Неизвестный подвиг трех капитан-лейтенантов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
30.12.2019 - 17:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
68
Что-то я уже второй день в ударе, в смысле активно свои посты публикую, связанные с подплавом. Наверное, надо брать пузырь и идти дегустировать холодец, который вчера с супругой до полночи варили.

Но все же выложу еще одну историю, а именно про АПЛ К-47, на которой 24 сентября 1976 года во время очередной БС на глубине 40 метров возник пожар в 8 отсеке вследствие короткого замыкания в пучке кабелей. К сожалению, были жертвы...

Источники: тынц, тынц и тынц

Пост будет из двух частей, плюс "биография" К-47, просьба потерпеть и не ломать, как закончу - доложусь.

Неизвестный подвиг трех капитан-лейтенантов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
30.12.2019 - 17:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Часть первая. «Неизвестный подвиг трех капитан-лейтенантов». Автор - Мормуль Н.Г.

В октябре 1975 года подводная лодка «К-47» первой флотилии атомных ПЛ Северного флота с приспущенным ходовым флагом вернулась в базу из Атлантики. На причале ее встречали не только родные и близкие, но и грозная комиссия, назначенная Министром обороны СССР маршалом Д.Ф. Устиновым, под председательством заместителя МО СССР генерал-полковника-инженера Николая Николаевича Алексеева.

Чем же удостоилась подводная лодка «К-47» такого высокого внимания. Флотилию в течения полутора лет (1974-1975 гг) буквально лихорадили аварии. Восемь столкновений и пожаров, в основном в океане. Не обходилось и без жертв.

В конце января 1974 года пришло донесение со Средиземного моря. На подводной лодке «К-166» под командованием капитана 2 ранга Бровко на боевой службе произошел пожар. Самолетом послали специалистов, в течение 20 суток восстановили и ПЛ самостоятельно вернулась в базу.

В феврале «К-402» под командованием капитана 1 ранга, Романчука на глубине 130 метров коснулась грунта из-за личной беспечности командира. В марте опять в дивизии подводных лодок пр.675 на «К-35» капитана 1 ранга Симоняна произошел пожар со взрывом баллонов воздуха высокого давления (ВВД).

В мае при проведении учебных ракетных стрельб, крылатой ракетой «Аметист» с подводного старта, с оценкой отлично, была поражена мишень и почему-то, пришвартованный к ней буксир. Ракета прошила рубку буксира и образовала в ней дыру размером 2х2 метра. Благо никто не пострадал, т. к. команда была в кают-компании на обеде.

В июне «К-462» при проведении контроля шумности на перископной глубине ударила в корму ГКС (гидроакустическое судно), повредив выдвижные устройства. Вскоре произошла авария энергоустановки на подводной лодке «К-387» (пр. 705).

Пытаясь прекратить развитие аварии, мужественно погиб ст. 1 статьи Леонид Рябинин. Этой аварией открылся 1975 год. Но одна беда не приходит и вскоре из Средиземного моря «прилетела весточка» о столкновении нашего крылатого ракетоносца «К-22» под командованием капитана 1 ранга Н. Максимова с американским фрегатом «Водж». Максимов так увлекся маневрированием вокруг американского фрегата, который его давно обнаружил, что разнес в «щепки» гребной винт и погнул гребной вал. Фрегат потерял ход, а часть команды, фотографировавшая перископ и ограждение рубки ПЛ, во время столкновения горохом посыпалась за борт. Через две недели Максимов самостоятельно вернулся в базу с поврежденным носом и ограждением рубки.

Вот какие события предшествовали приказанию министра обороны строго разобраться и покончить с пожарами на подводных лодках и назначить Председателем комиссии по расследованию причины аварии на атомной ПЛ «К-47» своего заместителя. В конце сентября 1975 года с подводной лодки «К-47», находившейся на боевой службе в Атлантике, поступил аварийный сигнал «Пожар в электротехническом отсеке!» Самое тяжелое, что может случиться на подводной лодке. Именно такой пожар послужил причиной гибели «К-8» в 1970 году. Суровое испытание I выпало на долю экипажа «К-47» во главе с капитаном 2 ранга Филиппенко. Они не только ликвидировали пожар и восстановили тяжелые последствия короткого замыкания в силовой сети, но сохранили в работоспособном состоянии реакторы, турбины и системы их дистанционного и автоматического управления во главе с пультом Главной энергетической установки, расположенным в горящем отсеке.

Три вахтенных капитан-лейтенанта-инженера загерметизировались в пульте и продолжали управлять Главной энергоустановкой, выполняя все команды центрального поста, четко понимая, что запаса кислорода в индивидуально дыхательных аппаратах хватит не более чем на 20 минут. Спасая корабль, они сознательно шли на смерть. Кто знает, сумел бы командир и экипаж, без посторонней помощи в подводном положении привести корабль в базу, пройдя от берегов Соединённых штатов Америки через всю Атлантику, не будь того мужества и мастерства, что проявили эти три замечательных молодых офицера.

Это сообщение отредактировал gizphone - 30.12.2019 - 17:04
 
[^]
gizphone
30.12.2019 - 17:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В комиссии по расследованию происшествия на ПЛ «К-47» работал первый заместитель Главкома адмирал Николай Иванович Смирнов, специалисты из Минсудпрома и ИАЭ им. Курчатова. Несмотря на то, что в это время я служил рядом на соседней флотилии атомных лодок Северного флота в Гремихе, информация об этом пожаре была скудной. И только через 24 года я почерпнул эти знания из книги глубокоуважаемого мною адмирала и очень симпатичного человека Аркадия Петровича Михайловского - «Рабочая глубина».

К сожалению, бюрократическая машина Северного флота пока не позволила узнать имена, отчества трех героев, вечная им память, я только из книги узнал их звания и фамилии, это капитан-лейтенанты-инженеры Знахарчук, Кириллов и Авдеев. Не узнал я (думаю, что пока) места их захоронения, а также судьбы родных и близких. Вот как вспоминает об этом Аркадий Петрович Михайловский: «Группа Алексеева работала долго, серьезно, не без диаметрально противоположных выводов и словесных баталий, но в одном оказалась единодушной, отличая высокую профессиональную подготовку и самоотверженность экипажа Филиппенко.

Результаты расследования мы сделали достоянием всех подводников флотилии... Не менее трудной оказалась задача обеспечения семей погибших офицеров постоянным жильем в центральной части России. Пришлось „поставить на уши“ все причастные к этому службы, подписать десятки писем в разные инстанции и лично договариваться с судостроителями...» Видимо, командованию надо вернуться к этому вопросу и воздать должное трем капитан-лейтенантам, как это имело место с матросом С. Премининым во время гибели ПЛА «К-129» в Атлантике в 1986 году.
 
[^]
gizphone
30.12.2019 - 17:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
КрПЛ К-47 проекта 675К после возвращения из Западной Лицы, губа Ара, май 1991 года. Фотография из архива Волкова О.

Неизвестный подвиг трех капитан-лейтенантов
 
[^]
gizphone
30.12.2019 - 17:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Часть вторая. Подводная лодка К-47. Автор - капитан I ранга запаса Бойко В.Н. (здесь не именно про этот инцидент, а в общем про данную лодку)

Подводная лодка 675 проекта атомная, с крылатыми ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ «Рубин»). 15 января 1962 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 7 августа 1962 года заложена на стапеле цеха №-50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинске как крейсерская подводная лодка. 10 февраля 1964 года спущена на воду. Входила в состав 339-й Отдельной Бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Беломорской ВМБ. С 28 марта по 7 июля 1964 года прошла швартовные испытания. С 10 июля по 31 августа 1964 года прошла Государственные испытания. 31 августа 1964 года Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний.

8 сентября 1964 года прибыла к месту постоянного базирования в губу Малая Лопаткина (Мурманская область). 4 ноября 1964 года вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 11-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок СФ. 8 августа 1965 года перечислена в состав 7-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина. С 1964 года по декабрь 1969 года отрабатывала задачи Боевой Подготовки, проводила испытания новой техники, обучение новых экипажей. В 1966 году прошла в надводном положении 2050 миль, в подводном - 4341 милю.

10 марта 1967 года в Мотовском заливе при замере шумности перед носом подводной лодки К-113 в расстоянии около100 метров начала всплытие подводная лодка К-47. Лодка по плану работала в полигоне №-27 и, закончив работу, в нарушение всех правил, которые изложены в ПИПе, начала всплытие в надводное положение. Катастрофа была неминуема, но повезло. К-47 произвела всплытие и, не обращая внимания на вызовы с помощью прожектора с К-113, легла на курс в Западную Лицу.

В 1968 году выполнила Боевую Службу. В 1968 году прошла проверку инспекцией ГУ ВМФ с оценкой «Отлично». В 1970 году перечислена в состав 7-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок КСФ. С 1970 по 1972 года находилась в текущем ремонте с заменой парогенераторов на СРЗ «Звездочка» (г.Северодвинск), была модернизирована по проекту 675К. В 1973 году К-47 перебазирована в губу Нерпичья. В 1975 году выполнила Боевую Службу в Атлантике. В мае-июне 1976 года произвела перезарядку активных зон реакторов.

24 сентября 1976 года во время очередной Боевой Службы на глубине 40 метров возник пожар в 8 отсеке вследствие короткого замыкания в пучке кабелей. Подводная лодка всплыла в надводное положение, море 4 балла, ветер 5-6 баллов. В аварийный отсек был подан хладон от установки ЛОХ 7 отсека. Сработала защита реакторов и ГТЗА левого борта, остановились вспомогательные механизмы. Пожар был ликвидирован, но в результате большой задымленности на пульте ГЭУ у личного состава резко ухудшилось самочувствие.
 
[^]
gizphone
30.12.2019 - 17:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Было принято решение сбросить аварийную защиту реактора правого борта и перевести людей в 7 отсек. Несколько человек были вынесены в бессознательном состоянии, спасти троих не удалось. После окончания тушения пожара подводная лодка в надводном положении направилась в базу. Движение обеспечивалось ГЭУ правого борта на винт со скоростью 10 узлов. В базу К-47 прибыла 4 октября. Оргвыводов не последовало. Устройства для ведения переговоров в изолирующем противогазе так и не были созданы.

25 июля 1977 года К-47 была отнесена к подклассу Больших Подводных Лодок. 15 января 1978 года возвращена в подкласс Крейсерских Подводных Лодок. В 1979 году выполнила Боевую Службу. 8 февраля 1980 года переформирована в состав 7-й Дивизии подводных лодок 9-й Эскадры подводных лодок КСФ с прежним местом базирования. В 1980 году выполнила Боевую Службу. В 1979-1982 годах выполнила 4 Боевых Службы общей протяженностью 243 суток. 1 декабря 1982 года в составе дивизии перебазирована в губу Ара (Видяево, Мурманская область). В 1983-1984 годах отрабатывала задачи Боевой Подготовки, стояла в Боевом Дежурстве, выполняла регламентные работы. 24 сентября 1984 года в связи с обнаруженной течью 3 контура подводная лодка выведена в резерв 2 категории. С 1984 по январь 1990 года прошла средний ремонт на СРЗ-10 (Полярный, Мурманская область). С августа 1989 года по март1990 года произвела перезарядку активных зон реакторов.

В мае 1991 года во время погрузки ракетного боезапаса в губе Большая Лопаткина произошла авария: в момент подстыковки разъемов сработали стартовые ускорители загруженной в шахту ракеты, которая, совершив неуправляемый полет над причальным фронтом, упала на берег, не причинив серьезных разрушений. Во время срабатывания двигателей погиб 1 человек. В 1991 - 1992 годах отрабатывала задачи Боевой Подготовки, стояла в Боевом Дежурстве в базе. 3 июня 1992 года была отнесена к подклассу Атомных БПЛ. Присвоен тактический номер Б-47. 5 июня 1994 года Б-47 была выведена из боевого состава ВМФ и перечислена в состав 346-й Дивизии подводных лодок выведенных из боевого состава и поставлена на прикол в губе Ара. В 1996 году подводная лодка К-47 хранилась на плаву в губе Ара (Видяево, Мурманская область).

На ПЛА К-47 погибли выпускники Севастопольского ВВМИУ:

Авдеев Вячеслав Алексеевич - капитан-лейтенант-инженер, командир группы КИПиА дивизиона движения БЧ-5, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1970 года. Родился в 1946 году в г.Гусь-Хрустальный Владимирской области, призван на флот 2 августа 1965 года Нахимовским РВК г. Севастополя. Погиб 26 сентября 1976 года на подводной лодке К-47. Похоронен в г. Севастополе.

Знахарчук Николай Васильевич - капитан-лейтенант-инженер, командир дивизиона движения БЧ-5, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1970 года. Родился в 1947 году в с.Дивин Кобринского района Брестской Области, призван на флот 7 августа 1965 года Кобринским РВК. Погиб 26 сентября 1976 года на подводной лодке К-47. Похоронен в г. Кобрин, Белоруссия.

Кириллов Александр Вениаминович - капитан-лейтенант-инженер, командир группы БЧ-5, выпускник Севастопольского ВВМИУ 1970 года. Погиб 26 сентября 1976 года на подводной лодке К-47.
 
[^]
gizphone
30.12.2019 - 17:04
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
"Биография" К-47

1962 год 15 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1962 год 7 августа
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1964 год 10 февраля
Спущена на воду. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1964 год 28 марта - 7 июля
Швартовые испытания;

1964 год 8 - 10 июля
Заводской выход;

1964 год 10 июля - 31 августа
Государственные испытания;

1964 год 31 августа
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний;

1964 год 8 сентября
Прибыла к месту постоянного базирования в губу Малая Лопаткина (Западная Лица);

1964 год 4 ноября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена (приказ по соединению - 15.09.1964) в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1964 год - 1969 год декабрь
Отрабатывала задачи БП, проводила испытания новой техники, обучение новых экипажей. В 1966 г. прошла в надводном положении 2050 миль, в подводном - 4341 милю;

1965 год - 1967 год
Сформирован 258-й экипаж КрПЛ проекта 675. Зачислен в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1967 год 10 марта
В Мотовском заливе при замере шумности перед носом ПЛ К-113 в расстоянии около 100 м начала всплытие ПЛ К-47. Она по плану работала
в полигоне № 27 и, закончив работу, нарушение всех правил, которые изложены в ПИПе, начала всплытие в надводное положение. Катастрофа была неминуема, но - повезло. Атомоход, на котором командиром был кап.1р. С.Коломийцев, старшим на борту командир 11-й дивизии контр-адмирал Николай Федорович Рензаев, в штурманской рубке находился флаг-штурман дивизии Лев Антохин, произвел всплытие и, не обращая внимание на вызовы с помощью прожектора с К-113, лег на курс в Западную Лицу;

1968 год
Выполнила автономный поход на БС;

1968 год 15 мая
Предположительно 258-й или 282-й экипаж КрПЛ переформирован во второй экипаж КрПЛ К-47;

1968 год
Прошла проверку инспекцией ГУ ВМФ с оценкой "отлично";

1970 год
Перечислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица);

1970 год - 1972 год
Находилась в текущем ремонте с заменой ПГ на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Модернизирована по проекту 675К;

1973 год
В составе дивизии перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);

1973 год (предположительно)
Расформирован второй экипаж КрПЛ К-47;

1975 год
Выполнила автономный поход на БС в Атлантику;

1976 год май - июнь
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1976 год 24 сентября
Во время очередной БС на глубине 40 м возник пожар в VIII отсеке вследствие короткого замыкания в пучке кабелей. ПЛ всплыла в надводное положение, море 4 балла, ветер 5-6 баллов. В аварийный отсек был подан хладон от установки ЛОХ VII отсека. Сработала защита реакторов и ГТЗА ЛБ, остановились вспомогательные механизмы. Пожар был ликвидирован, но в результате большой задымленности на пульте управления ГЭУ у личного состава резко ухудшилось самочувствие. Было принято решение сбросить аварийную защиту реактора ПБ и перевести людей в VII отсек. Несколько человек были вынесены в бессознательном состоянии, спасти троих из них не удалось (кап.л-т инженео Авдеев В.А., кап.л-т инженер Знахарчук Н.В. и кап.л-т инженер Кириллов А.В.). После окончательного тушения пожара ПЛ в надводном положении направилась в базу. Движение обеспечивалось работой ГЭУ ПБ на винт
со скоростью 10 узлов. В базу ПЛ прибыла 4.10;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1977 год осень
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Шварц Т.Я.) в Средиземное море;

1978 год 15 января
Возвращена в подкласс КрПЛ;

1978 год лето
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.1р. Шварц Т.Я.) в Средиземное море;

1979 год
Выполнила автономный поход на БС (командир - Сиденко В.В.);

1980 год
Перебазирована на губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1980 год
Выполнила автономный поход на БС (командир - Сиденко В.В.);

1981 год
Выполнила автономный поход на БС (командир - Сиденко В.В.);

1981 год декабрь - 1982 год 5 мая
Выполнила автономный поход на БС с экипажем КрПЛ К-125 (командир - Архипенко Н.П.);

1979 год - 1982 год
Выполнила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 243 суток;

1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;

1983 год - 1984 год
Отрабатывала задачи БП, стояла в боевом дежурстве, выполняла регламентные работы;

1984 год
Экипаж (командир - Сиденко В.В.) выполнил задачи автономного похода на БС на КрПЛ К-235;

1984 год 24 сентября
В связи с обнаруженной течью III контура ПЛ выведена в резерв II категории;

1984 год (1986 год ?) - 1990 год январь
Прошла средний ремонт на СРЗ-10 (Полярный, Мурманская область). Предположительно система управления ракетной стрельбой "Аргумент" была заменена на более совершенную, скорее всего "Аргон-К";

1989 год август - 1990 год март
Произведена очередная перезарядка активных зон реакторов;

1991 год - 1992 год
Отрабатывала задачи БП, стояла в боевом дежурстве в базе;

1992 год 3 июня
Отнесена к подклассу АБПЛ. Присвоен тактический номер Б-47. По другим данным переименована 25.01.1994;

1994 год 5 июня
Выведена из боевого состава ВМФ. Перечислена в состав 346-й ДнПЛ выведенных из боевого состава. Поставлена на прикол в губе Ара (Видяево, Мурманская область);

1996 год
Хранилась на плаву в губе Ара (Видяево, Мурманская область);

1999 год
Отбуксирована на акваторию СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный, Мурманская область). Экипаж был подчинен 46-й ОБрРемПЛ СФ;

2001 год июль
Спущен флаг ВМФ. АПЛ передана гражданскому экипажу СРЗ-10 для утилизации;

2001 год июль - 2002 год февраль
Была утилизирована в ПД-63 СРЗ-10 (г. Полярный) с формированием 4-х отсечного реакторного блока. В дальнейшем, предположительно, блок был разделан на СРЗ "Нерпа" до одноотсечной секции и поставлен для последующего долговременного
хранения в ПДХ в губе Сайда.

Всего с момента постройки "К-47" прошла 183983 миль за 22164 ходовых часа и выполнила 6 автономных БС.

Это сообщение отредактировал gizphone - 30.12.2019 - 17:05
 
[^]
gizphone
30.12.2019 - 17:06
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
У меня всё, можно пинать ))

Всех ЯПовцев и ЯПовчанок с наступающим НГ! Всего-всего в 2020 году и пусть все сбудется!
 
[^]
offking
30.12.2019 - 17:14
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.01.16
Сообщений: 1449
Нормуль - Мормуль! Отличный материал. kruto.gif

Это сообщение отредактировал offking - 30.12.2019 - 17:15
 
[^]
RegionZemlya
30.12.2019 - 21:54
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.06.15
Сообщений: 7928
Цитата (gizphone @ 30.12.2019 - 20:06)
У меня всё, можно пинать ))

Всех ЯПовцев и ЯПовчанок с наступающим НГ! Всего-всего в 2020 году и пусть все сбудется!

Балл конечно - НО - разбавляй посты об авариях с чем-нибудь более позитивным.

Это сообщение отредактировал RegionZemlya - 30.12.2019 - 21:57

Неизвестный подвиг трех капитан-лейтенантов
 
[^]
CptDallas
31.12.2019 - 06:33
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 24.06.17
Сообщений: 830
Спасибо и с Новым Годом.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
В0д0лей
31.12.2019 - 09:10
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 12.12.17
Сообщений: 78
БД Дж

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
PcixKnA
1.01.2020 - 17:11
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.11.14
Сообщений: 281
Цитата (RegionZemlya @ 31.12.2019 - 04:54)
Цитата (gizphone @ 30.12.2019 - 20:06)
У меня всё, можно пинать ))

Всех ЯПовцев и ЯПовчанок с наступающим НГ! Всего-всего в 2020 году и пусть все сбудется!

Балл конечно - НО - разбавляй посты об авариях с чем-нибудь более позитивным.

ТС, ну пару позитивных постов можно добавить? Пишешь интересно, но аварии... Пару позитивных и поучительных историй не мешало бы добавить... P.S. Пиши исщо brake.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5969
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх