Хозяйка - женщина лет 55, местная, Алтайка, выглядела и была одета очень просто, в доме всё тоже было более чем скромно. На первый взгляд, она казалась простой деревенской жительницей. Но первое впечатление было очень обманчиво.
Её рассказ отличала очень грамотная и хорошо поставленная речь, что совершенно не вязалось с её внешним видом. Она легко перепрыгивала с темы на тему, отвечала на наши вопросы, при этом всегда помнила момент, на котором прервали ее повествование, и с легкостью возвращалась к нему. Ко всему прочему речь ее была очень эмоциональной, так что мы слушали, раскрыв рты.
Хозяйка после школы училась, по-моему, в Новосибирске на биолога, затем вела научную деятельность и 20 лет преподавала университете – отсюда и поставленная речь.
Она рассказала, что на самом деле у местных нет такого понятия как Алтаец. Алтаец - это упрощенный собирательный образ, обобщенное название тюркоязычных народов Алтая. На самом деле на Алтае живет несколько народностей такие как телеуты, теленгиты, кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом именно в Республике Алтай. Причем, по ее словам, соседний Алтайский край местные не признают, для них это как другая страна.
Алтайцы жуткие националисты, чужих не принимают. По словам хозяйки здесь, в отдаленных от административных центров местах, свои законы и своя власть. Один из наглядных примеров такой власти мы наблюдали в местной деревне. Домик участкового был изрешечен со всех сторон, а из окон выдраны решетки. Участковый, откомандированный из центра, не прижился. Ближайший пункт полиции находится в 120 км. Другой пример из уст хозяйки - раньше в школах дети частенько избивали приезжих учителей.
Конечно, в своем рассказе она не забыла упомянуть Москву и вылить на столицу ушат говна. Жаловалась, что денег не выделяется, пенсии маленькие, работы нет, цены в магазинах высокие из-за туристов. На вопрос, почему бы ей не организовывать экскурсии и водить группы по маршрутам, ведь она очень хорошо знает историю края, множество местных легенд и умеет интересно преподнести эту информацию, хозяйка ответила, что это ей не очень-то нужно, и вообще абы с кем она не пойдет. Противоречивая женщина: жалуется, что денег нет, но в то же время не сильно ей и нужны эти деньги. Вообще, насколько я поняла и увидела, очень много местных пьет, и сильного желания работать не испытывает. Хотя в направлении того же развития туризма есть куда стремиться.
Ранее в Горный Алтай, в том числе конкретно к этой женщине приезжало много фотографов, корреспондентов, писателей, которым нужен был проводник, человек, знающий историю и традиции края. Я так понимаю, что за счет этих людей она и жила. Но опять таки были жалобы на то, что эти люди в своих статьях давали много ложной информации. Хотя, как мне кажется, люди просто высказывали свою точку зрения, а не то, что хотелось бы услышать ей.
Что еще меня удивило, так это распространение шаманизма, обрядов и прочих культовых вещей, в том плане, что на этом зарабатываются немалые деньги. К моему удивлению, очень много едет людей, желающих открыть чакры и найти путь в шамбалу.
А тем временем дождь закончился, и солнце пробивалось сквозь тучи, рисуя необычную картину.