Ту-324: попытка взлета № 2

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
20.02.2024 - 09:29
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
145
В Москве в одном из цехов ПАО «Туполев» до сих хранится полноразмерный деревянный макет самолета Ту-324. Прошло более двадцати лет с момента постройки данного макета, и о нем пора бы уже забыть. Но санкционная история современной России заставляет собирать по сусекам остатки былой роскоши.

© Военное обозрение via

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:29
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
После пары Ил-96-400М и Ту-214, которые худо-бедно удалось поднять в воздух, настала очередь региональных малышей. В первую очередь речь идет о самолетах Ту-324, прямых преемников некогда популярных Як-40/42. Интрига заключается в том, что ПАО «Туполев» к возможному возрождению производства самолета имеет очень опосредованное отношение.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:30
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Полноразмерный деревянный макет самолета Ту-324 в одном из московских цехов «Туполева»

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:30
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Начать стоит с идеи осознания необходимости постройки первого отечественного бизнес-джета, которая пришла авиастроителям еще в самом начале 90-х годов. В то время в советской терминологии вряд ли существовал термин «бизнес-джет», поэтому точнее машину будет назвать административным самолетом. Первенцем стал форменный малыш Ту-20, способный взять на борт, в зависимости от варианта исполнения, до 19 пассажиров.

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:30
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
В люксовой модели с комфортом размещались восемь высокопоставленных седоков, а в бизнес-версии – на три больше. Особенностью конструкции является пара турбовинтовых двигателей на пилонах в хвосте. У такой компоновки есть неоспоримые преимущества – прежде всего низкий уровень шума в полете для пассажиров.

Туполевцы в придачу развернули моторы задом наперед, превратив их в толкающие. Тем самым еще больше снизив немаленькое звуковое давление от винтов на чуткие уши высокопоставленных и небедных пассажиров. К плюсам схемы с моторами в хвосте относится и относительно низкое шасси самолета – нет необходимости выбирать высоту подвешенных под крыльями мотогондол. Подавляющее большинство бизнес-джетов построено с моторами в хвосте.

Помимо заметного снижения гула в полете, компоновка позволяет пользоваться бортовыми пассажирскими трапами. Но есть у двигателей в хвосте и пара фундаментальных недостатков.

Первый – наземным службам непросто обслуживать высокорасположенные двигатели. Если на ближнемагистральных авиалайнерах это более или менее нивелируется небольшой высотой самого самолета, то у крупных машин становится критическим недостатком.

Перенесемся на несколько лет вперед и посмотрим на Ту-334, разрабатываемый в пику SSJ-100 от КБ «Сухой». Одной из причин, почему неплохой среднемагистральный лайнер проиграл конкурс «Сухому», стали высоко расположенные двигатели на хвосте. Далеко не все службы аэропортов были в состоянии обслуживать такую технику.

Вторым важным недостатком схемы с моторами на хвостовой балке является специфическая развесовка, которая серьезно изменяется по мере выработки горючего. Проще говоря, с полными и пустыми баками самолет приземляется и управляется сильно различно. А это означает специфическое переучивание экипажей. Называть эту особенность критической вряд ли возможно – как-то же летают пилоты на Embraer и Bombardier. Значит – полетели бы и на Ту-20, как и на прочих «хвостомоторных» лайнерах.

Проект Ту-20 в 1990-е годы плавно эволюционировал в Ту-400 и Ту-4х4. Принципиально в парочке ничего не изменилось, это были те же «низкопланы с крылом небольшой стреловидности с двумя двигателями, размещенными по бокам хвостовой части фюзеляжа». Только турбовинтовые моторы заменили на заметно более скоростные турбореактивные, и на бумаге изделия могли бы разгоняться до крейсерских 800 км/ч.

Машина Ту-400 предназначалась для десяти пассажиров, а Ту-4х4 – всего для 4–7 VIP-клиентов.

Еще на этапе макетного проектирования стало понятно, что такие специфические самолеты в молодой России если и будут востребованы, то считанными единицами. Богатый народ в те времена присутствовал, но только вот такого народа было очень немного.

Это сообщение отредактировал amv32 - 20.02.2024 - 09:30

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:30
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
На замену Як-40 и Ан-26

После оценки проектов Ту-20, Ту-400 и Ту-4х4 решено было строить 50-местный самолет для региональных авиалиний. Так появился Ту-324, призванный к рубежу XX и XXI века заменить собой Як-40 и Ан-26.

К концу 1990-х годов общее число самолетов обеих марок в Российском авиапарке приближалось к тысяче. Они должны были в большей своей части уйти в утиль к концу 2010-х годов. Все, как сейчас говорится, складывалось «в ёлочку» – более крупный Ту-324 занимался региональными перевозками, а укороченный вариант с литерой «А» оснащался салоном бизнес-класса.

Дальнейшим развитием становился Ту-414, удлиненный сразу на шесть метров относительно 324-й машины и вмещающий до 76 пассажиров. За моторы отвечали украинские инженеры из запорожского МКБ «Прогресс» и ОАО «Мотор Сич». Они спроектировали изделие АИ-22 тягой 3 820 кгс и ждали большой серии Ту-324.

Здесь необходимо сделать отступление и рассказать о происхождении авиалайнера.

Дело в том, что самолет Ту-324 – это самостийный проект Республики Татарстан. В самом лучшем смысле этого слова, разумеется. К чести местных управленцев, в лихие 90-е они смогли сохранить львиную долю мощностей ВПК. При этом гособоронзаказ последовательно снижался.

Например, с 1993 года Казанский авиастроительный завод вообще перестал получать заказы от Министерства обороны России. Надо было что-то срочно делать, иначе уникальное производство могло погибнуть.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:31
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Ту-324 в представлении дизайнеров-оформителей

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:31
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Так и появился проект Ту-324, денег на который у центра не было. Отказывались платить и частные инвесторы – в те времена на долгосрочные программы вообще финансы не жаловали.

Минтимеру Шаймиеву удалось убедить московское руководство переправить часть нефтяных доходов из татарстанской сырьевой трубы на разработку Ту-324. Только найти удалось лишь 100 миллионов долларов из трехсот требуемых.

На эти деньги в Запорожье построили три опытных АИ-22, а в Казани основательно перестроили производственные линии и разработали массу новых узлов и агрегатов. В Жуковском создали уникальную авионику, которая позже нашла применение в амфибии Бе-200.

В журнале «Авиация и космонавтика» в начале 2000 года не скупятся на хвалебные отзывы о машине:

«Ту-324 стал первым туполевским самолетом, по которому был создан частично электронный макет, обеспечивающий безошибочную увязку элементов планера, силовой установки, самолетных систем и оборудования. Пассажирский салон самолета выполнен с учетом современных требований к комфорту.

Дизайн кресел разрабатывался с помощью итальянской фирмы «Тестори», шаг их размещения в салоне туристического класса составляет 810 мм, в то время как у лучших аналогов – всего 787 мм, на 100 мм шире центральный проход, на 50 мм выше потолок салона. Все это дает пассажирам новый, ранее недоступный на региональных самолетах уровень комфорта».


Тем не менее Ту-324 так и не довели даже до демонстратора технологий, не говоря уже о летных экземплярах. Злые языки говорят, что причиной стал Superjet, которому был конкурентен сходный по вместимости и дальности полета лайнер.

В начале 2024 года в очередной раз заговорили о возрождении проекта Ту-324. Идейным вдохновителем, судя по всему, выступает глава Республики Татарстана Рустам Минниханов. Только вот подход к делу удивляет.

Дело в том, что в местной Елабуге потихоньку раскручивается проект Aurus. Его после начала спецоперации поспешили похоронить, но импортозамещенная сборка не остановилась окончательно. Машины подорожали до 40–45 миллионов за экземпляр, но не потеряли клиентскую базу. В планах руководства бренда создать целую линейку люксовых средств передвижения, начиная от лимузинов с внедорожниками и заканчивая вертолетами с самолетами.

Похоже, такая концепция используется впервые в мире. В 2019 году на публике презентовали представительский «Ансат Aurus», который тем не менее так и не пошел в серию. Времена, мягко говоря, не для люксовых вертолетов. А вот для бизнес-джета Ту-324, по мнению руководства Татарстана, в самый раз. При этом в новейшей истории уже есть прецедент неудачного опыта с отечественными люксовыми самолетами. Речь об Aurus Business Jet образца 2021 года на базе SSJ-100. Лайнер оказался никому не нужен.

Интересно, что для разработки Ту-324 привлекли «Газпром» – в будущем топ-менеджеры конторы должны стать основными пользователями бизнес-джета. В компании готовы создать спецподразделение, призванное построить серийный самолет на основе наработок двадцатилетней давности.
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:31
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Макет Ту-324

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:32
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
В ситуации с возрождением Ту-324 все красиво. Машина не попала в государственную программу возрождения авиаотрасли до 2030 года, и энтузиасты решили поднять проект своими силами. «Газпром» даже решился на эксперимент с самостоятельным конструкторским бюро.

Только вот остаются вопросы.

Первый – где брать авиадвигатель АИ-22?

В металле украинцы исполнили только три прототипа, и не факт, что они вообще еще целы. Заменить на ПД-8 вряд ли получится – у него тяга почти в два раза больше. Известно, что если у самолета нет двигателя, то нет и самого самолета.

Второй вопрос – самолет Ту-324 слишком сырой даже для перспективного прототипа, не говоря уже о летающих образцах. Фюзеляж, судя по всему, можно пощупать только в виде деревянного макета в московском цеху ПАО «Туполев».

Поэтому здорового скептицизма здесь хоть отбавляй. Пора бы уже перестать тешить себя несбыточными мечтами и создавать громкие поводы на пустом месте.

Работать пора – на второй год спецоперации гражданский флот России пополнился считанными единицами бортов. А какие были планы?

Ту-324: попытка взлета № 2
 
[^]
amv32
20.02.2024 - 09:33
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 3539
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
Yapnadne
20.02.2024 - 09:40 [ показать ]
-59
Astrosv80
20.02.2024 - 09:42
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.11.14
Сообщений: 1765
Частники должны заниматься этим
 
[^]
puls200
20.02.2024 - 09:46
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 21.11.16
Сообщений: 86
Цитата (Yapnadne @ 20.02.2024 - 09:40)
Хорошая мысль построить 1000, ой нет 600 деревянных самолётов, можно уложиться в сроки

Скорее всего будет как в фильме "большая гонка. Ауди против лянчи". Тупо перегонять будут самолёты по аэродромам)))))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
КотВсехЯбун
20.02.2024 - 09:49
6
Статус: Offline


Кот

Регистрация: 24.07.15
Сообщений: 7215
Astrosv80
Цитата
Частники должны заниматься этим

Ага... частнику получить лицензию на такой вид деятельности можно получить лишь с "нечастного" покровительства и по "нечастному" заказу)))))
 
[^]
gluk35
20.02.2024 - 09:51
20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.03.17
Сообщений: 6315
В стране только обещают. Вон МС21 начали проектировать раньше китайского. так китайский уже летает, а МС21 ещё нет.
 
[^]
simbadhuepl
20.02.2024 - 09:52
57
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.09.23
Сообщений: 566
Ого ! Деревянный макет запустят?
1943г - Деревянный У-2 бомбит немцев ночью.
2035г- Наконец то взлетел деревянный макет Ту324.
2055г- Роскосмос освоил производство наконечников для копий.
bravo.gif

сарказм если чё! достала эта предвыборные прорывы.

Это сообщение отредактировал simbadhuepl - 20.02.2024 - 09:53
 
[^]
Detodel
20.02.2024 - 09:54
1
Статус: Offline


Циник

Регистрация: 2.07.15
Сообщений: 1193
а вдруг полетит - мало-ли blink.gif
 
[^]
ibaraki
20.02.2024 - 09:54
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.03.18
Сообщений: 151
Цитата
Работать пора – на второй год спецоперации гражданский флот России пополнился считанными единицами бортов. А какие были планы?


Сказано же было недавно - через восем лет мильен самолетов построят.
 
[^]
Detodel
20.02.2024 - 10:14
0
Статус: Offline


Циник

Регистрация: 2.07.15
Сообщений: 1193
Цитата (ibaraki @ 20.02.2024 - 09:54)
Цитата
Работать пора – на второй год спецоперации гражданский флот России пополнился считанными единицами бортов. А какие были планы?


Сказано же было недавно - через восем лет мильен самолетов построят.

вот кода построят - тода и полетаем ... а пока молимся ... pray.gif
 
[^]
Tsementator
20.02.2024 - 10:38
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 27.03.12
Сообщений: 629
Цитата (gluk35 @ 20.02.2024 - 10:51)
В стране только обещают. Вон МС21 начали проектировать раньше китайского. так китайский уже летает, а МС21 ещё нет.

Ага. На чужих движках... Вот потому уже и летает.
 
[^]
kinkomatik
20.02.2024 - 10:42
6
Статус: Offline


Злой смайлик

Регистрация: 30.09.13
Сообщений: 5220
странный тайминг
вот прямо сейчас больше всего нужны бизнес-джеты?
 
[^]
Crocodile108
20.02.2024 - 10:43
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 14.07.23
Сообщений: 1542
Цитата (puls200 @ 20.02.2024 - 09:46)
Цитата (Yapnadne @ 20.02.2024 - 09:40)
Хорошая мысль построить 1000, ой нет 600 деревянных самолётов, можно уложиться в сроки

Скорее всего будет как в фильме "большая гонка. Ауди против лянчи". Тупо перегонять будут самолёты по аэродромам)))))

А может купят:

Россия выкупила более 160 самолетов у иностранных лизингодателей
https://www.rbc.ru/business/20/02/2024/65c3...a7947e305182879
 
[^]
Neodive
20.02.2024 - 10:46
17
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 8.02.11
Сообщений: 451
Цитата (Detodel @ 20.02.2024 - 09:54)
а вдруг полетит - мало-ли blink.gif

Не взлетит. У нас в стране может пяток госструктуры и купят, за рубежом он и нах никому не нужен, есть куча бразильянских, канадских и других бизнес джетов, а это чудище без сервиса за сопоставимые деньги даже не купят, дураков нет. Очередной распил.
 
[^]
Vasisulay
20.02.2024 - 10:48
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 20.08.23
Сообщений: 71
Цитата (Astrosv80 @ 20.02.2024 - 09:42)
Частники должны заниматься этим

а если их нет?

все в ваших руках, организуйте фирму, наберите людей, спроектируйте, постройте, думаю при удачном раскладе лет через 7 после старта у вас полетит самолет, а все это время вам необходимо на что-то существовать...

Это сообщение отредактировал Vasisulay - 20.02.2024 - 10:50
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 30974
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх