За девять месяцев 2016 года продажи алкоголя также сокращались, хотя и не такими существенными темпами. Максимальное падение наблюдалось также у слабоалкогольной продукции — 12%, у вин игристых и шампанских реализация уменьшилась на 4%, у остальных категорий падение составляло 2–3%, хотя водка и ликероводочные изделия практически не скорректировались в продажах.
Замглавы департамента экспертно-аналитических работ аналитического центра при правительстве РФ Елена Разумова рассказала «Известиям», что продажи крепкого алкоголя могут снижаться из-за роста акциза в 2017 году и, как следствие, минимальных розничных и потребительских цен. По ее словам, в 2016 году на среднюю заработную плату по минимальной розничной цене в месяц можно было приобрести 98 бутылок водки емкостью 1 л. А к сентябрю 2017 года, после того как акциз и МРЦ выросли, уже только 92 бутылки емкостью 1 л. При этом спрос на водку может смещаться в сегмент крепленых вин, пива, вермутов, сказала она. По подсчетам аналитического центра, в 2010 году на ежемесячную зарплату можно было купить 117, 7 литровых бутылок водки, в 2012-м — 122, 2, а уже в 2013 году — 87, 6. По словам эксперта, в сегменте вин происходит то же самое — при снижении реализации столовых и шампанских вин в январе–сентябре 2017 года продажи винных напитков и более дешевых плодовых вин выросли на 5 и 50% соответственно.
Елена Разумова подчеркнула, что у происходящего также могут быть другие причины. Например, снижение потребления крепкого алкоголя может свидетельствовать об уходе в теневой рынок. А также смена поколений — молодое поколение курит не сигареты, а испарители, а вместо водки пьет сидры.
Аналитик также отметила, что может играть роль и чисто технический фактор, связанный с изменением порядка сбора данных по обороту алкоголя. До 1 января 2017 года источником информации об объемах розничных продаж были данные Росстата, который, в свою очередь, формировал их на основе отчетов розничных продавцов по своим формам. С 2017 года данные поступают из ЕГАИС, в которой не полностью были отражены данные о продаже алкоголя в сельской местности в первом полугодии этого года.
По мнению профессора Московского гуманитарного университета Алексея Скопина, подобная картина потребления алкоголя свидетельствует о том, что обеспеченные слои населения продолжают пить дорогой алкоголь, например коньяки, а экономкласс снижает потребление алкоголя. О последнем ярче всего свидетельствуют уменьшившиеся продажи пива. Специалист также отметил, что на реализацию алкоголя влияют регионы, в которых силен религиозный фактор, — например, Татарстан и Башкирия, республики Северного Кавказа.
Минпромторг отказался от комментариев и рекомендовал обратиться в Росалкогольрегулирование. В РАР не пояснили причины снижения продаж горячительных напитков.
Проводимая государственная политика направлена не только на снижение потребления алкоголя в России. Также она предполагает смену стиля потребительского поведения — уход от крепкого спиртного и переключение на условно более безопасный слабый алкоголь.
Источник - iz.ru