Передвижные АЭС и с чем их «едят»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
27.02.2024 - 16:19
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
156
Поговорим о передвижных атомных электростанциях чуть более подробно? Зачем вообще нужная такая штука? Для энергообеспечение удалённых объектов: военных и промышленных.

© Cat_Cat via

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:19
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
В случае внезапного отключение обычной электростанции (природный катаклизм ли, или техногенная катастрофа) – можно быстро перебросить на место передвижную – и ей «заткнуть» проблему, пока нормальная электросеть не будет восстановлена.

Атомная отрасль являлась весьма новой, и практически всё создавалось с нуля. Тем не менее, в 1957 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», на опыт которого можно было в некоторой степени опереться. Так что в 1960-м в Обнинском физико-энергетическом институте стартовала программа ТЭС-3.
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Энергосамоход ТЭС-3

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Одно дело – огроменный корабль, и чуть другое – сухопутное шасси. Выбор пал на гусеничный ход. Впрочем, самой большой платформы, тяжёлого танка Т-10, всё равно не хватило – его пришлось удлинить с 7 до 10 катков.

Даже в таком виде электростанция находилась на четырёх энергосамоходах. На первом находился реактор (двухконтурный водно-водяной), на втором – парогенератор, на третьем – электрогенератор, а на четвёртом размещался пункт управления этим делом.

Габариты были ограничены возможностью стандартных ж/д перевозок, и именно этим требованием и обусловлен внешний вид машин. И именно поэтому их мрачно прозвали «гробами». Саму установку разработали и построили меньше чем за год, что, согласитесь, весьма недурно для столь новых проектов.
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Энергосамоход ТЭС-3

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
По прибытии на место машины расставлялись в нужном порядке, соединялись между собой – и реактор готов к работе. Выходная мощность составляет 1,5 МВт электрических, что не так уж и мало, плюс требует топлива много меньше дизель- генераторов: длительность кампании составляла 250 дней.
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
А внутре у ней неонка...

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:20
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Испытания установки проводились до 1965 года, на их основании была подтверждена жизнеспособность идей передвижных АЭС. Тем не менее, для хозяйственных нужд конкретно ТЭС-3 было признана непригодной. Параллельно разрабатывался и проект плавучей АЭС, но военные от него отказались.

Но это не всё. В 1963 году прошёл своего рода тендер на проекты передвижной АЭС. Также по военному заказу. В проекте предполагалась меньшая мощность (500-800 кВт), но другие требования были пожёстче: температурный режим от -50 до +35 °C, работа при высокой влажности, возможность помимо вагона влезть и в габариты самолётной кабины.

Для этого дела свои проекты предоставили ИЯЭ АН БССР (Минск), ФЭИ (Обнинск), ИАЭ им. Курчатова (Москва) и ОКБМ (Нижний Новгород). Предпочтение было отдано первому проекту, но какое-то движение началось лишь через 10 лет – только тогда было создано специальное КБ с опытным производством. И ещё больше 10 лет пришлось ждать создание прототипа, который получил имя «Памир-630Д».

Это сообщение отредактировал amv32 - 27.02.2024 - 16:21
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:21
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Памир 630Д целиком

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:21
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
... и часть его реактора

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:21
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Кстати, как создавался "Памир 630Д" есть видео на ЯПе.
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Основной «фишкой» одноконтурного реактора стало использование тетраоксида азота (N₂O₄) в качестве теплоносителя и рабочего тела.

Во-первых, это позволило сократить размеры и массу установки, во-вторых – сильно снижало потребление воды, что так же было прописано в тех.задании. Вроде как круто, но вещество крайне агрессивное, особенно в точках фазовых переходов. Частично проблема была решена добавлением моноокиси азота, но только в реакторной зоне.

«Коктейль» получил название нитрин. Но у него оставался ещё один нюанс: при реакции с водой N204 превращается в азотную кислоту, со всеми вытекающими… во всех смыслах этого слова.

При нормальных условиях этот тетраоксид имеет форму оранжевого пара. Однажды во время испытаний произошла небольшая утечка, и один из сотрудников КБ ненамеренно вдохнул сей газ… который прореагировал с влагой в лёгких. С летальным исходом.

Тем не менее, использование нитрина позволило впихнуть реакторную установку в полуприцеп с общей массой 65 тонн. Во втором таком же прицепе размещался генераторный блок, тягачом для них выступал МАЗ-537.

Ещё на трёх КРАЗах располагалось системы управления реактором и резервная энергоустановка. По сравнению с ТЭС-3 тут использовалось несколько меньше уникальных транспортных средств. Мощность данной АЭС составило 630 кВт, что отраженно в названии.

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Работа само собой была возможна только в стационарном режиме. По прибытии на место полуприцепы ставились на домкраты, с них снимались колёса (зачем?) и они (полуприцепы) соединялись между собой. Остальные машины парковались не ближе 150 метров от реактора. Сама установка управлялась двумя ЭВМ с третьей в горячем резерве.

Прототип был готов к концу 1985 года и начал проходить различные испытания. Но в конце апреля следующего года случилась авария на ЧЭАС. Резко усилился градус радиофобии, и начали задаваться неудобные вопросы из серии «А что это делает ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АТОМНЫЙ РЕАКТОР под боком столицы советской республики?». Так что на волне всего этого в 1988 году проект был закрыт, а единственная установка – утилизирована.

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
На этом заканчивается история передвижных атомных электростанций на «сухопутном» ходу. Оно и понятно – при некоторых плюсах, автомобильный транспорт имеет жёсткие массогабаритные рамки, в которые впихнуть всё очень затруднительно, как и гарантировать безопасность, приемлемую для атомных проектов.

Впрочем, на воде передвижные АЭС не умерли – два с половиной года назад Ростехнадзор выдал лицензию на эксплуатацию плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», 22 мая 2020 г. он введен в промышленную эксплуатацию и с 30 июня подает тепло в ГТС г. Певека.
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов"

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
amv32
27.02.2024 - 16:22
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3654
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
DasKochet
27.02.2024 - 16:26
22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.15
Сообщений: 9297
amv32
Спасибо!
Ждем тему о Атомных паровозах!

Это сообщение отредактировал DasKochet - 27.02.2024 - 16:26

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
perchugan
27.02.2024 - 16:27
11
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 14.02.14
Сообщений: 174
Вам спасибо, познавательно и интересно!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
gluk35
27.02.2024 - 16:27 [ показать ]
-20
sosen
27.02.2024 - 16:28
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 29.08.16
Сообщений: 301
Как всегда, интересно и познавательно. bravo.gif
 
[^]
ГостьСЮга
27.02.2024 - 16:28
-2
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 30.01.20
Сообщений: 410
Цитата
Передвижные АЭС и с чем их «едят»

Они не совсем съедобные, так что нет, не едят, ни с чем.
Да проверяли.
 
[^]
brand233
27.02.2024 - 16:32
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.03.22
Сообщений: 182
Что-то мощность слабовата, даже маленький поселок не потянет с современным оборудованием.
 
[^]
Seva79
27.02.2024 - 16:34
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 14.08.20
Сообщений: 299
Цитата (amv32 @ 27.02.2024 - 16:22)
. По прибытии на место полуприцепы ставились на домкраты, с них снимались колёса (зачем?)

Вероятно чтоб не спустило колесо или несколько колёс и не произошло смещение dont.gif
 
[^]
Andrey2564
27.02.2024 - 16:42
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.19
Сообщений: 4253
Июнь 2019

На военно-техническом форуме «Армия-2019» научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИЭТ) им.Н.А.Доллежаля представил проекты уникальных реакторных установок, в том числе на автомобильном шасси. Это перспективные установки, которые в случае реализации проектов позволят существенно расширить границы использования атомной энергетики в мирных целях.

Речь о перспективных разработках реакторных установок атомных станций сравнительно небольшой мощности: АТГОР, «Шельф, «Витязь» и УНИТЕРМ.

Ранее сообщалось, что такие передвижные ядерные реакторы (автоАЭС) можно будет использовать на местности с ограниченными электроэнергетическими ресурсами – удалённые населённые пункты. Мини-атомные станции позволяют удешевить электроэнергию, так как вырабатываемые передвижным реактором киловатт-часы по себестоимости будут обходиться примерно в 1,5-1,7 раза дешевле тех же киловатт-часов, вырабатываемых дизельными установками на топливе, которое приходится постоянно привозить за сотни км.

Реактор оборудован на автомобильном шасси – в защищённой капсуле. По некоторым данным, планируется использование автономной системы охлаждения.

На сегодняшний день НИКИЭТ, являющийся частью корпорации «Росатом», выступает главным конструктором исследовательских реакторов в РФ, мощность которых 100 МВт (это установки СМ-3, МИР, ПИК), быстрого ректора ИБР-2, а также строящегося многоцелевого быстрого реактора МБИР.

https://topwar.ru/159438-predstavleny-proek...nom-shassi.html

Кто нибудь в курсе чем закончился сей прожект и сколько на нем бабла ,,освоили" ?" upset.gif

Передвижные АЭС и с чем их «едят»
 
[^]
gluk35
27.02.2024 - 16:55
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.03.17
Сообщений: 6433
Цитата (brand233 @ 27.02.2024 - 16:32)
Что-то мощность слабовата, даже маленький поселок не потянет с современным оборудованием.

Фига се слабовата. Даже если 15кил на жилье, это неплохой такой поселок тыщ на 5 жителей. Москва кушает на себя 16 мегаватт.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21949
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх