28
Не знаю-насколько интересно но раз пообещал-расскажу._
Вспомнилась история об ослепшем самолёте и как мы этот самолёт довели до успешного приземления.
Много чего не помню,память стёрла много подробностей. Я даже не помню в каком году это произошло(было тепло значит это ,скорее всего,было лето 1991-го года) но что помню-правда и я об этом расскажу.
Служил срочную после учебки я обычным рядовым с конца лета 90-го года по осень 91-го недалеко от Шяуляя,это на севере Литовской тогда ССР оператором радиовысотомера. Обеспечивали мы учебные полёты самолётов нашей базы,в основном это были Су-24-неторопливые и спокойные самолёты но давали нам жару,летали до 18 часов в сутки и пекло это было ещё то. Наш руководитель полётов с позывным Двадцать Второй имел привычку иногда давать команду пилоту любого нашего самолёта чтобы тот нажатием какой-то там кнопки кратковременно(ключевое слово-Кратковременно)дал сигнал бедствия.
Зачем?
А дабы операторы не дремали. Проблема наша была в том что сигнал бедствия это не то что в кино,это там мы слышим голосящий на всю округу ревун и сверкающий красный фонарь с мощной лампой. Наш сигнал бедствия-это особая отметка над отметкой от цели. Всё,никаких лампочек и ревунов. Прошляпил-получи. А прошляпить в реальных условиях можно(помеховая обстановка,засветки от облаков не способствуют спокойной работе) но сложно. Самолёты идут по известным маршрутам и надо быть откровенно слепым чтобы не увидеть сигнал бедствия,он имеет характерный внешний вид и сразу бросается в глаза. Не помню случая чтобы наш ИКОшник(оператор,сидящий на индикаторе кругового обзора,ИКО) упустил этот сигнал и что бывает если проспишь-даже не знаю.
Итак,о том что тогда произошло.
Шёл обычный день,шла обыкновенная служба. Полёты. Я привычно сидел, крутил свою ручку Азимут,выдавал высоты по целеуказаниям соседа-ИКОшника. И тут сосед докладывает о сигнале бедствия по такому-то азимуту-дальности . Я механически кручу ручку на тот азимут,выдаю высоту и думаю-Откуда там наш борт? Север и далеко. А это уже Латвия. Не,ну страна одна но там мы не летали. А сигнал бедствия идёт и идёт. Руководитель полётов даёт отбой полётам и всё внимание наше уходит на борт,дающий сигнал бедствия. Он крутится,мы выдаём азимут-дальность-высоту. Долго крутится в небе,не помню точно сколько но в районе часа. Может двух. Мы его видим хорошо,условия нормальные,погода хорошая,помню что было тепло,возможно что было лето. Куда-то мы его привели,к какому-то аэродрому,как узнали на следующий день. Место не помню,я кроме Зокняя даже свои местные аэродромы не знал,только ближайший Радвилишкис знал а уж в соседней республике да на таком удалении и подавно. Там местным мы его отдали,его местные приняли и приземлили.
Утром на разводе командир наш объявил что самолёт,что мы водили, успешно приземлился,все живы-здоровы а почему он себя так вёл-он ослеп и лётчик дал сигнал в эфир,его мы на экране своей старушки-станции и увидели. Ну что-то случилось с навигацией,самолёт сбился с курса,опять же эти технические подробности я забыл да и не понимал в них никогда а была у него только связь по радио с землёй. Как я понимаю,его навели на аэродром,он визуально и посадил самолёт на ВПП. Как они там ориентируются в пространстве-я не разбираюсь но вот эта система навигации и отказала и шёл он по командам от нашего Двадцать Второго и от соседних точек радиолокационного обеспечения.
Чей был самолёт-тоже не вспомню но подробность такая. Была такая программа,название что-то связано с детьми Чернобыля. И летел он в Швецию,вот это точно помню. По этой программе(чья она-не помню,возможно или наша или какой-то международной организации типа ООН детской или шведская,шведы ж тоже пострадали от той катастрофы) на том ,естественно,гражданском, самолёте везли наших советских детей на лечение и отдых в Швецию. Какие там подробности,почему это случилось-нам не говорили да и не наше это дело,мы свою работу выполнили как должны были выполнить,всё закончилось благополучно а нас ждал новый день ,наряды и полёты.
Вот такая история вспомнилась. Пытаюсь гуглить но никакой информации нет чтобы узнать подробности но надо ли оно сегодня,через почти 35 лет-не знаю.
Всем в разное время служившим на Горке-пламенный привет,всем операторам-коллегам и руководителям полётов -двойной пламенный привет а также дизелистам и повару нашему Алишеру-отдельный респект.
Всем добра,синего неба над головой и здоровья.
Не ругайтесь,живите в радости.
alnovik.