Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SLVfox
30.09.2016 - 15:34
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
386
Решил поделиться с уважаемым сообществом своим увлечением.

Я достаточно давно занимаюсь моделизмом. Перепробовал многое, и остановился для себя на деревянных моделях кораблей, в основном – парусных. Делаю для себя, это мое хобби, на час-два в день, при наличии свободного времени. Себя отношу к так называемым «китобоям», то есть собираю наборы (от английского «kit») , поскольку к художественному выпиливанию лобзиком и бегом с препятствиями по городу в поисках деревяшки определенного сорта дерева душа не лежит – предпочитаю, чтобы выпилил специально обученный станок, а нужная по размеру, цвету и прочему деревяшка нашлась в коробке в виде заготовки. В качестве основы для модели не брезгую и журналами, которые сейчас выходят. Вполне годно для начального уровня, а если от модели хочется «музейного качества», то имея голову, инструменты и Интернет под рукой, можно допилить до необходимого качества.

71 фото

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:35
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Применяемые мной решения, материалы, инструменты – мой собственный выбор, не претендующий на абсолютную правильность в среде моделистов. Я делаю так, методом проб и ошибок и чтения профильных форумов.
На сборку одной модели уходит полтора-два года времени. Непосредственно парусниками занимаюсь около 6 лет. Данная модель – третья в моей коллекции. «Меркурия» хотел очень давно. Чертежи в сети накопал еще в 2002-2003 годах, когда осваивал 3D-моделирование в 3DSMax. С тех пор не оставляла мысль построить модель этого корабля. И вот несколько лет назад узнал, что итальянская «Amati» (теперь ставшая «Victory Models»), практически законодатель мод в производстве наборов сборных деревянных моделей парусников, выпустила набор этого замечательного корабля. В процессе сборки я считал количество деталей. Готовая модель содержит 7 765 деталей.

Сразу скажу про стоимость. Данное увлечение не из дешевых. Стоимость такого и им подобных парусников, вмести с материалами и дополнительными деталями, сегодня выходит тысяч под 70 рублей. Из них стоимость набора составляет примерно половину. Немного дешевле наборы китайских товарищей, европейские подороже. Есть российские наборы, стоимостью от 5 000 и выше, в среднем 10-12 тысяч, но там я не видел, за редким исключением, ничего серьезного или интересного. Дорого. Но, если раскидать эти средства примерно на 20 месяцев, которые длиться сборка, получается примерно по 3 500 рублей в месяц. Не сильно критично для мужского хобби.
Теперь немного о самом «Меркурии». В истории русского флота, да, наверно, и всего мирового, бриг «Меркурий» - один из самых героических кораблей. Этот 20-пушечный двухмачтовый бриг был спущен на воду 7 мая 1820 года в Севастополе, и был зачислен в ряды Черноморского флота. Строил его достаточно известный корабельный мастер И. Я. Осминин, однако в конструкции корабля нет ничего примечательного – типичный бриг начала XIX века, предназначенный для несения дозорно-разведывательной службы. Корабль был вооружен восемнадцатью 24-фунтовыми карронадами и двумя 3-фунтовыми пушками, которые использовались в качестве погонных или ретирадных. Длина корабля была чуть менее 30 метров, ширина по миделю около 10. Единственной конструкционной особенностью брига было то, что он мог ходить на веслах, для чего в его бортах, между пушечными портами, были прорезаны весельные порты.
До 1828 года бриг занимался, в основном, отловом контрабандистов. Звездный час корабля, находящегося под командованием молодого капитан-лейтинанта А. И. Казарского и его героической команды, наступил 14 мая 1829 года. На траверзе Пендераклии бриг был застигнут кораблями турецкой эскадры, и через некоторое время нагнан самыми быстроходными турецкими кораблями - 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем».
Позже Казарский писал: «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру».
Флаг на «Меркурии» прибили к гафелю, на шпиль перед входом в пороховой склад Казарский положил пистолет, и в половине третьего дня «Меркурий» вступил в бой с вдесятеро превосходящими силами турок. По большому счету, шансов у Казарского не было никаких, но только смелым покоряются моря. Через два с половиной часа «Селемие» вышел из боя для ремонта, а еще через час лег в дрейф и «Реал-бей». Повреждения «Меркурия» были очень серьезными, но, все же, он смог своим ходом через сутки присоединиться к русской эскадре. Из 115 человек экипажа погибло всего 10.
Так этот бой видел Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:36
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
«Меркурий», второй после линейного корабля «Азов», был награжден Георгиевским флагом. Казарский и его команда заслужили признание и почтение как со стороны соотечественников, так и со стороны врагов. Указ императора предписывал:
«Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его «Меркурий» приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству»
А вот, что писал штурман с «Реал-бея»:
«Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».
После этих событий бриг был на ремонте до 1836 года. Позже участвовал во всех черноморских компаниях вплоть Крымской войны и обороны Севастополя 1855 года, где использовался в качестве понтона. После войны был отбуксирован в Николаев и там исключен из списков флота в 9 ноября 1857 года.
В 1839 году, к 10-летнему юбилею подвига, в Севастополе был открыт памятник Казарскому и подвигу брига «Меркурий». Первый памятник, воздвигнутый в Севастополе.


Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:37
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Естественно, что модель такого героического корабля очень хотелось принять в ряды своего флота. Поэтому, открыв коробку, приступил к постройке брига на своей судоверфи. Сам процесс сборки описываю не очень подробно, ключевыми этапами. У меня есть более подробный рассказ что и как делалось, какие материалы и инструменты применялись, но, думаю, большинству это будет неинтересно.
Сборка любого корабля начинается со скелета. Ну, на самом деле с чертежей, конечно, но этап чертежей мы пока пропустим. Чертежи у нас есть. Берем киль и навешиваем на него шпангоуты, к которым потом будет крепиться все остальное.

Это сообщение отредактировал SLVfox - 30.09.2016 - 15:37

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:38
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Все детали выполнены из 5-мм МДФ. Качество лазерной резки хорошее. Детали плохо поддаются обработке, очень твердые, но хрупкие. Клеятся прекрасно на ПВА, клей быстро впитывается и присыхает намертво. Стыки подошли идеально, все углы выставились. Ни одной детали каркаса видно не будет, детали никак не обрабатывались. К каркасу приклеен форштевень. Он из 5-мм твердого темного орехового дерева.
Далее устанавливаем нижнюю палубу. Она придаст жесткости нашему каркасу. Сделана она из 3-мм фанеры, в которой имитирован палубный настил. Делаю имитацию настила в две доски по 50 мм. Имитация гвоздей - медная проволока 0.5 мм (от UTP-кабеля). Вообще палубный настил крепился деревянными нагелями, но для наших целей пойдет кабель. Сверлю отверстия 0.5 и в них вставляю проволоку. С обратной стороны фиксирую жидким суперклеем. После пропитываю фанеру маслом грецкого ореха, крою яхтным матовым лаком «сосна» и вклеиваю на место.


Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:39
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
После того, как все высохло, на место приклеиваются бимсы – поперечные брусья, которые будут держать главную палубу и придадут ей необходимый изгиб, и начинается возня с черновым фальшбортом. Сначала стачиваются до небходимой формы шпангоуты, затем вымачивается для придания пластичности 2-мм фанера, из которой заготовлены шаблоны фальшбортов, и при помощи клея и гвоздей устанавливается на место.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:41
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
C началом подготовки под черновую обшивку начались трудности с МДФ. Плохо обрабатывается наждачкой, получше напильником. При ошкуривании сломался и отвалился набор кормы (задняя часть корабля). Приклеил обратно. Ранее сломался один из усов шестого шпангоута, еще при сборке каркаса. Мне казалось, что держится надежно, но это оказалось не так. С фанерой было проще, она не настолько хрупкая. Гвозди прошивают верх шпангоутов и он расслаивается и не держит обшивку. Гвозди входят очень тяжело. Вдавливал гвоздарем, потом добивал молотком. В результате обшивка не держит форму. На фото видно, сзади распорку поставил, чтобы набор кормы держал форму и все туго обмотал скотчем и изолентой и оставил сохнуть. Посмотрим, что в итоге выйдет, но, похоже, шпаклевать тут придется много, чтобы вывести борт. Хорошо этот фанерный шаблон будет закрыт с обеих сторон планками чистовой обшивки.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:41
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Укрепил транец распорками из МДФ. На фото видно, какими волнами идет шаблон фальшборта. Фальшборт сох неделю.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:42
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
После того, как все высохло окончательно, приступаем к черновой обшивке бортов. В моделях обшивка бывает двух основных типов – двойной набор и одинарный. Двойной набор используется, когда мы планируем обрабатывать борта лаком, либо когда нам нужна большая толщина борта. Под покраску, обычно, используется одинарный набор. Почему – станет ясно ниже. В данном случае двойной набор используется, в основном, из-за фальшборта. Сформировать высокий и относительно тонкий фальшборт одинарной обшивкой достаточно сложно, а двойная позволяет использовать фанерный шаблон. Черновая обшивка выполняется из липовых реек 1,5х6 мм. В данном случае липа очень удобный материал – мягкий, пластичный и эластичный.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:42
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Вот так выглядит обшитый вчерную корабль. Пока не очень презентабельно, но мы не сдаемся.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:43
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Мы берем напильник, наждачку, шпаклевку по дереву и приступаем к тому, что называется «доработать напильником». И дорабатываем до вот такого результата.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:43
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Этот результат стоил нам часов пяти активной работы абразивными инструментами и шпателем, не считая времени на высыхание шпаклевки. Кстати, методом проб и ошибок, ну если кому интересно, в качестве шпаклевки выбрал новосибирскую «Радугу». Быстро сохнет, не засыхает в упаковке, хорошая адгезия и т.д. и т.п. Не реклама, конечно. Небольшие косяки, вроде проломанных перемычек пушечных портов, на скорость и дальнейшую сборку не влияют. Да, кстати, все гвоздики, которыми были прибиты планки и шаблоны – многоразовые. В том смысле, что после того, как все приклеится, их нужно выдрать и можно потом использовать еще раз.
Следующим шагом обшиваю начисто транец и приклеиваю кормовой подзор.


Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:44
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
И приступаем к чистовой обшивке нашего героя. Симметричная обшивка рейками ореха 1х4 мм. Рейка толстая, мне привычнее работать с шпоном сапелли 0,5х6 мм. Он, с моей точки зрения, удобнее и больше подходит для чистовой обшивки. Из-за толщины реек клеил на суперклей, как и написано в инструкции. В итоге все рейки и сам весь перемазался в клее. Хорошо, что он легко отшкуривается. Можно было клеить ПВА, но тогда пришлось бы фиксировать рейки гвоздями, а потом шпаклевать, чего делать не хотелось, не смотря на то, что весь корпус под покраску. Тренировался делать начисто под лак. Рейки достаточно гибкие и хорошо режутся ножом и шкурятся, в отличие от той же сапелли. Ничего не размачивал.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:45
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Ну а дальше делаем из этого «конфетку», то есть дорабатываем напильником. Прорезаем пушечные и весельные порты, и, не вытряхивая пыль, забившуюся между рейками, грунтуем матовым яхтным лаком. Слой средней толщины. Основная задача лака - заполнение щелей, которые после ошкуривания забиты мелкой деревянной крошкой. Лак ее склеит и удержит в щелях, тем самым устранив их. Вторая задача - порозаполнение, грунтовка под покраску (в нашем случае) или под основные слои лака. Также выравнивается цвет поверхности. После высыхания верхний слой лака сошкуривается. Оставляем хорошенько просохнуть.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:45
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
После просушки устанавливаем киль и ахтершевень.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:49
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
И ловим серьезный косяк. Толщина обшивок сзади на два-три мм шире штевня с каждой стороны. Пришлось стачивать заподлицо, вместе с черновой обшивкой, и шпаклевать. Если бы корпус был не под покраску, то был бы запорот и нижнюю часть пришлось бы серьезно переделывать - снимать оба слоя обшивки примерно до середины корпуса и укладывать заново. Такая подлянка встречается впервые - на собранных ранее моделях как-то получалось все заподлицо. Отсюда правило - прежде чем класть чистовой слой - приложи киль и ахтерштевень и посмотри, сколько стачивать и стачивай не жалея, вплоть (и вместе) с фальшкилем.

Киль и штевни на "Меркурии" трапециевидной формы в разрезе, сужаются книзу и к краям с 5 до 3 мм. Форштевень немного "пострадал" во время работы по ошкуриванию корпуса - неплотное прилегание киля в месте стыка и "пошкрябаны" края. Прилегание киля поправил при помощи шпаклевки, остальное под краской будет не видно. Именно поэтому на предыдущих моделях штевни устанавливались после всех манипуляций с обшивками. В этом наборе штевень держит шаблоны фальшборта, поэтому устанавливается до обшивки. Так быть не должно. Во-первых, неудобно шкурить носовую часть, во-вторых, физически невозможно его не повредить, в-третьих, и обшивать-то неудобно - изогнутые планки не закрепить толком, приходится держать, пока схватится клей.


Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:50
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Шпаклевку под орех для киля делал самостоятельно из крошки, оставшейся от зашкуривания, разведенной с ПВА до консистенции густой сметаны. Это нужно чтобы шпаклевка была четко в цвет обшивки и для заполнения больших трещин. Так и есть. Если бы сборка была под лак, то такая шпаклевка значительно выгоднее заводской с точки зрения подбора цвета. Поскольку корпус красить - все сколы и царапины на корпусе прошпаклюю перед покраской.
На заднем плане уже видна сохнущая прогвоздеванная главная палуба. Готовимся к ее установке. Наиболее внимательные заметили на предыдущих фото сохнущие бочки. Это анкеры для запасов воды, хранящиеся под погрузочными люками на нижней палубе. Устанавливаются на стапелях. Стапелей кстати не было в наборе, анкерки предлагалось клеить прямо на палубу. Сделал из обрезков каких-то реек. Также, как видно, удалил верхние части шпангоутов, поддерживающие фальшборт.


Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:51
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Вклеил главную палубу

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:51
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Следующий этап – обшивка фальшборта изнутри теми же рейками, что и снаружи, окончательное формирование орудийных и весельных портов. Обшивка – все просто. Порты изнутри отделываются вклеиваемыми тонкими планками, формирующие четкую геометрию, убирающие все косяки поднаготной. Все неровности шпаклюются и шкурятся с обеих сторон каждого борта

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:55
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Готовлю корпус к покраске. Прошпаклевал со всех сторон трещины, сколы, щели. По идее на чистовой обшивке этого не должно быть, но покраска спасет - видно ничего не будет. Было бы под лак, пришлось бы все вышкуривать, либо переделывать.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:55
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Высушиваем получившееся и начинаем потихоньку красить то, что должно быть покрашено в первую очередь. Сейчас это внутренняя сторона фальшборта. Я пользуюсь для деревянных моделей краской от Revell. Вообще она конечно для пластика и для дерева не предназначена. И большинство моделистов, работающих с деревом, ее не используют. А я – использую, и очень рад, что она такая есть. Краски выбирал методом проб и ошибок. Можно использовать обычные строительные эмали, можно акриловые художественные краски (кстати, по моей шкале, за ними твердое второе место), бывало, и масляными красками не брезговал. Но остановился на Revell. Во-первых – очень большая палитра. Во-вторых – краска ложиться (растекается) очень тонким слоем, так, что через краску, особенно светлую, видна структура дерева, при этом деталь окрашена. В-третьих – расход. Баночки в 14 мл хватает на очень большую, по сравнению с другими красками, площадь. Другими красками практически не пользуюсь. Один минус у Revell все же есть (если не считать стоимость в 120-150 р за баночку) – не очень хорошо она липнет к металлу. Металлические детали стараюсь красить краской из баллончика.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:56
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Перед покраской устанавливаем гакаборт (кормовая оконечность корабля), наклеиваем предварительно окрашенный планширь (перила по обеим сторонам бортов, закрывающие набор сверху), а так же приклеиваем бархоуты (брусья идущие по наружной стороне вдоль бортов, выше ватерлинии, и предохраняющие борт от повреждений при швартовке). Все, корпус готов к покраске.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 15:57
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Крашу также ревелловскими красками. На весь корпус в 2 слоя ушло половина баночки черной краски. Охры в 4 слоя ушло меньше четверти баночки. Баночка – 14 мл.

Это сообщение отредактировал SLVfox - 30.09.2016 - 15:58

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 16:00
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Следующим шагом надо сформировать кормовые галереи. Занятие весьма сложное, поскольку, в основном, состоит из подгонки множества деталей под установочные места. Сначала формируется шаблон по чертежу, в натуральную величину. Основная задача шаблона – выдержать все углы. Затем подготавливаются все детали – рамы, пластик для имитации стекол, стены, пол. Все это окрашивается в необходимые цвета и по шаблону собирается воедино. После покраски еще фанерная наружная стена отмачивается, поскольку ей необходимо придать выгнутую форму. Кстати, еще один плюс краски – после высыхания ей пофиг на воду, а детали почему-то водой при этом прекрасно пропитываются. После многочисленных примерок и доработок напильником приклеиваю основу галерей на свои места.

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
SLVfox
30.09.2016 - 16:00
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.03.15
Сообщений: 358
Дальше из деревянных треугольных заготовок формируется верхняя и нижняя части галерей. Делается это так – вырезается из бумаги шаблон по форме заготовки, прикладывается, отрезается по месту, переносится на заготовку, заготовка стачивается до нужной формы – размера, прикладывается по месту. Далее по месту шаблоном размечается ее верхняя часть, опять стачивается. И так с каждой стороны по 3-4 заготовки, пока не получиться вот такая форма галерей (на фото они уже крашеные).

Судомоделизма пост. Бриг "Меркурий"
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 50713
0 Пользователей:
Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх