Зловещее ли надгробие?Надгробный памятник выполнен в виде чугунной плиты, состоящей из двух частей. Это изображение лица или маски в очень лаконичной форме (два круглых отверстия-глаза, впадина вместо носа и продолговатое отверстие, очевидно, обозначающее рот). Вокруг этого «лица» изображена змея, свернутая в кольцо и пожирающая свой хвост.
Многие по какой-то причине называют это надгробие ужасным, хотя достаточно заглянуть в исторические источники, и станет совершенно очевидно, что это характерные особенности в символике того времени, то есть конца 18 — начала 19-го века.
В наиболее известном российском справочнике символики того времени под названием «Символы и Емблемата», содержащем 840 рисунков-символов, изданном в 1705 году по приказу Петра I, мы видим под пунктом 615 точно такую же змею, свернутую в виде кольца.
И символ этот обозначает вовсе не пожирание, не уничтожение или что-то подобное, а символизирует вечность и бесконечность, причем у многих народов мира. Вот подпись к этому символу: Een Slang met de stert in syn bek, d'eeuwigheid verbeeldende (Змея, с хвостом во рту, изображающая вечность). Комментарии на девяти языках одинаковы, по-русски они звучат следующим образом: «Конец от начала происходит». Интерпретировать эту змею как-то иначе по меньшей мере смело, но необоснованно.
К тому же при подготовке материала мы нашли еще одно доказательство использования этого символа на надгробиях того периода. На фотографии фрагмент надгробия некрополя Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга.
Изображение второго символа надгробной плиты на «могиле проклятой дочери» — маски или лица — также сложно назвать ужасным или устрашающим. Вот что пишет об этом П. А. Корчагин в своей книге:
«Обычно это считается либо лицом, либо маской, но заметим, что ни у маски, ни у лица не бывает провала на месте носа. Так что обе интерпретации необходимо признать неверными. А безносой, как известно, бывает смерть, и на надгробиях обычно изображают ее символ — адамову голову — череп Адама, предка всех людей, живущих на земле. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице все человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, глава Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Итак, всего два символа на чугунной плите — вечности и спасения, но оба были считаны превратно, как символы греха, смерти и опасности».
Стоит также добавить, что размеры надгробия и квадратная форма вполне подходили для могилы маленькой девочки. Из этого видно скорее, что родители любили свою дочь, которая заболела чахоткой и умерла от этой болезни, которая, к сожалению, очень часто уносила жизни не только детей, но и взрослых.
В этой смерти нет ничего удивительного, ведь тогда чахотку вообще лечить не умели. По сути, это был легочный туберкулез, а о природе заболевания узнали только в конце 19-го века, когда открыли так называемую туберкулезную палочку. Тогда смерть от этой болезни была событием рядовым, хотя и прискорбным. Как правило, больным чахоткой могли лишь ненамного облегчить страдания, но они были обречены, а медицина того времени бессильна.
Как же появилась легенда?Так откуда же взялось поветрие считать эту могилу не просто интересным вариантом надгробия, сделанным любимой дочери просвещенными и любящими родителями? Напомним, что исправник Александр Девеллий был сыном известного французского художника Жан Луи Девельи. Он был одним из организаторов Академии художеств. Его работы можно увидеть в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Его приглашали делать рисованную фиксацию коронации Екатерины II (как вы понимаете, тогда фотоаппаратов не было). Из этого следует, что в семье пермского чиновника Александра Девеллия очень хорошо разбирались в искусстве и не могли сделать надгробный памятник просто так, наобум. Они делали его вполне осознанно, в стиле русской декоративно-монументальной пластики под влиянием характерных для того времени течений в искусстве.
По мнению историка Корчагина, этот, выражаясь современным языком, фейк запустили писатели. В том числе Аркадий Гайдар, который жил некоторое время в Перми и написал по этой легенде рассказ под названием «Проклятая дочь».
Он немного изменил сюжет, имена и даты, но в целом популяризировал эту историю и вынес ее за пределы пермской земли. Также приложил к этому руку и писатель М. Осоргин, считавший Девеллия масоном. Дальше людская молва разнесла легенду по городам и весям, и до сих пор ее обсуждают, смакуя подробности на просторах интернета.
Нестыковки. Современный взглядХотя в народе любят пообсуждать разного рода страшилки, и это исторически так сложилось в России-матушке, все же если посмотреть фактам в глаза, то ничего ужасного в этой истории мы не видим.
Безупречная репутация чиновника с художественным вкусом, многодетного отца (в семье было 7 детей), который дослужился до звания действительного статского советника, что соответствовало довольно высокому социальному положению, смерть дочери по обыденной в те времена причине заболевания чахоткой…
Если взглянуть на эту историю с позиции сегодняшнего дня и даже не углубляться в изучение вопроса, можно также легко найти нестыковки.
Представьте себе человека высокого социального статуса, который дорожит карьерой, имеет безупречную репутацию (к слову, А. Девеллий был удостоен награды с формулировкой: «За 35 лет безупречной службы»), но вдруг совершает ужасный поступок, после которого косвенно или напрямую погибает ребенок, его дочь.
Что должен предпринять человек в этой ситуации? Либо скрыться самому, так как его карьера была на этом закончена, либо скрыть этот жизненный промах. Причем самым тщательным образом.
Вместо этого, согласно популярным версиям этой истории, мы видим, что он не только не скрывает, но и дает распоряжение изготовить на заказ долговечную чугунную надгробную плиту, выполненную с художественным вкусом, символизирующую вечность и борьбу со смертью, да еще и хоронит ребенка прямо возле храма, якобы для того чтобы по могиле ходили люди и память о ней стерлась таким образом.
Мягко говоря, это не поддается логике. Скорее, наоборот, могила с этим надгробием привлекала внимание не один год, так как была на видном месте возле храма в церковной ограде. Очевидно, что мотив был другой — отдать дань памяти любимой дочери. Ну кто всерьез может надеяться на то, что люди станут ходить по могиле возле храма, даже если она, как гласят версии легенды, находится на тропинке? Это маловероятно.
Да и зачем вообще изготавливать надгробную плиту? Да еще с глубоким философским и религиозным смыслом. Когда хотят избавиться от памяти и хотят отмыться от позора, обходятся без этого, хоронят в неприметном месте без всяких указателей и точно не гравируют надпись, которая так долговечна, что вот уже более двухсот лет явственно читается на чугунной плите.
После этих недолгих размышлений можно сделать очевидный вывод. Девочка Таисия, умершая от чахотки 6 лет от роду, не была проклятой дочерью. Она лишь невольно послужила появлению «самой загадочной легенды» старого пермского кладбища.
https://59.ru/text/gorod/2019/11/08/66298777/ Это сообщение отредактировал dvinnn - 1.05.2024 - 17:48