Поправки в Конституцию РФ конечно нужны: особенно когда на её основе издаются законы, которые трактуют её положения и так и этак. Примером может служить пункт 2статьи 3 Основного закона: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Конституционный суд РФ утверждает, что способы наделения властью, предусмотренные Конституцией РФ, являются равноправными и могут применяться как один так и другой, что не содержит противоречия с Основным законом. Но при этом они рассматриваются отдельно друг от друга, а не в совокупности, т.к. с учётом их равноправия сразу возникает вопрос об очерёдности применения способов наделения властью.
В пункте 3 статьи 3 Конституции РФ сказано: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Из этого положения вытекает единственный вывод, что приоритет за непосредственным осуществлением власти народом.
Поэтому любое наделение властью на любом политическом уровне должно начинаться с выборов. Но исход выборов может быть разным. Они могут быть состоявшимися в один тур, а могут быть и не состоявшимися. Вот для того, чтобы исключить дальнейшую выборную вакханалию в виде вторых туров, повторных и внеочередных выборов необходимо применение второго способа наделения властью – это назначение низшего органа власти вышестоящим избранным органом. Например, из-за безрезультатных выборов главы районной администрации, его назначает избранный губернатор области. Если глава области – сам назначенец, то право назначения переходит законодательному собранию области.
Вроде бы в Конституции РФ всё предусмотрено для существования тандема, когда народная власть непосредственно осуществляется через выборы и референдум, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, но до настоящего времени законодатели шарахаются от одного способа наделения властью к другому.
Может поправка в Основной закон избавит от законодательных шатаний и закрепит принципы наделения властью в изложенной последовательности.
Установление очерёдности в принципе наделения властью позволяет создать определённый алгоритм для всей избирательной системы, что в свою очередь делает эту систему саморегулируемой. Выборы будут проходить, в назначенный на годы вперёд для них срок. А назначения будут страховать от властного вакуума. Законодателю остаётся только подробно прописать иерархическую последовательность: кто, когда, кого назначает. И тогда его метания закончатся.
В том же пункте 3 стать 3 Конституции РФ говорится о свободных выборах. Чтобы это значило в понимании обывателя? Наверное, не только самостоятельно без сопровождения прийти на избирательный участок и проголосовать за кандидата из ограниченного списка. Скорее всего свобода выбора означает беспрепятственное выдвижение кандидатов, за исключением случаев предусмотренных Основным законом, а также отказ от предельных сроков, на которые они могут избираются, избавление от низкого процента явки на выборы. Зачем создавать инициативные группы, собирать подписи в поддержку кандидата, когда можно сразу проголосовать (кстати, это касается и референдума). Зачем отстранять от выборов достойного кандидата, если он до этого два срока отлично справлялся с возложенными на него полномочиями и выполнял данные им обязательства? Зачем для саморегулируемой избирательной системы процент явки, если выборы всегда будут состоявшимися. Другое дело будут ли они иметь результат.
Далёкому от политики обывателю очевидно, что «слуги народа», засиживаясь в этом качестве, волшебным образом становятся господами, которые считают своей привилегией отбор новых «слуг народа». Только свободные выборы, как фундамент саморегулируемой избирательной системы, могут положить этому конец, взяв за основу неограниченную конкуренцию кандидатов в рамках Основного закона.
Результат свободных выборов для кандидатов в исполнительную власть, которые должны представлять интересы всех слоёв населения, определяется по двум критериям: 1). преодоление установленного барьера голосов, выраженного в абсолютных цифрах, что в переводе на проценты должно быть не менее 22% от общего количества зарегистрированных избирателей, независимо от того принимали они участие в голосовании или нет; 2). победа одного кандидата над другими, выраженная в абсолютных цифрах поданных голосов, которая не может быть победой на выборах, если не преодолён установленный барьер необходимых голосов, предусмотренный первым критерием.
Кандидаты в законодательные органы не представляют всё население, а только определённые его слои или партии, поэтому им для победы на выборах достаточно набрать простое большинство голосов в абсолютных цифрах от общего количества зарегистрированных избирателей.
Теперь о референдуме. Согласно действующему законодательству его можно запустить только сверху и на федеральном уровне. Низовых референдумов и инициатив по их проведению не предусматривается. Хотя между референдумом и выборами отличие небольшое, но выборы проводятся и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном уровнях. Что мешает сделать то же самое и с референдумом.
На низшем уровне местного референдума голосуется любые вопросы заявленные гражданами. Если вопрос касается местного уровня, то голосование местного населения его решает или отклоняет. Если вопрос регионального уровня, то при одобрении местным населением он передаётся на вышестоящий уровень, где также голосуется и одобряется или отклоняется. На федеральный уровень передаются вопросы, набравшие наибольшее количество голосов на региональных референдумах. Чтобы заработала многоуровневая система референдумов или народных голосований законодателю необходимо определить критерии её легитимности.
Многоуровневая система референдумов позволит оперативно и объективно выявлять назревшие проблемы, чем какие-либо социальные опросы, а также использовать её как «праймериз» для определения популярных кандидатов для предстоящих выборов. Она же наконец-то сформирует активное гражданское общество, на отсутствие которого сетуют все кому не лень.
Здесь не даются конкретные формулировки поправок в Конституцию РФ, текст которой засеян глубокими смыслами позволяющими заколоситься демократическому полю нашей страны, потому что можно было бы обойтись соответствующими законами о выборах, о референдуме и прочими. Но нынешние мелкотравчатые законы превратили демократическое поле в ухоженный и коротко подстриженный газон, который можно с гордостью демонстрировать гостям.
Поэтому статью 55 Основного закона необходимо дополнить пунктом о введении срочного моратория на вновь принимаемые законы и поправок к ним касающиеся прав и свобод граждан РФ. В течение срока моратория есть возможность оценки действенности закона и последствий от его принятия. Во время моратория закон может: как применяться, так и не использоваться. Но результаты его применения при действующем моратории, как и сам закон, могут быть отменены решением референдума, что избавит страну от законов на сиюминутные нужды.