В этой связи было бы интересно прокрутить пленку назад — в те годы, и узнать, как виделись бы эти социальные преобразования в начале долгого президентства Путина.
Собственно, ничего нового авторы несостоявшейся реформы образца 2002 года не предлагали. Её параметры, кстати, были опубликованы еще при Ельцине в 1997 году. Все, что власть делает с пожилыми людьми сегодня, не идет в никакое сравнение с этим сценарием.
Итак, группа экономистов, включая Евгения Гонтмахера, в наше время заместителя директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений, предложили адаптировать накопительно-поощрительную систему, которая работает на Западе. В Соединенных Штатах эта программа получила название 401(к), причем изначально без привязки к возрасту выхода на пенсию. О ней «Свободная пресса» подробно рассказывала.
За океаном, оказывается, можно стать пенсионером хоть в 50 лет, но пособие будет минимальным — на гране нищеты. Формула 401(к) построена таким образом, что максимум выплат по старости приходится на 65 лет (скоро в 67 лет), но не сильно проиграют те, кто станет пенсионером в 62 и даже 59,5 лет. Если кратко — все, что накоплено по стимулирующим программам, делится на дожитие с учетом на поправочные коэффициенты. То есть за океаном пляшут от продолжительности жизни.
Отметим, что в США тоже хватает тех несчастных стариков, которым отказывают в пенсии. Однако чтобы её получать по минимуму, достаточно отработать в «белую» всего 40 месяцев.
Однако вернемся в Россию 2002 года, когда было выдвинуто предложение по формированию индивидуальных накоплений в ПФР из расчета один к одному. То есть работодатель должен был отчислять на персональный счет, ровно столько, сколько добровольно согласился бы переводить сам работник. Но не ниже определенной суммы. Например, по 10%, при этом будущий пенсионер, всегда, по идее, должен был знать, на какую сумму он будет рассчитывать в 55, 60 и 65 лет. А чтобы бизнес не страдал, его долю должны были вывести из-под налогообложения.
С одной стороны, предложенная прозрачность стимулировала бы «белые» зарплаты, с другой — позволяла бы более гибко производить накопления. Есть возможность, переводят больше, нет — платят по минимуму.
Группа Гонтмахера предлагала отправить деньги в частные управляющие компании — в негосударственные фонды, чтобы те могли «с умом» их инвестировать.
Идея сотрудничества с НПФ позже была реализована российским правительством, точнее — позорно провалена. Такое впечатление, что власть специально «постаралась», чтобы у распорядителей была возможность манипулировать чужими средствами строго в своих интересах. Или вообще украсть под носом «профессиональных» чиновников. Между тем, ключевая задача кабинета министров как раз состояла в том, чтобы в любом случае не допустить потери денег будущих пенсионеров.
Итог оказался закономерным: в 2014 году были «заморожены» накопительные части пенсий, что свидетельствует только об одном: регулятор не справился со своими обязанностями. Но как говорится, все божья роса.
Вместо того чтобы сделать работу над ошибками, Кремль врезал от души по народу. Сразу на 5 лет поднял срок возраста выхода на пенсию, причем «людоедскими» темпами. Что толку, что официально переходной период «размазан» на 10 лет, если те, кто рожден в 1961 году, пойдут на заслуженный отдых на 3 года позже — как раз по году в год.
Такой сценарий на Западе справедливо называется шоковым, поскольку практически все страны придерживались более мягкой схемы: по 1,5−4-6 месяцев в год, при этом объявляли о реформе за десятилетие вперед. Если назвать вещи своими именами, так жестко свой народ не «имела» еще ни одна власть.
Кстати, летом 2018 года люди верили, что президент под давлением пришел к людоедскому решению, мол, его по-крупному «подставили» либералы из кабинета Медведева. Однако, как показали дальнейшие события, Путин де-факто является автором этих преобразований. Более того, он назвал свое правительство командой профессионалов, которые геройски взвалили на себя тяжелую ношу. Логично, что в ближайшем будущем глава государства не откажется от своих оценок, даже если «чудо министры» провалят все нацпроекты.
Если бы пенсионная реформа образца 2002 года была бы реализована, то в 2030 году половина всех пенсионеров должна была уже получать пенсии по этой схеме. С учетом срока дожития 18 лет, это означает, что в 2021 году как раз стали бы выходить первые пенсионеры по программе 401(к) по-русски.
Возможно, кто-то скажет «если бы, да кабы, то во рту росли грибы», однако речь идет о том, что в «нулевые» власть сама предложила народу социальный контракт. Его нарушение наносит тяжелейший удар по имплицитному общественному соглашению, согласно которому Кремль получал своеобразный карт-бланш, а народ — право на раннюю по сравнению с другими странами пенсию.
Почему это было важно? Дело в том, что переход из одной системы в другую — от социализма к капитализму оказался для многих россиян чрезвычайно тяжелым с точки зрения адаптации. Многие так и нашли достойное место в жизни. Пенсия виделась, как островок в конце бурного и опасного путешествия.
Самое страшное заключается в том, что так называемое «социальное пенсионное пособие» будет выплачиваться в 70 лет для мужчин, и в 65 лет для женщин, которые в силу независящих от них обстоятельств не перечисляли вносы в ПФР. Это не вина, а беда несчастных людей. Как бы там ни было, но взятые на себя обязательства по социальному контракту народ честно выполнил, голосуя за президента, который, однако, нарушил свое главное обещание: «Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет».
https://svpressa.ru/society/article/236503/