Ну и куда теперь девать эти двигатели?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (20) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
ecnifr
21.08.2018 - 05:58
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
127
Попалось, понравилось. Ну и как ответ на это вот "творчество": "Скайлеб, очередной блеф от НАСА и прочие их фейки"

Недавняя публикация о возрождении и развитии двигателя SSME (RS-25) вызвала в ЖЖ наплыв лунных конспирологов в комментариях — судьбу двигателя шаттла они сравнивали с F-1 от Saturn V. Так что сегодня мы сыграем в игру «почувствуй себя руководителем Rocketdyne» и поговорим об извилистом жизненном пути технологий.
Двигатели F-1 и J-2 ракеты Saturn V в музее

Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 05:58
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
В чужой шкуре


Один из «аргументов» конспирологов звучит примерно так: «Двигатели Saturn V (F-1 и/или J-2) были плохими, нужных характеристик не достигали, и после фальсификации лунной программы от них быстро избавились». К сожалению, очень часто сторонникам конспирологических теорий банально не хватает знаний — несмотря на то, что двигатели лунной программы после ее прекращения не летали, они предлагались для множества проектов и до сих пор полностью не умерли. А для того, чтобы наиболее наглядно увидеть, почему их не получилось пристроить на другие ракеты, давайте сыграем в мысленную игру. Итак, мы — лицо, принимающее решения в компании Rocketdyne, которая производит двигатели F-1 и J-2 для Saturn V.

Представим себе, что на дворе 1970 год. В январе отменили Apollo 20, но вскоре сокращения бюджета достигли таких величин, что в сентябре пришлось отменять 18 и 19. Контракт на 15 штук Saturn V близок к выполнению, и становится очевидно, что продолжения не будет. Возникает закономерный вопрос — что делать?

Больше и лучше


Первый вариант очевиден «А давайте сделаем Saturn V еще лучше и попытаемся использовать двигатели там». Еще в середине 60-х были предложены варианты компоновки на базе Saturn V под общим названием Saturn MLV («Modified Launch Vehicle», модифицированная ракета-носитель). С форсированием двигателей, увеличением запаса топлива, добавлением твердотопливных ускорителей или заменой двигателей на HG-3 (из него потом вырастет RS-25) разные варианты MLV могли бы вывести на низкую орбиту от 118 до 160 тонн.
Разные варианты компоновки Saturn MLV, есть даже с ядерной верхней ступенью


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 05:59
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Однако вся эта красота не вызвала никакого энтузиазма. Тем более, что в апреле 1972 Палата представителей Конгресса США окончательно принимает решение (и выделяет деньги) на разработку Спейс Шаттла. Крылатый космоплан никак не сочетается с MLV, а огромная стоимость обоих проектов означает, что деньги дадут только на один.

План Б


Хорошо, следующая идея практически очевидна — «А давайте попробуем пролезть в проект шаттла». В качестве первой ступени можно использовать первую ступень Saturn V, а второй ступенью поставить внешний топливный бак шаттла и сам шаттл сбоку. Первую ступень можно оснастить крыльями и сажать обратно на землю, чтобы система получалась полностью многоразовой. У такого варианта есть даже один очень серьезный плюс, которого не было у шаттла в его итоговом варианте — можно запускать модули орбитальной станции или другие очень тяжелые полезные нагрузки в одноразовом варианте второй ступени (грузоподъемность ~100 тонн), а обслуживать орбитальную станцию или спутники уже многоразовым шаттлом (грузоподъемность ~30 тонн). Так появился проект Saturn-Shuttle.
Старт Saturn-Shuttle, рисунок NASA


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:00
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Увы, и здесь нас ждет неудача. Двигатели F-1 не разрабатывались для многоразового использования, поэтому даже в случае мягкой посадки первой ступени их придется менять. А твердотопливные ускорители кажутся и проще и дешевле, к тому же, их можно будет использовать повторно. Так что наша первая ступень конкурс эскизных проектов проиграла.

Любой ценой


Итак, у нас нет «своей» ракеты и нет возможности встроиться в большой проект шаттла. А «Можно ли поставить наши двигатели на уже летающие ракеты»? Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим, что стартует с американских космодромов в районе 1972 года
РН «Тор» в варианте Торад-Аджена


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:00
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
На базе баллистической ракеты «Тор» есть семейство «Тор-Бёрнер», «Тор-Аджена», «Торад-Аджена», «Тор-Дельта». Из него уже появляется семейство ракет «Дельта». Варианты различаются верхними ступенями и боковыми твердотопливными ускорителями. И, увы, для ракет с начальной массой в районе ста тонн F-1 с тягой 700 тонн не подойдет никак — даже если бы он поместился в ступень «Тора» меньшего диаметра, то уже на старте обеспечил бы перегрузку в 7 «же», сломав ракету на первых секундах полета.
«Атлас-Центавр» с межпланетной станцией «Пионер-10», 1972 год


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:01
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Семейство РН «Атлас» немного потяжелее. Здесь тоже все еще сохраняется разнообразие верхних ступеней — «Атлас-Аджена», «Атлас-Центавр», но даже в самом тяжелом варианте ракета имеет массу в районе 150 тонн, и наш F-1 никак на нее не влезет.
Старт Titan-IIIC


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:01
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Ну и, наконец, самая тяжелая ракета — Titan-III. Начальная масса в районе 600 тонн, может вывести на низкую орбиту целых 13 тонн. Однако и тут нам ловить нечего. Базовый двигатель RL-87 имеет тягу в районе 200 тонн, и заменить на 700 тонн F-1 не получится не только по причинам прочности. На центральном блоке «Титана» используется другое топливо — гидразин и тетраоксид диазота. И если RL-87 отличался всеядностью — были версии для кислорода/керосина, гидразина/АТ, даже кислорода/водорода, то про варианты F-1 под другие виды топлива ничего не известно. А на перекомпоновку ракеты под другое топливо с увеличением баков и снятием боковых твердотопливных ускорителей (иначе опять слишком большая перегрузка) нам никто средств не даст.
Разгонный блок «Центавр»


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:01
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
J-2 в качестве двигателя верхней ступени тоже не везет. Уже создан кислородно-водородный разгонный блок Centaur, но там стоят двигатели RL-10 с тягой в десять раз меньше, при этом
более эффективные, так что менять их на J-2 нет никакого смысла. А первых водородных ступеней нет.

Что любопытно, по другую сторону океана произошла похожая история, которая, однако, имела позитивный исход — двигатель РД-170, который разрабатывали для боковых ускорителей РН «Энергия» был четырехкамерный, поэтому его сначала порезали пополам, и получившийся двухкамерный РД-180 стали продавать американцам на первую ступень подросшего и ставшего более тяжелым «Атласа». А затем еще раз пополам, поставив однокамерный РД-191 на «Ангару» и предложив почти такой же РД-193 для «Союза-2.1в».
Схема развития семейства РД-170


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:02
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Гибернация


Увы, F-1 с J-2 однокамерные, и снижать размеры и тягу простыми и дешевыми действиями мы не можем. Так что нам остается один вариант — положить чертежи с двигателями на склад, по возможности проводить модернизации в инициативном порядке и предлагать их в любом конкурсе на сверхтяжелые ракеты. Как показала практика, схема оказалась вполне рабочей, подарив несколько шансов (пусть и не реализовавшихся в итоге) на возвращение «скакунов Аполлона».

J-2 получил шанс первым, но в результате от него осталось только название. Двигатель J-2X, который сначала хотели сделать на базе J-2, предлагался для разгонного блока Earth Departure Stage ракеты Ares программы Constellation. Но из-за возросших требований получился фактически новый двигатель, с тягой на 30% больше, на новых материалах и заметно более тяжелый.


Это сообщение отредактировал ecnifr - 21.08.2018 - 06:03
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:03
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
В 2009 программу Constellation закрыли, и с J-2X пока что повторяется история J-2. Для разгонного блока ракеты SLS он был сочтен слишком мощным, и один J-2X тягой 130 тонн решили заменить на 4 RL-10 общей тягой 44 тонны. Но если SLS потребуется двигатель с большей тягой, J-2X получит новый шанс.

F-1 пришлось ждать дольше. В Constellation он не попал, но, когда объявили конкурс на двигатели для SLS, забрезжила надежда и для него. Дошло даже до очень поучительной истории — инженеры достали со склада двигатель номер F-6049, снятый с «Сатурна-5» для «Аполлона-11» из-за глюка на испытаниях, и стали разбираться, как он работает, и как его можно улучшить. В 2013 году, спустя десятилетия хранения, испытали газогенератор (приводит в действие турбонасос, качающий топливо в двигатель).

 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:03
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Двигателестроение, материаловедение и способы производства ракетных двигателей не стояли на месте. Новая модификация под названием F-1B должна иметь в 50 раз меньше деталей и заметно упрощенную конструкцию. Например, выхлоп газогенератора больше не направлялся в сопло для дополнительной теплоизоляции его завесой избытка топлива, а банально сбрасывался параллельно соплу, возвращая красивые картины зари космонавтики, когда рядом с основным выхлопом хлестало пламя газогенератора.


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:04
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Но пока что шанс не реализовался — конкурс на двигатели для SLS F-1B проиграл и снова отправился на склад.


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:04
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Заключение


В истории космонавтики есть случай, когда двигатели десятилетиями лежат на складе а потом начинают использоваться с минимальными доработками. Сохранившийся запас советских двигателей НК-33 стали ставить на американскую РН Antares и российский «Союз-2.1в». Но производство их возобновлять не будут — доверие к двигателю подорвано аварией Antares 2014 года, похожей на аварии советской лунной ракеты Н-1, для которой изначально и делался НК-33. Antares уже перешел на РД-181, а «Союзу-2.1в» переход на родственный РД-193 предстоит после исчерпания складского запаса НК-33. Несмотря на то, что теоретически возможно возобновить производство точных копий двигателей американской лунной программы, практического смысла в этом уже нет. Технологии не стоят на месте — 3D печать заменяет множество деталей одной, а современная электроника проще и надежней «гидравлической логической машины», открывавшей и закрывавшей клапаны при запуске двигателя F-1. Но прямые потомки легендарных лунных двигателей вполне могут вернуться к активной жизни, если окажутся подходящими для будущих задач.

Хабр Филипп Терехов
 
[^]
Wallery
21.08.2018 - 06:25
18
Статус: Offline


Самодельщик

Регистрация: 3.09.14
Сообщений: 1979
За уши притянуто.
Первая версия НАСА о том, почему ракета не используется, была в том, что все чертежи и технологии потеряли.

Это сообщение отредактировал Wallery - 21.08.2018 - 06:39
 
[^]
CaMoCBaJI
21.08.2018 - 06:26
19
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 22.04.15
Сообщений: 456
Впечатляют эти достижения - ведь сколько энергии потрачено на эти движки ( что в СССР что СШП ). Я точно не знаю что из этого наследия разработано и сделано в России - копии наработок СССР или есть и новые? Всё же моему разумению не постижимы мыслительные процессы разработчиков и технологов ракетостроительной отрасли. Это как фантастика - но оно работает!
 
[^]
ecnifr
21.08.2018 - 06:50
25
Статус: Offline


Какой-то кошак

Регистрация: 26.01.18
Сообщений: 1090
Цитата (Wallery @ 21.08.2018 - 06:25)
За уши притянуто.
Первая версия НАСА о том, почему ракета не используется была в том, что все чертежи и технологии потеряли.

Подобные версии можно применять к методикам постройки египетских пирамид., которым несколько тысяч лет. Но к двигателям, которым меньше полувека - бред.
Вы реально считаете, для запуска ракеты нужны двигатель, бак и всё, можно за какую то хрень сверху "рубить капусту"? А наземную систему, заводы по производству самой ракеты, топлива, доставку всей этой хрени, стартовый комплекс и комплекс предстартовой подготовки это всё мелочь?
Вся эта мелочь стоит весьма немалых денег. По сравнению с которыми разработка двигателя капля в море. И потянуть несколько полноценных и не связанных между собой космических проектов не может ни одна страна мира. Естественно, если космические проекты не являются приоритетными в экономике страны. dont.gif
К тому же, законы механики не отменяются с увольнением пары инженеров. Что было сделано (недавно), может быто достаточно просто теми же коллективами повторено. Или сделано подобное.
Не делают. Не могут или не нужно?

Это сообщение отредактировал ecnifr - 21.08.2018 - 06:59
 
[^]
Vicsam
21.08.2018 - 07:03
93
Статус: Offline


Председатель Президиума

Регистрация: 2.12.10
Сообщений: 356
Я давно не лезу в споры могликов и немогликов, хотя отношу себя к немогликам...
В общем, считаю, что если двигатели и сохранились - то их невозможно использовать, потому что они почти бутафория. Я учился очень давно, и специализация была - системы управления ракет, а не двигатели, но что-то по двигателям всё же давали и что-то помню.
Почему в советских жидкостных ракетных двигателях делали четыре камеры сгорания и четыре сопла, а не одну большую, как на Сатурновских двигателях?
В общем, нельзя бесконечно увеличивать размер РЖД. С увеличением объема камеры сгорания возникают трудности с равномерностью смешивания и сгорания топлива. Возникают очаги самовоспламенения турбулентных объемов горючей смеси, и как результат - возникают ударные волны.
Но это достаточно современные теории и наработки. В 60-е и 70-е годы этого еще не знали и при проектировке двигателей не учитывали. В результате большие двигатели взрывались и стали ставить меньшего размера, но несколько.
А американцы заявили, что их гигантский двигатель работает. Х.З., как они обошли турбулентность при смешивании и горении рабочего тела в камере сгорания, скорей всего никак. Поэтому, думаю, и была резко потеряна документация по всем разработкам лунной программы. А готовые двигатели, если они и остались - никогда не будут использованы. А если и будут, то взорвутся - и заявят типа, а что же вы хотели, двигателям по 50 лет, срок хранения вышел...
 
[^]
Sidorini
21.08.2018 - 07:09
58
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 6.05.15
Сообщений: 621
....

Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
Wallery
21.08.2018 - 07:17
23
Статус: Offline


Самодельщик

Регистрация: 3.09.14
Сообщений: 1979
Цитата (ecnifr @ 21.08.2018 - 06:50)

Подобные версии можно применять к методикам постройки египетских пирамид., которым несколько тысяч лет. Но к двигателям, которым меньше полувека - бред.
Вы реально считаете, для запуска ракеты нужны двигатель, бак и всё, можно за какую то хрень сверху "рубить капусту"? А наземную систему, заводы по производству самой ракеты, топлива, доставку всей этой хрени, стартовый комплекс и комплекс предстартовой подготовки это всё мелочь?
Вся эта мелочь стоит весьма немалых денег. По сравнению с которыми разработка двигателя капля в море. И потянуть несколько полноценных и не связанных между собой космических проектов не может ни одна страна мира. Естественно, если космические проекты не являются приоритетными в экономике страны. dont.gif
К тому же, законы механики не отменяются с увольнением пары инженеров. Что было сделано (недавно), может быто достаточно просто теми же коллективами повторено. Или сделано подобное.
Не делают. Не могут или не нужно?

Да хрен с ними, с двигателями! Как американцы преодолели пояса Ван Аллена?
При этом сами американцы доказали их существование и грозящую опасность.
В начале двухтысячных годов один из их шаттлов поднялся на орбиту более 500 км и попал в зону жёсткой радиации от которой не защищала оболочка гораздо более совершенного корабля чем те, которые строились во времена "полётов" на Луну.
 
[^]
JavaPowered
21.08.2018 - 07:28
20
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 13.02.14
Сообщений: 837
Цитата
Первая версия НАСА о том, почему ракета не используется, была в том, что все чертежи и технологии потеряли.

Цитата
Поэтому, думаю, и была резко потеряна документация по всем разработкам лунной программы.

Вот откуда все эти мифы? Хоть какой то источник на подобные заявления НАСА?
Из темы в тему перекидывают этот "звон". Еще и грунт ВЕСЬ похерили! gigi.gif lol.gif
 
[^]
Rumer
21.08.2018 - 07:42
6
Статус: Offline


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 18037
Wallery
Не дразни лунатиков, шпалы некуда складывать будет.
 
[^]
GreatEmperor
21.08.2018 - 07:43
42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.09.13
Сообщений: 6313
Цитата
Да хрен с ними, с двигателями! Как американцы преодолели пояса Ван Аллена?
При этом сами американцы доказали их существование и грозящую опасность.

Не так страшен черт как его малюют.
Во первых пояса Ван Аллена - не монолитная стена, там есть участки с высокой и с низкой интенсивностью радиации. Вот через участок с низкой интенсивностью американцы и проскочили.
Во-вторых - скорость. Можете сами проверить. Зажгите свечку, и быстро проведите рукой над пламенем. Легкое тепло только почувствуете. А если задержать руку над пламенем? Нууу, ожог второй-третьей степени точно будет.
Так и с радиацией. Аполлон несется со скоростью около 11 км/с, и пронзает пояс Ван Аллена весьма быстро. Неприятно, но не смертельно (учитывая, что мы летим через участок с относительно низкой радиацией). А вот орбитальный объект если поднимется на опасную высоту, будет там постоянно находиться под излучением.
При флюорографии человек получает безвредную дозу радиации, но если он будет жить в постоянно работающем аппартае для флюорографии, то долго не протянет. Так понятнее?
 
[^]
Sergjo1982
21.08.2018 - 07:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.04.14
Сообщений: 1530
Господа немоголики, не нужно плодить сущности. Раз не используются - значит не востребованы. В 60-е была космическая гонка кто первый доскачет до луны-венеры-марса. На данное время целесообразнее запускать на другие космические тела автоматические станции . Они и легче и эффективнее. Да и возвращать их нп нужно
 
[^]
Vicsam
21.08.2018 - 07:46
2
Статус: Offline


Председатель Президиума

Регистрация: 2.12.10
Сообщений: 356
Цитата (JavaPowered @ 21.08.2018 - 09:28)
Цитата
Первая версия НАСА о том, почему ракета не используется, была в том, что все чертежи и технологии потеряли.

Цитата
Поэтому, думаю, и была резко потеряна документация по всем разработкам лунной программы.

Вот откуда все эти мифы? Хоть какой то источник на подобные заявления НАСА?
Из темы в тему перекидывают этот "звон". Еще и грунт ВЕСЬ похерили! gigi.gif lol.gif

Ну, насчет того, что документация "потеряна" официальной ссылки не искал, но склонен верить, потому, что американцы яростно опровергают любые сомнения в лунной программе. Кто-то написал, что тень не такая - тут же прямо на сайте НАСА куча объяснений (иногда довольно сомнительных), почему именно так получилось. А насчет документации -ни слова, хотя в сети десятки тысяч репостов об "утере" документации.
А насчет "лунного" грунта - вот ссылка на сайт Роскосмоса:
https://www.roscosmos.ru/7025/
Достаточно компетентный источник?
 
[^]
Чайники
21.08.2018 - 08:09
33
Статус: Offline


Нас рать!

Регистрация: 5.12.13
Сообщений: 53211
Цитата
Да хрен с ними, с двигателями! Как американцы преодолели пояса Ван Аллена?
При этом сами американцы доказали их существование и грозящую опасность.
В начале двухтысячных годов один из их шаттлов поднялся на орбиту более 500 км и попал в зону жёсткой радиации от которой не защищала оболочка гораздо более совершенного корабля чем те, которые строились во времена "полётов" на Луну.


Ну и куда теперь девать эти двигатели?
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 51186
0 Пользователей:
Страницы: (20) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх