Какая невеста первой надела белое платьеВ середине XVII века белое платье считали траурным. Его носили вдовствующие королевы, которых называли «Белыми дамами». При этом в Венеции, например, знатные венецианские дамы считали самым изысканным чёрный цвет. Они предпочитали идти к алтарю именно в нём. Траурным чёрный стал намного позже — только через сто лет. В Европе и Северной Америке невесты долго надевали свадебные платья «практичных цветов»: коричневые, серые и даже чёрные. Жёлтые и синие тоже не были редкостью.
О том, кто придумал надевать белое на свадьбу, до сих пор спорят. По словам докторки искусствоведения Галины Петушковой, версий несколько. Согласно первой, моду на белые свадебные платья ввела Анна Австрийская. В четырнадцать лет она вышла замуж за столь же юного короля Франции Людовика XIII.
Её белый подвенечный наряд был таким красивым, что покорил придворных дам Франции, а позднее и всей Европы. Модницы стали подражать наряду Анны. По другой версии, первое белое подвенечное платье сшили для родственницы Наполеона Бонапарта — принцессы Мюрат.
Третья версия — самая распространённая: моду на белое платье ввела королева Виктория.
В 1840 году она вышла замуж в «шокирующе простом» белоснежном наряде. Это было чуть ли не вызовом обществу: в то время монаршим особам полагалось совсем другое одеяние — алое, бархатное, расшитое драгоценными камнями.
Правда, платье королевы Виктории тоже украсили — цветами апельсина, которые символизировали её «добродетель и плодородие».
По данным музея Виктории и Альберта, королева выбрала именно такое платье неслучайно — она решила поддержать британскую кружевную промышленность. В то время текстильное производство механизировали, и многие мастерицы остались без работы. Виктория украсила свой свадебный наряд кружевом ручной работы. И лучше всего оно смотрелось именно на белом.
Какая бы версия о первом белом свадебном платье ни была верна, образ многим понравился. Невеста в белом платье и с кружевной фатой стала символом «чистоты и благопристойности» (белый цвет ассоциировали с девственностью ещё в довикторианскую эпоху). Её можно было увидеть в газетах, модных журналах и даже на открытках ко Дню святого Валентина. Но в массовую моду белое платье вошло не сразу. Поначалу его могли позволить себе только девушки из богатых семей. Представительницы рабочего класса выходили замуж просто в новом платье — таком, которое потом можно было надевать снова и снова. Так белый подвенечный наряд стал ещё и признаком статуса.
Как у Дианы и Грейс: почему белое платье вспоминали, забывали и снова вспоминалиСитуация немного изменилась к XX веку, когда вырос общий уровень жизни. Теперь уже многие могли купить или сшить красивое платье на один раз. Повседневная одежда стала практичнее, зато на свадебных платьях, наоборот, отыгрывались — чем они были изысканнее, тем лучше.
Дизайнеров вдохновляли наряды из популярных в то время голливудских романтических фильмов. Белый цвет уступал то кремовым, то пастельно-розовым тонам. Популярными отделками стали кружево и люрекс.
Затем свои коррективы внесла Вторая мировая война. В то время было не до роскоши и пышных торжеств: девушки ждали женихов с фронта, планировали свадьбу в очень сжатые сроки и часто шли к алтарю в повседневных платьях.
Cами свадебные наряды из-за дефицита тканей шили из парашютного шёлка.
Одним из самых знаковых белых свадебных нарядов XX века стало платье американской актрисы Грейс Келли. В нём она вышла замуж за принца Монако Ренье III в 1956 году. Платье было элегантным, но в то же время простым — шёлковый фатин, старинное брюссельское кружево, жемчуг. Дизайн придумала известная художница по костюмам Хелен Роуз, которая работала над нарядами Келли для кино. Он так всем понравился, что стал классикой. Многие женщины выбирали на свадьбу что-то похожее.