Нет там не скифские курганы а древняя крепость и городище. Мая́цкое городи́ще времен хазарского каганата и скифских походов.
Маяцкое городище – это комплекс памятников: небольшая крепость (замок), селище, занимавшее значительную территорию; ремесленный центр или иначе «хутор гончаров» и могильник (древнее кладбище), оставленные населением обитавшем здесь более тысячи лет назад.
Название «Маяцкое старинное городище» впервые упоминается в 1647 г. в строельной книге г. Коротояка, но до сих пор не ясно, почему московские дьяки XVII в. дали городищу имя «Маяцкое». Никаких следов от маяка не сохранилось, хотя сама белокаменная крепость могла служить своеобразным ориентиром для путешественников.
Маяцкая крепость и прилегающее к ней поселение расположены на большом и высоком (60 м) треугольном мысу, северо- и юго-западные склоны которого круто обрываются в долину Тихой Сосны. Эта территория в то далекое время представляла собой северо-западную окраину могущественного, занимавшего огромные пространства в Восточной Европе полиэтничного Хазарского каганата. Он образовался в середине VII в. на территории современного Дагестана, Прикубанья, в Приазовских степях и в Северном Причерноморье. Хазары – небольшой по численности тюркоязычный кочевой народ, сумели объединить под своей властью многие соседние народы. В их число вошли и ираноязычные аланы – потомки могущественных сармат и тюрков-протоболгар. Именно эти народы в IX в. переселились на северные окраины каганата с целью установления господства над прилегающими территориями. А чуть позже сюда же на Дон пришли с Верхней Оки и славяне-вятичи. С этого времени хазары устанавливают свое экономическое господство над отдельными восточнославянскими племенами. Они контролировали торговые пути, взимали пошлины за товары, собирали дань со славян. Такой своеобразной пограничной заставой и было Маяцкое городище.
Белокаменный замок был скорее символом власти и могущества, чем оборонительной крепостью, так как славянский и хазарский мир в это время не находились в состоянии военного противостояния.
В археологии культуру Хазарского каганата в бассейне Дона принято называть салтово-маяцкой. Первую часть названия дал памятник у с. Верхний Салтов на Харьковщине. Раскопки там начались более ста лет назад и именно тогда впервые заговорили об аланах на Дону. Исследование Маяцкого комплекса памятников проводилось с 1975 по 1982 год силами международной Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции, под руководством С.А. Плетневой (1926-2008) ведущего специалиста по истории Хазарского каганата Института археологии Академии наук РФ. В работе экспедиции также приняли активное участие археологические отряды Москвы, Воронежа, Луганска, Харькова, Твери и других городов, а также большие группы венгерских и болгарских археологов. Основными исследователями непосредственно крепости стали Г.Е. Афанасьев (археолог ИА АН РФ) и С.А. Плетнева.
Жизнь здесь остановилась в середине X в. В этом роковую роль сыграл распад самого Хазарского государства. Внутренняя вражда, набеги печенегов, удар Киевского князя Святослава по двум столицам Итилю и Саркелу – все это привело к тому, что с 60-х гг. X в. Хазарский каганат как государство уже не существовал. Следовательно, Маяцкая крепость потеряла свое значение как форпост.
МАЯЦКИЙ МОГИЛЬНИК (НЕКРОПОЛЬ)
Где находится Маяцкий могильник (некрополь) к началу исследования памятника было не ясно. Здесь помог счастливый случай. Местные ребята принесли археологами целую охапку бус и других изделий из бронзы и показали место находок. Это был разрушающийся овраг, ограничивающий селище с юго-востока. Основным исследователем стал В.С. Флеров (ИА АН РФ), но в его изучении принимали участие и другие квалифицированные специалисты: В.К. Михеев – (Харьков), В.Е. Нахапетян и А.Б. Атавин (ИА АН РФ), сотрудница Эрмитажа А.Я. Покровская, антрополог Т.С. Кондукторова (Институт антропологи МГУ).
Площадь могильника около 3 га и может содержать до 1000 погребений, но раскопками изучено около 150. Кроме погребений выявлены остатки 24 тризн в виде целых и битых сосудов.
Погребальное сооружение у алан состояло из двух частей: прямоугольной ямы – своеобразного коридора (дромоса), ведущего в пещеру (катакомбу). Катакомбы имели куполообразную форму, в них и помещали умерших. Занести его туда было не просто, да ещё надо было совершить ритуальные обряды. После совершения захоронения, вход в катакомбу закрывали каменной плитой, или деревянными плахами, затем засыпали дромос землей и глиной. Рядом устраивались тризны – остатки заупокойных трапез. Мужские захоронения совершались вытянуто на спине в центре катакомбы. Женщин – в скорченном положении на боку, что свидетельствовало об их подчиненном положении мужчинам. На Маяцком могильнике очень мало вещей, а ведь известно, что аланские погребения отличаются обилием инвентаря. Это отнюдь не свидетельствует о том, что родственники умершего «пожалели» для покойника какие-то вещи. Большинство катакомб имеют следы разграбленности. И лишь отдельные – случайно забытые или не замеченные – достались археологам. Это ножи, поясные пряжки, наконечники стрел, бронзовые зеркала, амулеты, бусы и другие украшения. Одна из находок особенно примечательна – великолепные золотые серьги с «живым» жемчугом! Говорят, если жемчуг в течении длительного времени не соприкасается с телом человека, он темнеет и «умирает». Но здесь явление уникальное – жемчуг засиял, как только серьги были вынуты из темной сырой катакомбы.
Боясь умерших, скелеты порой подвергали преднамеренному разрушению. Чаще это касалось женских захоронений, так как существовал особый страх перед женскими злыми духами-албастами (от тюрк. басти – задавил)
МАЯЦКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Вокруг Маяцкой крепости на высоком мысу, площадью около 30 га. располагалось селище, где в юртах и полуземлянках жили воины, которые охраняли крепость, а также земледельцы, скотоводы, ремесленники, которые их обслуживали.
Основным исследователем селища был А.З. Винников с большой группой практикантов-студентов ВГУ. Несмотря на довольно большую раскопанную площадь (около 5000 кв. м), было вскрыто примерно 5-6 % всей территории поселения. На ней было обнаружено и исследовано 44 жилые и хозяйственные постройки, 3 общественных здания (святилища?), а также катакомбные погребения, жертвенники, тризны, хозяйственные ямы.
Было выявлено, что население проживало небольшими семейными группами. Аланы и болгары продолжали использовать наземные юрты, но более суровые условия лесостепи требовали теплого жилища и алано-болгары, не без влияния славян, очень быстро научились строить полуземлянки. Но они не копировали полностью многовековые славянские традиции: отличительной особенностью их жилищ является расположение очага в центре, а не в углу, как у славян.
Основание полуземлянок выдалбливалось мотыжками в материковом мелу на глубину до 1 м. Площадь углубленных котлованов жилых построек 15-45 кв. м. Полы в них ровные материковые, без какой-либо дополнительной подмазки. По периметру стен были столбовые ямы, в которые ставились столбы-стояки. За них без специальных креплений закладывались доски, а оставшееся пространство засыпалось землей, что способствовало дополнительному утеплению жилища. Крыши построек были двускатные и также засыпались землей. В некоторых полуземляночных постройках вдоль стен оставлены материковые останцы, которые могли использоваться как для каких-то хозяйственных целей, так и в качестве лежанок. Вход в жилище предварялся коридором. К некоторым жилищам примыкали специальные пристройки для зимовки молодняка скота. Иногда в полу выдалбливались ямы-хранилища для различных продуктов. Широко были распространены хозяйственные постройки, в одной из них располагалась ручная мельница, в другой – гончарная мастерская. В хозяйственных постройках содержали скот. На поселении выявлены хозяйственные ямы округлой формы чаще всего для хранения зерна.
Одной из особенностей Маяцких построек является устройство в некоторых из них катакомбных погребений. Случаи подобных захоронений единичны на других памятниках салтово-маяцкой культуры. Трудно объяснить, почему людей хоронили в постройках при наличии специального кладбища. Можно предположить, что эти захоронения наиболее знатных и привилегированных людей, желавших выделить себя и в похоронном ритуале.
Это сообщение отредактировал pycxakep - 17.06.2014 - 09:23