наши компрадорские чиновники еще искали аргументы, позволявшие принимать решение о приватизации. Как правило, в качестве основного выдвигался «убойный» аргумент: в казне нет денег, и потому мы якобы вынуждены продавать активы.
Но сегодня бюджет не просто профицитен. Как заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, в 2019 году правительство не смогло распределить из бюджета около 1 трлн. рублей — эти средства остались неиспользованными. Поэтому сейчас внятных аргументов в пользу приватизации вообще не приводится — просто идет передача активов в руки зарубежных инвесторов.
«СП»: — Почему государство не пытается приватизировать убыточные активы, чтобы снять лишнюю нагрузку с бюджета?— Вы не правы — государство порой искусственно делает убыточными активы, подлежащие приватизации. Делается это как раз для того, чтобы чиновники могли сказать: активы неэффективны, от них надо избавиться. Но проблема даже не в этом.
Ключевая проблема приватизации — к государству нельзя относиться, как к коммерческой лавке. Значительная часть предприятий из приватизационного списка имеют стратегическое значение. Возьмите «Совкомфлот» — это компания двойного назначения. В мирное время она занимается перевозками коммерческих грузов по Северному морскому пути, но в военное время ее корабли должны использоваться для поддержки ВМФ России. Как же такую компанию выставлять на торги?
То же самое можно сказать про морские порты — это стратегически-значимые объекты. Я вообще не понимаю, на каком основании их включают в приватизационные списки.
Хорошо хоть из плана приватизации 2020−2022 убрали РЖД. Железные дороги — важнейшие транспортные артерии страны. Если они попадут в частные руки, возникнут риски блокирования и потоков пассажиров, и потоков грузов.
В целом, нашу приватизацию можно сравнить с передачей рычагов управления экономикой РФ в руки противника. По большому счету, это можно расценивать как предательство.
https://svpressa.ru/economy/article/253899/ Это сообщение отредактировал sakmarec - 10.01.2020 - 09:34