Быт и отношения в России век назад

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) 1 2 [3] 4 5   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
nomid76
19.02.2017 - 14:00
0
Статус: Offline


Forever Young

Регистрация: 24.02.16
Сообщений: 2108
Цитата (Валерус @ 19.02.2017 - 09:05)
Цитата (VVoldemar @ 19.02.2017 - 08:38)
Эх, а в эвропе в это время ведьм жгли..
Вот где цывылызацыя. rolleyes.gif

Ты немного во временных рамках потерялся. Ведьм сжигали примерно тогда, когда у нас Иван Грозный "веселился", к примеру, или опрична.

Цитата
В 1836 году в Сопоте была утоплена во время испытания водой обвинённая в колдовстве вдова рыбака Кристина Сейнова. Её дело иллюстрирует тот факт, что вера в колдовство продолжала сохраняться среди общественности довольно долго после того, как суды перестали принимать такие обвинения, и как в исключительных случаях общественность брала закон в свои руки, когда возникали подозрения в колдовстве.

Википедия.
 
[^]
Alexlab
19.02.2017 - 14:09
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.04.14
Сообщений: 1820
Цитата (Aleks174VVVV @ 19.02.2017 - 12:43)
Цитата (Михайло80 @ 19.02.2017 - 09:17)
Чистая поебень.
Как можно огульно про все семьи говорить?
Сейчас то можно доподлинно знать что в соседней квартире происходит?
А тут, хуяк, и про всю страну.

Статья или чисто заказная, посмотрите какие эти русские дикари что тогда что сейчас, либо очень основательно переправленная.

Ога, заказная, все культурные были... сейчас это по телеку показывают и народ хавает, что по 15 лет закрыть передачи не могут.
 
[^]
iandry
19.02.2017 - 14:18
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.08.16
Сообщений: 2551
я понял, декриминализация домашнего насилия это часть программы возвращения к нашему историческому прошлому lol.gif
 
[^]
kokodjambo
19.02.2017 - 14:35
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.11
Сообщений: 1449
Ржу с того, что людям кажется, будто сегодня всё иначе. Семенова Тяншанская делала заметки по селам Пензенской губернии. Обобщать это на всю великорусскую Россию не корректно. Так что это был быт сельских пензюков, не думаю что и сегодня там что-то поменялось.

Это сообщение отредактировал kokodjambo - 19.02.2017 - 14:35
 
[^]
impact
19.02.2017 - 14:52
7
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.04.13
Сообщений: 179
Это этнографическое исследование, вполне заслуживает доверия. Ну, кому кажется что было не так почитайте других авторов, ее современников. Да хоть того же Чехова, он правда больше про мещан, но тем не менее. Еще Горького можно почитать, и даже Шолохова.
 
[^]
needleforyou
19.02.2017 - 14:55
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.01.17
Сообщений: 149
Цитата (Levadelta @ 19.02.2017 - 09:08)
Кстати, всеобщая грамота,если кто забыл -достижение революции, до того и мечтать не моги. Ну а история, как обычно, по спирали, нонешнее поколение ЕГ и вконтактиков недалеко по инеллекту уйдет от тогдашнего темного крестьянства...

Справедливости ради, отмечу - до революции были земские школы, больницы, бесплатные.
Недостаточно, но были. Кроме того, Дума приняла закон о всеобщем среднем образовании, но реализация была отложена в связи с 1-й мировой войной.

Крестьянское население росло быстро, а земли на всех не хватало. Поэтому так остро встал земельный вопрос. Столыпин организовал массовое переселение в Сибирь, где давали бесплатно землю и освобождали от налогов.
 
[^]
vandereelk
19.02.2017 - 15:08
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.10.09
Сообщений: 5066
Потом пришли большевики с большевичками и сказали "Так жить нельзя".
Горький хорошо раскрывает тему.
 
[^]
Вожик65
19.02.2017 - 15:09
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.12.15
Сообщений: 6272
Думаю, что здесь много правды.
И происходило это по невежеству народа, спаиванию его правительством, жестокой эксплуатацией и полным бескультурьем.
А вот Октябрьская революция помогла деревне выбраться из многовекового рабства и нищеты.
И Советская власть навела порядок, окультурила деревню и дала рабочим/крестьянам шанс на здоровую и сытую жизнь.
Правда, из-за тяжёлого экономического состояния вконец разграбленной России, после войн и неурожаев, из-за неграмотности руководящего состава было много перегибов.
Но мои бабушки-дедушки жили после Гражданской лучше, папа-мама много рассказывали о своём трудном детстве и были уверены, что им живётся всё лучше.

Слова какие-то казённые и тяжёлые получаются...
Короче, мы всё просрали. Опять на дворе феодальный олигархат, нас воспитывают тупыми потребителями и мещанами.
Одно наше ТВ чего стоит - помойка!
Цитата
Крестьянское население росло быстро, а земли на всех не хватало.

В самой большой стране мира...
А может, дворяне зажрались? Типа нынешней "илиты"? Не хотели делиться, а жрали в три горла!
Там у одной церкви сколько земель было...

Это сообщение отредактировал Вожик65 - 19.02.2017 - 15:12
 
[^]
mnr1
19.02.2017 - 15:22
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.07.13
Сообщений: 5438
Цитата (needleforyou @ 19.02.2017 - 14:55)
Крестьянское население росло быстро, а земли на всех не хватало. Поэтому так остро встал земельный вопрос. Столыпин организовал массовое переселение в Сибирь, где давали бесплатно землю и освобождали от налогов.

Почитайте Лескова - он писал когда Ленин только-только родился - проблема была в истощении земельных ресурсов, в столетних пренебрежениях доступными аграрными технологиями со стороны землевладельцев (развлекаться ведь гораздо интереснее) и т.п.
http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_1893_zagon.shtml
" Пробные борозды самым наглядным образом показали многосторонние преимущества смайлевского плужка не только перед великорусскою "ковырялкою", но и перед тяжелым малороссийским плугом. Перовский был очень доволен, пожал не один раз руку Шкоту и сказал ему:
-- Сохе сегодня конец: я употреблю все усилия, чтобы немедленно же заменить ее плужками во всех удельных имениях.
А чтобы еще более поддержать авторитет своего англичанина, он, развеселясь, обратился к "хозяевам" и спросил, хорошо ли плужок пашет.
Крестьяне ответили:
-- Это как твоей милости угодно.
-- Знаю я это; но я хочу знать ваше мнение: хорошо или нет таким плужком пахать?
Тогда из середины толпы вылез какой-то плешивый старик малороссийской породы и спросил:
-- Где сими плужками пашут (или орут)? Граф ему рассказал, что пашут "сими плужками" в чужих краях, в Англии, за границею, -- То значится, в нiмцах?
-- Ну, в немцах! Старик продолжал:
-- Это вот, значится, у тех, що у нас хлеб купуют?
-- Ну да -- пожалуй, у тех.
-- То добре!.. А тильки як мы станем сими плужками пахать, то где тогда мы будем себе хлеб покупать?
Вышло "табло", и просвещенный ум Перовского не знал, как отшутить мужику его шутку. И все бывшие при этом случайные особы схватили этот "замысловатый ответ крестьянина" и, к несчастью, не забыли его до Петербурга; а в Петербурге он получил огласку и надоел Перовскому до того, что когда император по какому-то случаю спросил: "А у тебя все еще англичанин управляет?", то Перовский подумал, что дело опять дойдет до "остроумного ответа", и на всякий случай предпочел сказать, что англичанин у него более уже не управляет.
Государь на это заметил: "То-то!" и более об этом не говорил; а Перовский, возвратясь домой, написал Шкоту, что он должен оставить степи, и предложил устроить его иначе.
Честный англичанин обиделся; забрал с собой плужки, чтоб они не стояли на счету экономии, и уехал.
Дело "ковырялки" было выиграно и в таком положении остается до сего дня.
"
 
[^]
Tianda
19.02.2017 - 15:27
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.10.15
Сообщений: 13517
Щас набегут местные славянофилы и будут говорить, что все это неправда и вообще вражеска пропаганда.
А потом затянут любимую песню, о том как же славно было раньше на Руси
 
[^]
mamasyna
19.02.2017 - 15:38
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 14.12.16
Сообщений: 168
Цитата (Lanista @ 19.02.2017 - 13:46)
Цитата
Почему не описано такое явление, как "пОмочь", когда всей деревней собирались на постройку дома молодой семье, или погорельцам? Такой коллективный труд вознаграждался только угощением, ибо сегодня тебе помогли, а завтра ты отправишься на помочь.

О, певцы крестьянского быта подтянулись.
Мой пра-пра-прадед был очень зажиточным крестьянином в Иваново-Вознесенской губернии (речь идет о 1880-х). Более того, он был самым богатым крестьянином в его селе. И как самый богатый крестьянин, он в течении многих лет ежегодно на какой-то праздник "ставил стол" всему селу, т.е. устраивал пир для всех жителей села за свой счет. А в один год по каким-то причинам не устроил. Через неделю после столь "сурьезного", по мнению деревенского быдла, нарушения, его дом и двор сожгли. Никто не погиб, но сгорели все бумажные деньги, а золотые сплавились в слиток, за который давали только треть номинала. Вот такие, блять, благородные и правильные крестьяне.
Причем жадным и скаредным мой предок точно не был. Рассказывают, что один раз он встретил на дороге коробейника (торговца разносным товаром), подвез его на возу и разговорился с ним. Коробейник показался ему толковым и умным человеком, к тому же с хорошими задатками предпринимателя. Мой предок дал ему СТО рублей золотом на развитие бизнеса, и коробейник построил на эти деньги в Иваново-Вознесенске винный магазин (здание стоит до сих пор).
В итоге его сын (мой пра-прадед) ушел в город, т.е. в Иваново-Вознесенск, и сделал там неплохую карьеру (вырос до главного приказчика одного из заводов), но это другая история.

О, внуки мироедов подтянулись! Судя по тону вашего письма, дед с земляками тоже не церемонился. Надо же, золото в цене потеряло!
А не подскажете, как дед и его односельчане переживали голодные годы?
А не подскажете, что стоит за словами "дал СТО рублей" - подарил, занял, дал в рост?
И зачем капс, чтобы все оценили размер благотворительности? Если учесть, что деньги пошли на винную торговлю, то мдаааа...
 
[^]
mihvod
19.02.2017 - 15:41
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 10.08.14
Сообщений: 29
Имея друзей и родственников в том месте, где проводила свои записи Семёнова могу с уверенностью сказать: случаи "мудрования" и прочее из описанного имеют место быть до наших дней!))
Село Мураевня это вам не это!

Это сообщение отредактировал mihvod - 19.02.2017 - 15:44
 
[^]
КугуЮмо
19.02.2017 - 15:42
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.02.17
Сообщений: 2172
Интересная книга, еще в школе её читал когда-то.

И еще несколько моментов:

Одно из самых глубоких и твердых крестьянских убеждений, это то, что земля когда-нибудь вся должна перейти в их руки. Уморительно, как они иногда хитрят и обходят этот вопрос в разговорах с помещиками.
А неуважение к интенсивному труду? "Что он? Как жук в земле копается, с утра до ночи!" Такие слова произносятся нередко очень насмешливо.
Может быть, в этих словах звучит неприятное воспоминание о разных "барщинах" и т. п., и лежание на печи с сознанием, что "хоть день да мой", -- реакция?
Надо видеть с каким гордым видом какой-нибудь оборванец просит в урожайный год "расчета" у землевладельца (иногда вид бывает даже нахальный): "Пожалуйте мне расчет".
"Что это ты? Разве тебе плохо у меня?"
"Не плохо, а только не хочу боле у вас жить, домой пойду".
"Так я тебя и отпущу! Рабочая пора только начинается. Я тебе деньги твои не отдам, мне тоже нужно свой хлеб убрать и свозить, затем я тебя и нанимал".
"А не отдадите, я и так уйду".
Если его не отпустят, то он начинает все нарочно плохо делать и портить, опаивает лошадь, портит сбрую и т. п.
"Как же это -- барин не хотел тебя отпускать, а теперь сам прогнал?"
Иван (хитро усмехаясь): "Да я стал "на дурь" работать, вот и прогнал".
И действительно, уходят, в лаптях, оборванные, грязные, и, убрав свой хлеб, ложатся на печку -- и не надо им ничего, кроме хлеба, и тепла, и "хозяйки", которой можно помыкать.
Те же самые Иваны и Алексеи, когда есть нечего и топить нечем, унижаются перед землевладельцем, чтобы попасть в число его батраков. "Какое бы нибудь у вас местечко мне бы с хозяйкой...", "Хучь бы из хлеба на зиму-то". Поклоны в землю и т. п. Даже слезы.
Казенное добро (в казенных имениях) уважают даже менее помещичьего. "У царя всего много". И тащат все решительно. Казенный лес прямо не укараулить, несмотря на множество полесовщиков и сторожей.

______________________

Ребятишки любят бросать кошек, маленьких щенят, если поймают, в воду и смотреть, выплывут ли они. "И тебе не жалко?" -- "Чаво там жалеть, что ж, это не человек ведь, а пес, собака!"

_______________________


Если малый живет в батраках, то сходится с женщиной еще легче и обыкновенно с женщиной замужней... Если он живет в батраках у мужика, то с какой-нибудь из женщин -- членов семьи, а если у помещика, то с какой-нибудь "стряпухой" (на рабочих), скотницей и т. п. Стряпухи на рабочих обыкновенно даже пользуются славой "гулящих". Я знала одну бабу лет тридцати, жившую в стряпухах (муж ее был в отхожем промысле), которая заведомо была в связи с восьмью рабочими зараз. Это, разумеется, может произойти только "на барских хлебах" (в возрасте начиная от шестнадцати и до сорока лет). И все ее любовники отлично знали, что их восемь. Иногда они, разговаривая (очень мирно) между собою, решали, что нужно общими силами проучить бабенку ("отдуть ее хорошенько"), но этого не случалось -- верно, она умела каждого умаслить...
__________________________

Малый может впервые напиться пьяным и во время "улицы". В каждой уж деревне есть непременно потайной шинок, содержимый какой-нибудь вдовой и который бойко торгует во время "улицы". Пьют "шкаликами". "Выпил шкалик". При умеренной выпивке выпивают по два-три шкалика сразу. Шкалик -- средней величины стаканчик. Мужики, по их словам, пьют иногда, "чтобы горе забыть", "чтобы забота с плеч". Собственно, водка уже делается для них нередко потребностью.
При сходах постоянно "спивают с кого-нибудь". Мужик считает угощение (в гостях) хорошим только тогда, когда там было достаточно водки. "Пусть лучше водка будет да сухая корка, нежели там блины, да курятина, да жамки, да без водки". Всякий мужик, разумеется, охотнее пьет в гостях или шинке, чем дома. При существовании потайного шинка в деревне -- дома совсем не пьют (за исключением свадеб и крестильных обедов).
Пьют при первом помоле "новинки" у мельника. Мельник всегда держит у себя водку. За водку ему, разумеется, платят зерном. Общее пьянство бывает еще при работах у землевладельца "за угощение" (работы эти по большей части -- либо покос, либо извоз в город). При таких случаях нередки страшные драки и увечья или даже убийства друг друга косою. Пьют в городе, когда продадут там овес. Нечего уж говорить, что солдатство приучает к пьянству.
Иногда, когда в компании пастухов (то есть стерегущих лошадей) окажется два-три малых побольше (лет шестнадцать-семнадцать), они получают младших, воспользовавшись отсутствием их родителей, украсть у них водки, которая затем выпивается сообща. В такой выпивке участвуют десяти-двенадцатилетние мальчуганы.
_________________________

Весьма донжуанскими наклонностями отличаются по рассказам крестьян слепые, ходящие с вожаками-мальчиками по деревням, распевающие духовные стихи и ночующие, где их приютят. Вот какие элементы входят в кровь некоторых "Иванов": не то Иван -- сын юродивого, не то пьяницы, прикидывающегося юродивым, не то слепого, не то цыгана. Не так еще давно (лет пять тому назад) цыганские таборы в наших местах зимовали обыкновенно в какой-нибудь деревне -- прямо в крестьянских семьях. Теперь это уже запрещено. Бабы очень любят этих цыган...

_____________________________

Идеал крестьянский -- теплая печка и "хоть час да мой". Иногда идеалом является и городская жизнь (извозчиком, дворником и т. п.), но опять-таки не с точки зрения каких-нибудь накоплений. Городская жизнь нравится потому, что в Москве-де "чайничать" можно целый день, "выпить веселее" и "еда там слаще". Еще какой-нибудь молодой парень посылает кое-что "в дом" своим родителям (да и то надо каждый раз вытягивать из него "пятерки" и "десятки"), но уж если самостоятельный домохозяин (какой-нибудь отделенный молодожен) уйдет в Москву, то можно быть уверенным, что в большинстве случаев (разумеется, бывают исключения) вернется оттуда "гол как сокол", только с приятными воспоминаниями о сладкой еде и выпивке.
По словам крестьян, "копить грех". Всякие запасы -- лишний камень на шее грешника. В настоящее время трудно разобрать -- действительно ли из таких представлений вытекает их полная незаботливость о завтрашнем дне, или они, так сказать, "выкапывают" эти представления в виде оправдания перед самим собой и семьею. Наверное, и то и другое бывает. Как они нерелигиозны -- в сущности! Только при приближении старости, когда уже начинаются разные недомогания, в мужицкую душу изредка начинает закрадываться суеверный страх загробного возмездия.
Да и тогда, разве они "православные" -- как их считают? Нисколько. Смутно, беспомощно как-то им делается, страшно, и сами они не знают "в чем спасенье". "Кто их знае, може масоны, аль молокане еще лучше нашего спасутся!" Каким робким, неуверенным и вопросительным тоном вырывается это у задыхающихся, покашливающих стариков!

__________________________

Что касается до колдовства и т. п. (до разных леших, оборотней), то ему не верят (абсолютно) как раз те бабы и мужики, которые считаются колдунами, заговаривают и т.п. "Колдовство" -- это прямо-таки более или менее выгодная профессия, и забавно наблюдать, как ловкая баба-колдунья "разыгрывает свою роль" на деревне. Хотелось бы подслушать разговор двух "колдуний" вместе. С глазу на глаз они, наверное, могут и не притворяться друг перед другом.
У нас есть такая баба-колдунья (бедовая!), и, грешным делом, у меня не раз мелькала в голове мысль -- не смотрит ли она, в душе, на своего приходского попа, как на собрата по профессии?

Это сообщение отредактировал КугуЮмо - 19.02.2017 - 15:46
 
[^]
ivan0285
19.02.2017 - 15:45
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 16.11.14
Сообщений: 715
А события "век назад" каковы были? Революция, смена власти и жизни ВООБЩЕ. Попалась мне тут недавно книженция Вс. Иванова с его повестями и рассказами именно тех лет. Он хоть и был современником и другом некоторых известных нам писателей (Горький, Есенин, Пастернак), но творчество его почему-то мало нам знакомо. Хотя эти самые современники им восхищались, любили и восхищались автором. "Бронепоезд 14-69"- первое произведение, которое меня на самом деле поразило. Не похоже ни на что, моя фантазия от слов Иванова содрогнулась, а глаза никак не могли нарадоваться)))) Сейчас же реально просто марают бумагу или задрачивают очередную клавиатуру, эх
 
[^]
mamasyna
19.02.2017 - 15:58
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 14.12.16
Сообщений: 168
КугуЮмо
Как страшно было жить! Ужасссс! Как у Германа в "Трудно быть богом" - серость, грязь вечный дождь!
Тут, кто что видит, как говорится, каждому своё.
 
[^]
brotherkz
19.02.2017 - 16:15
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.08.16
Сообщений: 3091
Цитата (nomid76 @ 19.02.2017 - 08:24)
Вот животные...

Не сочувствуя геям, хочу спросить, вам убийцы и садисты милее п..ров?
 
[^]
brotherkz
19.02.2017 - 16:22
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.08.16
Сообщений: 3091
Цитата (paradox316 @ 19.02.2017 - 13:45)
Хуета однобокая, очередная пропаганда эмансипэ.

Ну почему, почему в наше время дети так плохо учатся в школах?
Ладно вам эта дамочка не нравиться, в силу своего женского пола.
(отличная иллюстрация того, что мало что изменилось в поведении некоторых россиян)
А как к Чехову и его циклу "народных" рассказов относитесь? То же эмансипе?
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9C%D1%83...85%D0%BE%D0%B2)
 
[^]
урагша
19.02.2017 - 16:27
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.07.16
Сообщений: 2000
Россия которую мы потеряли?
 
[^]
Actyon
19.02.2017 - 16:28
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 2.05.14
Сообщений: 662
Цитата (pankratir @ 19.02.2017 - 09:14)
в России было принято обращаться к родителям на Вы ,почитать их

А теперь принято с ними бухать, курить при них и гордиться этим.
 
[^]
Vasilik
19.02.2017 - 16:30
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.08.09
Сообщений: 1610
как говорит наш уважаемый сатирик Аркадий Райкин

Быт и отношения в России век назад
 
[^]
Квадро
19.02.2017 - 16:31
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.04.13
Сообщений: 1605
Да уж ничего не меняется, что тогда блогеры поверхостным суждением отличались, что сейчас.
 
[^]
PolarisM
19.02.2017 - 16:31
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.04.14
Сообщений: 1503
Ужас да и только. Историю своих предков знаю с середины 19 века, и к счастью, дикости, побоев не было в семьях прапрадедов. Правда они и не крестьяне были.
 
[^]
Matildaa
19.02.2017 - 16:36
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.09.15
Сообщений: 1773
Цитата (TATAPИH @ 19.02.2017 - 08:00)
мда, все таки революция подняла статус женщины в обществе

Попы с домостроем уже на подходе)
 
[^]
хал
19.02.2017 - 16:40
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.10.16
Сообщений: 59
Цитата (Levadelta @ 19.02.2017 - 09:08)
. Кстати, всеобщая грамота,если кто забыл -достижение революции, до того и мечтать не моги.

а в тех странах,где революций небыло,так все неграмотными и остались..
 
[^]
Nemoomen
19.02.2017 - 16:47
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.01.17
Сообщений: 1631
Это пиздец, товарищи!

Это сообщение отредактировал Nemoomen - 19.02.2017 - 16:48
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 31565
0 Пользователей:
Страницы: (5) 1 2 [3] 4 5  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх