тогда разберём закон о ЦБ по косточкам, так сказать (хотя-бы начальные главы) для понимания сути...
извините, много букв, но они очень интересны...
"...Получается очень любопытная картинка.
Главные деньги для торговли и главные деньги для накопления в мировом масштабе вы-
пускает организация, принадлежащая неизвестной группе частных банкиров. Но что нам США
и весь мир – нас в первую очередь интересует собственная страна. Теперь самое время погово-
рить о рубле. Взглянуть на него. Почитать, что на нем написано. Обычный человек в обычной
жизни никогда этого не делает. Нам ведь, что греха таить, интересен лишь номинал купюры, а
вовсе не надписи на ней. Достаем, читаем. «Билет Банка России». Это значит, что наш рубль
сделан в России? Географически – да. А юридически – нет. Как так? А вспомните Федеральную
резервную систему, что выпускает зеленые доллары с портретами американских президентов.
Независимый Центральный банк. Не зависимый от государства. Неужели в России сегодня по-
строена такая же система?
Чтобы разобраться, почитаем закон о Центральном банке России (Банке России). Начнем с
самого простого вопроса – кто выпускает наши рубли? Тут разобраться несложно – эмитирует
нашу национальную валюту монопольно Центральный банк России – он же Банк России. Статья
4 закона так прямо и говорит: «Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организу-
ет их обращение».33 Разумно? Да – эмиссионный центр должен быть один. Вот только кому он
подчиняется? Чтобы выяснить это, читаем дальше. Пожалуй, самой интересной статьей закона о
нашем ЦБ является статья 2. В нее вложено столько смысла, что читать ее нужно как минимум
дважды. Сначала целиком, а потом по частям.
«Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной
собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Фе-
деральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распо-
ряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие
и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допуска-
ются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обяза-
тельствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли
на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк
России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов».
Так что принадлежит государству? Имущество Банка России. То есть – недвижимость. Ну,
мебель там, стулья. Обои на стенах. Ручки в подставках, мышки на ковриках. Тарелки в микро-
волновках. Всѐ? Нет, не всѐ. Еще – «уставной капитал» Центрального банка в размере 3 млрд
рублей.34 Много ли это? Сами ответьте на этот вопрос. Сначала посмотрите на размер золото-
валютных запасов ЦБ.35 Эти цифры публикуют каждый день. Сегодня запасы составляют по-
рядка 465 млрд долларов. Вот и скажите, 3 млрд РУБЛЕЙ при 465 млрд ДОЛЛАРОВ – это много
или мало? Это очень мало. Главное – это не уставный капитал, а активы ЦБ, его ЗВР, то есть зо-
лотовалютные резервы. Это, так сказать, «главный приз». Очень странно, что ЗВР проходят в
законе как «иное имущество». Но дальше начинается самое интересное.
Золотовалютные резервы Банка России самой России не принадлежат.
А иначе как понять следующее: «Изъятие и обременение обязательствами указанного
имущества без согласия Банка России не допускаются». Если собственник имущества – государство, то ему для действий с этим имуществом не нужно согласие того, кто ОТ ИМЕНИ
ГОСУДАРСТВА этим имуществом пользуется. Если государству принадлежит участок земли, то
для того, чтобы на нем что-то строить или продавать эту землю, согласия нынешнего пользова-
теля не требуется. В случае с ЦБ получается странная картина – граждане России, избиратели,
народ, выбрав в стране власть, посредством этой власти дали ЦБ России полномочия в финан-
совой сфере. Доверили ему золотовалютные запасы страны, И теперь без согласия Центрального
банка не могут эти ценности использовать. Это как если бы, будучи владельцем, вы бы сдали
свою квартиру кому-нибудь на время, а потом без его согласия не могли ею распоряжаться.
«Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обяза-
тельствам государства».
Если государство является владельцам имущества Центрального банка, его ЗВР, то как же
может быть, чтобы оно не могло отвечать этим имуществом по своим обязательствам? Если
деньги и золото государственные, то государство может оставить их в залог, то есть отвечать
этими активами по своим обязательствам. А так выходит, что деньги у страны вроде бы есть, но
тратить их нельзя. Нельзя оставить в залог. Ничего нельзя сделать – без согласия ЦБ России. Мы
снова видим правовой нонсенс – пользователь может запретить собственнику распоряжаться
своим имуществом. Или собственник ЗВР вовсе не государство?
«Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению иму-
ществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России».
Обратите внимание: полномочия по владению. Это как понимать? Когда в государствен-
ном учреждении, в пожарной части или в налоговой инспекции пожарного или налогового ин-
спектора направляют выполнять служебные обязанности, его снабжают соответствующими ин-
струментами. Пожарному дают шланг, каску И машину, а налоговику – компьютер, калькулятор
и бумагу, Но при этом полномочия этих государственных служащих исчерпываются, говоря
языком закона о ЦБ, «пользованием и распоряжением имуществом». Никакого владения быть не
может. Пожарный не является собственником пожарной машины и пожарного шланга, а нало-
говый инспектор не становится собственником компьютера и калькулятора. Равно как военный
не становится собственником танка или самолета, на котором ему доверили защищать страну, а
полицейский не станет собственником пистолета и бронежилета, без которых сложно довить
преступников.
Владение – нет такого слова в лексиконе государевых слуг. Есть служение, есть долг, есть
присяга. А владение – это совсем из другого словаря. И закралось оно в статью закона о ЦБ во-
все не случайно…
Есть в вашей семье кошелек, в нем лежит много денег. Вы их заработали честным много-
летним трудом. Но тратить их вам нельзя. Ни при каких обстоятельствах, без разрешения со-
вершенно независимого от вас дяденьки, живущего, кстати, в вашей же квартире. То есть фор-
мально – он работает у вас. Как бы. Потому что в реальности он от вас совершенно независим.
Он сам назначает себе зарплату, сам себе ее выплачивает.36 А вот вы-то от него зависите, и даже
очень. Ведь только он может дать вам разрешение потратить ВАМИ заработанные деньги. А без
его разрешения вы этого сделать не можете. И чтобы избежать искушения, ваша зарплата и все
сбережения теперь идут не вам, а дядьке. Он бережет золотовалютные резервы вашей семьи.
Несправедливо? Неудобно? Странно? Что вы! Справедливо! Удобно! Современно! И, главное,
иначе нельзя – если доверить деньги вам, вы же можете их истратить. Ведь именно так объясня-
ют нам правильность и мудрость этой странной ситуации. Но в семье вы бы с дядькой разобра-
лись быстро – взяли бы, да и выгнали его. Так? А дядька-то хитрый! И чуть собираетесь вы тур-
нуть его, сердечного, как он начинает верещать на весь подъезд. А у входа в вашу квартиру «на
всякий случай» стоят три друг их дяденьки. Написано на них: «Правозащитные организации»,
«Независимая пресса», «Цивилизованные страны». И слушаются они не вас, а вашего непроше-
ного финансового помощника. Зорко стоят на страже порядка и справедливости. То есть следят,
чтобы вы своего дядьку не обижали. И вежливо так у него разрешения спрашивали на все свои
финансовые траты. Почему? Потому что вы подписали закон о Центральном банке своей квартиры и теперь обязаны его соблюдать. Иначе во всех стенгазетах района и многотиражке вашего
предприятия появится ваш портрет с нехорошей надписью. В школе вашим детям прочитают
лекцию о «правовом нигилизме» их родителя. И еще повесят большой портрет из серии «Их
разыскивает милиция» прямо на двери вашего дома.
Так что нужно соблюдать закон, выполнять взятые на себя обязательства. Ведь весь циви-
лизованный мир так живет. Самому тратить свои деньги – это дремучий лес, это вчерашний
день. Оглянитесь вокруг – в соседней квартире такая же картина. Там тоже свой независимый
дядька живет, и так по всей лестнице. Все живут тяжело. Но у всех жителей есть к чему стре-
миться. На самом последнем этаже живет начальник всех дядек. Он свои деньги тратит как хо-
чет. Более того, он имеет возможность командовать всеми дядьками дома. Ездит он на мерсе-
десе, а вся парадная – на старых автомобилях. Но причину его благосостояния не рассказывают –
говорят, что престижный автомобиль у него от правильной выборной системы. От того, что все
семейные вопросы строго решаются голосованием….
Достала вас такая ситуация, решили вы наплевать на троицу у дверей, что орет благим ма-
том о нарушении прав, и дальше тащите своего дядьку на выход. Решили не слушать сладкие
песни, что свои деньги самому тратить несовременно и неэффективно. Не убедили вас и слова о
том, что независимый от вас дядька – залог вашего процветания и благополучия. Словом, реши-
ли вы выкинуть паразита из квартиры раз и навсегда. И что видите? У лифта еще троица. Здо-
ровые накачанные лбы, лица угрюмые. «Армия США», «Армия Великобритании», «НАТО» –
написано на рукавах. Не передумали гнать дяденьку взашей? Тогда готовьтесь к драке…
Закон о ЦБ полон противоречий. Формально являясь федеральной собственностью, Цен-
тральный банк, тем не менее, не несет каких-либо обязательств по отношению к государству.
Более того – реши мы, то есть государство, выкинуть паразита из квартиры, то есть использовать
золотовалютные резервы ЦБ на строительство новых заводов и дорог, ждет нас печальная
участь. Троица у лифта нас не побьет, пока у нас есть русская армия и ядерный «зонтик». Но
очень скоро в квартиру придет четвертый молодчик. «Независимый международный суд» –
написано у него на спине. Вы уже поняли, что шансов на правосудие ровно ноль. Центральный
банк России, если государство российское захочет использовать то, что ему, российскому госу-
дарству, якобы принадлежит… пожалуется в международный суд!
«Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном за-
конодательством Российской Федерации. Банк России вправе обращаться за защитой своих
интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды».
Банк России и наше государство сами решить свой спор не могут. Будет решать Стокголь-
мский арбитраж. Или независимый суд штата Нью-Йорк. Это все равно, как если бы при Ста-
лине Центральный комитет партии и Народные комиссары финансов решали бы свои споры не в
Кремле или на заседании правительства, а в суде Третьего рейха. Он же одинаково независим,
что от ЦК ВКП(б), что от правительства СССР. Так ведь? Так. Вот пусть и решает, кто прав, а
кто неправ в СССР, суд нацистской Германии. Честно и непредвзято. И, разумеется, без всякой
задней мысли, руководствуясь только интересами России и буквой закона. Но самое смешное то,
что обратись ЦБ в какой-нибудь «гаагский суд», то он этот процесс неизбежно выиграет. А Рос-
сия, то есть все мы, неизбежно проиграет. Почему? Потому что ЦБ вписан в целую систему по-
добных центральных банков, которые, в свою очередь, включены в целостную паутину под
названием Международный валютный фонд (МВФ). И главное: ЗВР Центрального банка России
лежат не в России. За исключением небольшого процента золота, хранящегося в России, все
остальные «резервы» нашего ЦБ представляют собой вовсе не пачки перетянутых резинками
банкнот разных государств, а компьютерные «нолики». Лежащие, между прочим, в компьютерах
других государств. Ведь золотовалютные резервы нашего ЦБ вкладываются в государственные
облигации других стран. В основном в облигации правительства США: «Больше 30 % золото-
валютных запасов потратила Россия на покупку ценных бумаг казначейства США… по данным
американского Минфина, наша страна за минувший год увеличила инвестиции в американские
гособлигации в 3,5 раза с 32,6 млрд до 116,4 млрд долларов. И теперь Россия занимает седьмое
место в рейтинге стран-кредиторов Соединенных Штатов». Вы можете себе представить Госбанк СССР, вложивший 30 % своих резервов в гособлига-
ции США? Не в золото, а в облигации?
Но будем справедливы – средства ЗВР вкладываются Центральным банком не только в
американские «ценные» бумаги. Получателем средств является и Международный валютный
фонд: «Россия в ближайшее время разместит 10 млрд долларов из золотовалютных резервов в
облигации Международного валютного фонда (МВФ). Об этом вице-премьер правительства РФ
Алексей Кудрин сообщил на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым. По словам ми-
нистра финансов, размещать эти средства будет Центральный банк».38
О том, что МВФ полностью контролируется англосаксами и о других «уродливых» дети-
щах Бреттон-Вудса мы поговорим несколько позже. Сейчас просто отметим, что покупка все-
возможных облигаций Центральным банком России происходит в то время, когда кредитные
ресурсы очень нужны родной российской экономике. Но давать их внутрь России нельзя. Поче-
му, спросите вы? Нельзя по закону.
«Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской
Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные
ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это преду-
сматривается федеральным законом о федеральном бюджете».
Центральные банки так называемых «развитых стран» кредитуют бюджет именно путем
покупки гособлигаций. А наш ЦБ российские облигации покупать не может. А вот американские
государственные облигации и ценные бумаги некоторых других стран – может. Это важный мо-
мент: Центральный банк России имеет право покупать облигации только ЧУЖИХ стран, а зна-
чит, по закону обязан кредитовать экономики других стран. Причем вполне конкретных.
Эмиссию рубля, согласно закону, осуществляет только Банк России. И он же, согласно то-
му же закону, не может давать кредиты государству. Как же осуществляется эмиссия, как рубли
вводятся в обращение? Очень просто – путем покупки иностранной валюты на бирже.
Работает эта система так;
* Россия продала на мировом рынке некий товар;
* в страну поступило 100 долларов;
* Центральный банк покупает эти доллары на бирже;
* доллары попадают в золотовалютные запасы ЦБ РФ;
* в экономику попадает 3000 рублей.
Иными словами, иностранная валюта попадает в страну только через биржу. А там ее про-
дают, и соответствующее количество рублей «впрыскивается» в российскую экономику. Со-
блюдается некий негласный для населения паритет. Паритет между количеством долларов в ЗВР
и количеством рублей в экономике. Вот цена на нефть пошла вверх. За тот же товар Россия по-
лучает уже не 100, а 110 долларов. Паритет нарушен, и ЦБ его исправляет. Он снижает курс
доллара, покупает их дешевле и впрыскивает в экономику страны меньшее количество рублей за
один пришедший в страну доллар. При снижении цены на нефть происходит обратный процесс:
ЦБ увеличивает курс доллара. Теперь за один пришедший доллар эмитируется меньшее количе-
ство нашей валюты. Внимательно следит за общим объемом рублевой массы именно Централь-
ный банк. Ведь согласно закону о ЦБ именно руководящий орган Центрального банка – Совет
директоров – принимает решение «об общем объеме выпуска наличных денег».39
Иными словами, существует зависимость и жесткая привязка денежной массы внутри Рос-
сии и долларовой массы, которую Россия получает извне. А это значит, что мы уязвимы. Мы не
до конца самостоятельны. Почему же ЦБ сохраняет паритет между количеством долларов в ЗВР
и общим объемом эмиссии рублей? Потому что Центральный банк осуществляет управление
эмиссией рубля в режиме «currency board».40
Это нужно потому, что любая страна – член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных зо-
лотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться. Без этого
не берут в МВФ. Без этого не возьмут в «цивилизованное человечество».
А в итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального
функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько
долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных россий-
ских рублей. То есть вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от
экспорта природных ресурсов. Вот почему при падении цен на нефть рушится всѐ и вся. Дело
вовсе не в недоборе налогов от продажи самой нефти. Дело в том, что в экономике исчезают
рубли. А уже потом падает торговля, строительство, урезаются зарплаты, и встает весь произ-
водственный процесс.
Важно понимать, что золотовалютные резервы страны не являются «резервом» государ-
ства. Эти деньги нельзя тратить. Они должны лежать в «кубышке» ЦБ просто для того, чтобы ЦБ
мог печатать рубли. Золотовалютные резервы не приносят государству и народу никакой поль-
зы. Их функция совершенно другая – это гарантии, которые нельзя тратить, чтобы можно было
эмитировать рубли. Почему нельзя тратить ЗВР, тоже понятно – завтра продадим доллары для
покрытия внешнего долга страны, а напечатанные под них рубли останутся. Баланс нарушен.
Это не по правилам. Так нельзя.
Наглядный пример: Путин выплатил внешний долг России. За это ему огромное спасибо –
обрезал одну финансовую веревочку, за которую дергали мировые кукловоды. Пока только одну
– другая осталась. Причем сделал все «по правилам». Внешний долг был выплачен из Стабили-
зационного фонда, который на самом деле является собственностью государства.41 Денег зо-
лотовалютные резервы ЦБ на выплату внешнего долга не тратили. Почему? Нельзя! Почему
нельзя? Потому что в 1944 году в городе Бреттон-Вуд были подписаны международные согла-
шения, определившие дальнейшее развитие человечества. О бреттон-вудских договоренностях и
обо всем, что произошло в финансовом зазеркалье с той поры, мы поговорим в другой главе.
Сейчас же давайте поудивляемся дальше, читая закон о Центральном банке. Там есть мно-
го другого, куда более важного. Мы вновь подходим к главному вопросу: кто же управляет
Центральным банком России? Кому он подчиняется? Похоже, что никому. По крайней мере,
никому в России. Статья 1 закона вполне однозначна:
«Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и
настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других феде-
ральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россий-
ской Федерации и органов местного самоуправления». Последняя надежда на обнаружение
«государственности» нашего ЦБ – посмотреть порядок формирования органов его управления.
Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».
«Статья 12. Председатель Банка России назначается на должность Государственной
Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру
для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Россий-
ской Федерации… Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя
Банка России по представлению Президента Российской Федерации».
Разобрались? Президент РФ представляет, Дума назначает. Она же снимает главу ЦБ с
должности. Нет, все еще только начинается. Закон написан так хитро, что возможность уволить
председателя Банка России со своего поста для президента и Думы чисто теоретическая. Чтобы в
этом убедиться, надо лишь дочитать статью 12 до конца.
«Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следую-
щих случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) невозможности исполнения служебных обя-
занностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; 3) личного
заявления об отставке; 4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступив-
шим в законную силу приговором суда; 5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России».
Выходит, что если председатель ЦБ: 1) здоров как бык, 2) его полномочия еще не истекли,
3) уходить сам не собирается, 4) кошельки у старушек не ворует, 5) соблюдает федеральное за-
конодательство (то есть не дает кредиты своей стране) – то снять голубчика совершенно невоз-
можно. Он может даже и кошельки у старушек воровать – пока нет приговора суда, не уволить
его Государственной Думе. И президент России что-либо сделать бессилен.
Любопытно, правда? Разве глава предприятия, назначивший финансового директора, не
может снять его простым приказом и назначить нового? Или обязан ждать четыре года? Или
приговора суда? Или медкомиссию создавать? Нет, в реальной жизни руководитель компании
волен как назначать, так и снимать с должностей своих подчиненных. Глава государства в Рос-
сии – это президент. Все остальные госслужащие являются его подчиненными, которыми он ру-
ководит не напрямую, а посредством министров, губернаторов, мэров, генералов и адмиралов. И
только руководитель Центрального банка вне пространства и времени. Президенту его не снять
и не уволить. А в случае чего банкир пожалуется на президента в международный суд. И ведь
должность главы Центрального банка действительно ключевая!
«Статья 23. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фон-
дов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами».
Там, кроме ЗВР, лежит… и весь российский бюджет. И на счетах ЦБ находится и то, что
раньше составляло единый Стабилизационный фонд. «Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния размещаются на счетах ЦБ РФ по учету средств этих фондов в иностранной ва-
люте в Москве».42 Вы не ошибетесь, если скажете, что Центральный банк – это наше всѐ. В том
смысле, что все средства страны сосредоточены именно в нем. И вот этот ключевой «департа-
мент» не подотчетен государству?! Вы понимаете, что это означает?
Присмотревшись, мы увидим в схеме контроля российских финансов следы компромисса,
достигнутого российской властью и всевластными банкирами. Напомню, что Стабилизационный
фонд, о котором столько говорили, был поделен на две части: их назвали Резервным фондом и
Фондом национального благосостояния. Так вот, средствами первого управляет ЦБ, то есть «не
государство», а средствами второго – Минфин, то есть правительство, то есть государство…43
«Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации, Подотчетность Банка России Государственной Думе означает: назна-
чение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению
Президента Российской Федерации Председателя Банка России».
И это вся подотчетность? Но мы же только что разобрали, что она мнимая, что главу ЦБ не
уволить без его согласия и желания. Не снять, кстати, и других добрых банкиров-молодцев из
ЦБ.
«Статья 13. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре
года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с
Президентом Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должно-
сти: по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий – Председателем Банка
России; до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий – Государственной
Думой по представлению Председателя Банка России».
То есть досрочно уволить строптивого коллегу может только председатель ЦБ. Ведь для
досрочного увольнения банкира – члена Совета директоров ЦБ – нужно представление предсе-
дателя. Сама Госдума не может уволить банкиров, если председатель ЦБ этого не хочет. Так как
же можно говорить, что ЦБ подотчетен Госдуме?..
Когда читаешь закон о Центральном банке, в голове постоянно крутится один вопрос: ко-
гда же и кто принял такой очевидно кабальный для России документ? Путин в 2002 году, если
судить по названию (Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ)? Нет. Закон видоизменялся и
дополнялся. А его самая первая версия была принята еще в 1990 году, когда на кремлевских
башнях реял алый флаг СССР с серпом и молотом. Борис Ельцин с огромным перевесом выиграл выборы лета 1990 года и стал первым президентом России. А затем, через полгода своего
президентства, 2 декабря 1990 года, он подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке
России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1).44
Если вам лет сорок или больше, то вы помните те выборы. Помните лето 1990 года? Ра-
дость, надежда на перемены. Помните свой тогдашний энтузиазм? «Мы ждем перемен», – пел
тогда Виктор Цой. И мы все этих перемен ждали. И они настали. Еще единая страна жила и
надеялась, а задел для ее распада и перехода под контроль мировой банковской верхушки уже
готовился. Борис Ельцин при «живом» Советском Союзе подписал документ, создававший не-
подконтрольный государству эмиссионный центр. Включая третью часть статьи № 1 той первой
редакции этого вреднейшего для России закона: «Банк России независим от распорядительных
и исполнительных органов государственной власти».
До этого в СССР система финансов была построена на принципах здравого смысла. Фи-
нансовой сферой заведовал Совет министров СССР – то есть Правительство. Органом, выпол-
няющим все указания Правительства СССР по руководству денежной системой, являлся Госу-
дарственный банк, наделенный правом совершения эмиссионных операций. Это был прямой
антипод нынешнего ЦБ. Он выполнял распоряжения Правительства, разрешения Государствен-
ного банка не нужно было спрашивать, его руководителей назначали решением Совета мини-
стров и снимали аналогичным образом. Госбанк не имел права подавать в иностранный суд. Ко-
личество, сумму необходимых для экономики страны денег определял Совет министров, а
Госбанк их только эмитировал."
из книги Н.Старикова "Национализация рубля. Путь к свободе России"