Самолеты США совершают только в этом регионе около 200 разведывательных вылетов в год. И довольно часто китайские самолеты вылетают на перехват. Иногда это просто перехват с последующим докладом, но зачастую бывают более агрессивные облеты, с проходом на скорости, с резкими маневрами. Этот пилот вел себя довольно агрессивно.
- Он подлетел настолько близко, что можно было не фигурально перепрыгнуть с крыла на крыло, - вспоминает один из членов экипажа.
Китайский истребитель снова приблизился на расстояние в пару метров, отдалился.
Третья попытка сблизиться оказалась неудачной. Его подтянуло к самолету США, и винт чуть не разрубил самолет почти пополам. Когда винт двигателя врезается во что-то не менее прочное, физика мрачна и предсказуема.
Разлетевшиеся как осколки, обломки вертикального оперения прошили фюзеляж американского самолета, повредив оборудование, выведя из строя два пропеллера и первый (самый левый) двигатель. Это помимо того, что нос самолета был разбит осколками.
Произошла взрывная декомпрессия. Китайский истребитель, потерявший вертикальное оперение, начал падать в море, а американский разведчик начал терять высоту с креном в 140 градусов. Пилот истребителя выпрыгнул, но парашют не открылся, тело так и не нашли.
За считанные мгновения американский разведчик потерял 4,5 километра высоты, и все члены экипажа приготовились к неминуемой гибели.
Первым приказом пилота, отданным через шум аварии, было: «Приготовиться к прыжку».
Однако он смог удержать контроль над самолетом, и члены экипажа, готовящиеся к прыжку с парашютами, спасательными жилетами и шлемами, получили новый приказ: «Готовиться к посадке на воду». В это время сигнал о бедствии уже разлетался от самолета. Как только он дошел до Форта Мид, крепости АНБ США, раздался третий по важности сигнал (после президента и верхушки правительства): CRITIC (CRITICAL INTELLIGENCE).
Пилот, Шейн Осборн, впрочем, понял, что он снова поспешил. «Если бы я попытался сесть на воду, это убило бы нас всех. У нас не было закрылок [для снижения скорости], приборная панель отказала, и посадочный вес на тринадцать тонн превышал норму».
Самолет уже не разваливался, мог продержаться в воздухе какое-то время. Пилот понял, что ближайшей точкой, где было возможно совершить посадку, была авиабаза, откуда и вылетели китайские истребители - Лингшуй на острове Хайнань. До него было 70 миль.
Самое смешное, что об этом пилоты забыли сообщить членам экипажа. Ну, о том, что они сядут на китайскую авиабазу. Поэтому часть экипажа вместо того, чтобы принимать участие в уничтожении государственного имущества, заняла очередь у аварийного выхода, ожидая посадки на воду.
У команды было около двадцати минут на то, чтобы вывести из строя и уничтожить все секретное оборудование на борту самолета. Проблемой оказалось то, что у них не было инструкций, что делать. Выяснилось, что не было разработано инструкций на этот счет, не было проведено никакого инструктажа и не определен порядок действий.
И это при том, что такого рода перехваты уже неоднократно происходили ранее, и стоило ожидать, что рано или поздно они плохо закончатся. В расследовании написано «не были приняты меры или [разработаны] стандартные процедуры для своевременного уничтожения компьютеров, электроники и печатных материалов».
Эта причина, вкупе с отсутствием тренировок, написали следователи «была основной причиной утери секретных материалов». У них даже не было списка секретных материалов, подлежащих уничтожению, на борту, к примеру.
Дело в том, что не в первый раз в этих водах секретные материалы попадали в руки оппонентов США. В 1968 году Северная Корея захватило разведывательное судно USS Pueblo, предоставив тем самым в руки корейцев (а значит и СССР) большое количество «горячих» разведывательных материалов. То есть таких, которые вызывают дикий интерес у любой разведки, и за которую, как принято говорить, «заплатят золотом по весу».
С той поры члены разведывательного сообщества проходили тренировки, направленные на аварийные процедуры уничтожения разведывательных материалов.
Однако по не/счастливой случайности этого не произошло с экипажем данного самолета. Только один (из всей толпы перечисленных выше) участвовал в учениях по «аварийному уничтожению [данных] в полете». Аварийный план на случай аварийной посадки на чужой территории предусматривал уничтожение разведывательной информации путем ее измельчения или выбрасывания за борт (напомню, авиация то морская), и уничтожение оборудования топором (покажите мне нормальную военную технику, где нет штатного пожарного топора).
Но инструкция не предусматривала точного описания действий. В результате экипаж НЕ знал о том, что жесткие диски нужно уничтожать особым образом для предотвращения восстановления данных. Не надо делать такие удивленные глаза, компьютерная грамотность – это тайна за семью печатями для многих военных (да, даже для тех, кто умеет включать компьютер и печатать в Ворде).
«Мы тренировались с парашютами миллион раз. У нас были пожарные учения. Но мы никогда не отрабатывали аварийное уничтожение данных. Мы были полностью к этому не готовы», вспоминает один из членов экипажа.
Поскольку на борту самолета не было шредера, члены экипажа рвали бумагу руками и выбрасывали ее за борт, надеясь, что китайцы не смогут собрать и склеить кусочки. Они разматывали кассеты с пленкой, и выкидывали ее за борт, порванную.
На борту самолета был пожарный топор (я же говорил!). Но лезвие оказалось тупым, а ручка короткой. Поэтому это был не самый эффективный инструмент по уничтожению оборудования. Экипаж попытался сымпровизировать, бросая ноутбуки на пол, прыгая на них, разбивая их об стол, пытаясь сломать их на изгиб на стуле.
Для очистки совести, и тех, кто не был на борту ВТА (военно-транспортной авиации), замечу, что речь идет не о офисных стульях из пластика модели «Привет радикулиту», а о летных металлических. Возможно даже с вкладышем под парашют в спинке.