http://davecha.info/analitika/item/zheleznyj-eksport-chast-1Железный экспорт. Часть 1
Четверг, 24 Сентябрь 2015. Категория Аналитика
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОДЛОСТИ
Железный экспорт. Часть 1
Среди определённой части населения «одной шестой части» земли до сих пор бытует мнение, что над СССР, пытавшимся экспортировать что-либо за пределы стран соцлагеря, откровенно издевались.
Мол, КрАЗы, ввозимые в Японию, шли прямиком на металлургические предприятия. Истории о поставлявшихся под видом металлолома советских грузовиках родили в воспаленном воображении «свободолюбивой» части населения еще более немыслимые домыслы. Например, об экспорте за рубеж кувалд на переплавку, изделий из стекла в деревянных ящиках, меда в алюминиевых бидонах и тому подобное.
Что же касается пресловутых КрАЗов, то они действительно поставлялись в Японию. Более того, пообщавшись в свое время с моряками, работавшими в 80-е годы на балкерах Черноморского морского пароходства, я для себя выяснил, что на КрАЗах японцы нас «разводили» как минимум несколько раз.
В то время строился газопровод Уренгой – Помары – Ужгород. Наши западные партнеры пообещали предоставить трубопрокат. Видимо, лучшего поставщика труб для этого ближе Японии не нашлось. Логистика, конечно, оставляла желать лучшего, но договором было предусмотрено в европейскую часть СССР трубы таскать из «Страны восходящего солнца».
Балкер – судно, предназначенное для перевозки насыпного груза – зерна, руды, прочих минералов, калийных удобрений. Но учитывая, что к тому времени на советских и иностранных заводах для Минморфлота СССР было построено достаточно много «навалочников», решено было именно их приспособить для транспортировки крупногабаритного трубопроката из Японии. Чтобы не идти через полмира в балласте, в Японию балки загружали рудой, а на палубе крепили те самые КрАЗы, заказанные японскими компаниями.
Понять японцев, браковавших грузовики, перевозившиеся на верхней палубе балкеров, можно – путь дальний, штормы, смена климатических условий, ветер, соль, вода и солнце. Но на предложение советских торговых агентов превратить в металлолом ненужные импортерам грузовики прямо в порту, чтобы удобнее их было далее транспортировать на переплавку, японская сторона отвечала категорическим отказом. Дескать, «металлолом» до печи должен идти своим ходом. Более того, были случаи, что несколько самосвалов в процессе разгрузки плюхнулись с достаточно большой высоты на причал. Приемщики тут же заявили о необходимости сбросить «металлоломную» стоимость груза из-за разбитых лобовых стекол и помятых кабин.
Именно эти несколько КрАЗовских самосвалов затем и были запечатлены на фотографиях, свидетельствующих об импорте «русского автобарахла» для нужд японской металлургической промышленности. Фотографии тогда помещались везде и всюду, в том числе и в эмигрантских изданиях, наподобие газеты «Посев», журнала «Часовой» и «Вахты» – газетенки, специально предназначавшейся для моряков советского торгового флота. Последнюю зарубежные «дяди», неплохо говорившие по-русски, предлагали почитать членам экипажей советских судов со словами: «Товарищ, возьми газетку! Тут о вас пишут…».
После подобного чтения подальше от глаз помполита и прочих лиц командного состава у моряка возникали мысли… «Металлолом» тем временем шел своим ходом не в печи металлургических заводов, а на стройплощадки. Японские заказчики груза, кстати, с усмешкой намекали, что, отправляя автомобили в их страну, советские контрагенты должны были знать – в Японии левостороннее движение. Это было магическим заклинанием, если не учитывать того факта, что самосвалы работали исключительно на стройках и мелких рудниках, и весь их путь лежал от карьера до отвала. Скажите, вам не все равно будет, с какой стороны руль, например, находится у автопогрузчика, вообще никогда не выезжающего за пределы предприятия, на котором работает?
Но и это еще не все. Отработавшие свое КрАЗы японцы очень успешно «толкали» третьим странам – в Бирму и КНДР. Северные корейцы, например, в свое время получили достаточно большую партию грузовиков из Кременчуга, но хотелось большего. Связанные по рукам и ногам договорами с западными и восточными «партнерами», мы были вынуждены возить на балкерах «автометаллолом» в Японию.
Конечно, можно было те же КрАЗы сначала разгружать в северокорейских портах, а потом идти в Японию за трубами. Но японские заказчики «маленьких «БелАЗов» (коммерческим импортерам из-за «нераскрученности» Кременчугского автозавода «Автоэкспорт» продавал его продукцию под успешно зарекомендовавшим себя в мире БелАЗовским брендом) требовали все новые и новые партии грузовиков, тем самым срывая потенциальные поставки в КНДР.
Кстати, КрАЗы были не единственным «металлоломом», поставлявшимся из Союза в Японию. Туда же на все тех же балкерах ЧМП шли самосвалы Мытищинского машиностроительного завода, созданные на базе ЗИЛ-130. Судьба их была такой же, как и кременчугских автомобилей. Ввиду малочисленности поставленной в Японию партии этих самосвалов они не стали героями «либеральных сказаний», но удосужились стать плодом щелчка фотоаппарата одного из безвестных «шипхантеров».
Была такая профессия – зависать на вертолете с фотоаппаратом над местами интенсивного судоходства, а затем предлагать за умеренную цену судоходным компаниям высококачественные фотографии их судов, снятых с высоты птичьего полета. К слову, фотографии «шипхантеров» были не редкостью в рекламных буклетах всех советских пароходств, а также на страницах журнала «Морской флот».
Я об истории с КрАЗами знаю только лишь из рассказов моряков, небольшой заметки в журнале «За рулем», стародавнего сюжета в столь же стародавней передаче «Международная панорама», а в основном – из эмигрантских печатных изданий, «самиздата» и повествований все знающих представителей «свободолюбивой интеллигенции».
Везли ли мы в Японию на «металлолом» КрАЗы, а также ЗИЛы и прочую автотехнику, я не могу сказать. Но почему-то я более охотно верю рассказам непосредственных участников «КрАЗовской» эпопеи, которые после публикаций в «Вахте» на свой страх и риск решили проследить дальнейшую судьбу своего груза. Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что искренне верящим в закупку изделий из стекла исключительно для использования сосновых досок и гвоздей из-под тары пора обращаться к врачу. Сей случай не лечится… Ну и уж тем более клиникой попахивают размышления об использовании теми же самыми японцами алюминиевых бидонов из-под меда в качестве сырья для цветной металлургии.
Попробуйте подсчитать, сколько необходимо бидонов для выплавки хотя бы одной тонны металла. Для особо «продвинутых» посоветую найти книжку «О вкусной и здоровой пище» образца тех самых 80-х, где есть красочные картинки с медом в фирменной упаковке. В таком виде он продавался и на внутреннем рынке, и на внешнем. А если человек привык судить по продаже меда из бидонов на рынке, то это исключительно его мировосприятие. И с этим ничего не поделаешь…
Но вернемся к КрАЗам. Если в Японию, может, шли, а может, и нет леворульные автомобили, то со стопроцентной уверенностью можно сказать, что специально для британских карьеров поставлялись грузовики с нормальным для этой страны расположением рулевого управления. Через несколько лет продукция Кременчугского автозавода неожиданно всплыла в ЮАР, что дало основания западной прессе обвинить Советский Союз в нарушении инициированного им же эмбарго на поставку в Южноафриканскую Республику вооружения. Ведь КрАЗы во всем мире тогда воспринимались почти исключительно как военные автомобили…
Иван ПРОКУДИН для Давеча (г.Ильичевск).
Это сообщение отредактировал grymal - 30.06.2016 - 14:35