Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
31.10.2016 - 21:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
275
Строительство № 506-507 ГУЛАГ - незавершённое строительство тоннельного перехода через Татарский пролив, одна из строек ГУЛАГа МВД СССР.

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.

Примерная схема трассы туннеля Сахалин-материк (источник - статья из журнала "Техника - молодёжи" №7`1996)
25 фото via

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929 – 1930 годах.

5 мая 1950 года Совет министров СССР принял секретное постановление о сооружении железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Победино на Сахалине с тоннелем под Татарским проливом, а также паромной переправы – как вспомогательного варианта. Спустя неделю приказом министра внутренних дел в системе ГУЛЖДС было создано два номерных подразделения: “Строительство № 506” с центром в Александровске-Сахалинском и “Строительство № 507” с центром в Де-Кастри.

Вместе с учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля “Строительством № 6 МПС СССР” они образовали систему, объединившую огромные материальные ресурсы, рабочую силу и технику. По плану общая протяженность железнодорожной линии составляла более 1000 км, тоннеля – около 10 км. Предполагалось завершить сооружение железной дороги и тоннельного перехода в 1955 году, а двумя годами раньше открыть сквозное временное движение с использованием паромной переправы.

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Тоннель предполагалось использовать в военных целях – для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД).

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены 6 сентября 1950 года. В целях ускорения строительства трассу предполагалось сооружать по упрощённой (фактически – временной) схеме, например, на первых этапах строительства допускалось использование непропитанных шпал.

Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома.

Всего на островной части магистрали планировалось сооружение девяти железнодорожных станций.

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Протяжённость тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км, его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихино с ответвлением к временной паромной переправе. У озера Кизи планировалось строительство тяговой электростанции.

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля – на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год.

Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели, в основном, заключённые ГУЛАГа. К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек.

Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры и недостатка техники, из-за аврального характера работы бытовые условия в лагерях для заключённых были неудовлетворительными даже по нормам ГУЛАГа.

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
На материке было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины).

В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов.

На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
На Сахалине работы велись в худших условиях, и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.


Начало дамбы (ныне размытой) с мыса Средний на искусственный остров

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
В настоящее время дамбы, которые шли к искусственным островам, размыты, инфраструктура и постройки практически не сохранились. Остался лишь вертикальный ствол технической шахты — наполовину затопленный и захламлённый.


Искусственный островок и Сахалин на дальнем плане

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
10

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Изредка встречаются рельсы, в том числе и с маркировкой - «КМЗ им.Сталина 118кг IV 1950 г.»

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Портал горизонтального ствола найти не удалось. Один из местных жителей сказал, что его скорее всего обрушили газовики. Сложно сказать, насколько этот факт верен, т.к. место газораспределительной станции довольно близко к технической шахте

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Глубина порядка 55 метров, диаметр около 9 метров, ствол забетонирован и облицован чугунными тюбингами, крепящимися друг к другу двенадцатью болтами.

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
14

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
15

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
16

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Вес каждого тюбинга 300 кг, на всех маркировка "ЭН 5" и номера

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
18

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
19

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:21
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
В средней части спуска нагромождение гнутых швеллеров — обрушенные конструкции

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:21
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
21

Это сообщение отредактировал SESHOK - 31.10.2016 - 21:22

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:22
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
В свободном доступе лишь верхние 20 с небольшим метров. Далее идёт пласт захламления грунтом и деревянно-металлическим мусором, покоящийся на ледяной подушке. Сохранились вертикально идущие трубы водоотлива, а так же, фрагментарно, изоляторы электроснабжения

Это сообщение отредактировал SESHOK - 31.10.2016 - 21:22

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
23

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
24

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
SESHOK
31.10.2016 - 21:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Завершающая

Сахалинский тоннель. Секретное строительство № 506 ГУЛАГ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 43640
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх