Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
LeSabre
24.07.2015 - 12:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
209
Первая часть - "Восток" и "Mercury"
Второая часть - "Gemini" и "Восход"

27 фотографий via


15 июля исполнилось 40 лет миссии «Союз-Аполлон», историческому полету, который часто считают окончанием космической гонки. Впервые два корабля, построенные на противоположных полушариях, встретились и состыковались в космосе. «Союз» и «Аполлон» были уже третьим поколением космических аппаратов. К этому моменту конструкторские коллективы уже «набили шишки» на первых экспериментах, и новые корабли должны были находиться в космосе долго и выполнять новые сложные задачи. Думаю, будет интересно посмотреть, к каким техническим решениям пришли коллективы конструкторов.

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:32
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Введение

Любопытно, но в изначальных планах и «Союзы» и «Аполлоны» должны были стать аппаратами второго поколения. Но в США достаточно быстро осознали, что между последним полетом «Меркурия» и первым полетом «Аполлона» пройдет несколько лет, и для того, чтобы это время не пропало зря, была запущена программа «Джемини». А СССР ответил на «Джемини» своими «Восходами».

Также, для обоих аппаратов главной целью была Луна. США не жалели денег на лунную гонку, потому что до 1966 года СССР имел приоритет во всех значимых космических достижениях. Первый спутник, первые лунные станции, первый человек на орбите и первый человек в открытом космосе — все эти достижения были советскими. Американцы изо всех сил стремились «догнать и перегнать» Советский Союз. А в СССР задача пилотируемой лунной программы на фоне космических побед затмевалась другими насущными задачами, например, надо было догонять США по количеству баллистических ракет. Пилотируемые лунные программы — это отдельный большой разговор, а здесь мы поговорим про аппараты в орбитальной конфигурации, такой, в какой они встретились на орбите 17 июля 1975 года. Также, поскольку корабль «Союз» летает много лет и претерпел множество модификаций, говоря о «Союзе», мы будем иметь в виду версии близкие по времени к полету «Союз-Аполлона».

Средства выведения

Ракета-носитель, про которую обычно редко вспоминают, выводит космический корабль на орбиту и определяет многие его параметры, главными из которых будут максимальный вес и максимальный возможный диаметр.

В СССР для вывода нового корабля на околоземную орбиту решили использовать новую модификацию ракеты семейства «Р-7». На РН «Восход» заменили двигатель третьей ступени на более мощный, что увеличило грузоподъемность с 6 до 7 тонн. Корабль не мог иметь диаметр больше 3 метров, потому что в 60-х годах аналоговые системы управления не могли стабилизировать надкалиберные обтекатели.

02. Слева схема РН «Союз», справа — старт корабля «Союз-19» миссии «Союз-Аполлон»

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
В США для орбитальных полетов использовалась специально разработанная для «Аполлонов» РН «Saturn-I» В модификации -I она могла вывести на орбиту 18 тонн, а в модификации -IB — 21 тонну. Диаметр «Сатурна» превышал 6 метров, поэтому ограничения на размер космического корабля были минимальными.

По размерам и весу «Союз» легче, тоньше и меньше «Аполлона». «Союз» весил 6,5-6,8 т. и имел максимальный диаметр 2,72 м. «Аполлон» имел максимальную массу 28 т (в лунном варианте, для околоземных миссий топливные баки были не полностью залиты) и максимальный диаметр 3,9 м.

03. Слева Saturn-IB в разрезе, справа — старт корабля «Apollo» миссии «Союз-Аполлон»

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Внешний вид



«Союз» и «Аполлон» реализовывали ставшую уже стандартной схему деления корабля на отсеки. Оба корабля имели приборно-агрегатный отсек (в США он называется сервисным модулем), спускаемый аппарат (командный модуль). Спускаемый аппарат «Союза» получился очень тесным, поэтому на корабль был добавлен бытовой отсек, который также мог использоваться как шлюзовая камера для выхода в открытый космос. В миссии «Союз-Аполлон» американский корабль также имел третий модуль, специальную шлюзовую камеру для перехода между кораблями.

04.

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
«Союз» по советской традиции запускался целиком под обтекателем. Это позволяло не заботиться об аэродинамике корабля на выведении и располагать на наружной поверхности хрупкие антенны, датчики, солнечные батареи и прочие элементы. Также, бытовой отсек и спускаемый аппарат покрыты слоем космической теплоизоляции. «Аполлоны» продолжали американскую традицию — аппарат на выведении был закрыт лишь частично, носовую часть прикрывала баллистическая крышка, выполненная конструктивно вместе с системой спасения, а с хвостовой части корабль был закрыт переходником-обтекателем.

05. «Союз-19» в полете, съемка с борта «Аполлона». Темно-зеленое покрытие — теплоизоляция

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
06. «Аполлон», съемка с борта «Союза». На маршевом двигателе, похоже, местами вспучилась краска


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
07. «Союз» более поздней модификации в разрезе


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
08. «Аполлон» в разрезе


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Форма спускаемого аппарата и теплозащита

09. Спуск корабля «Союз» в атмосфере, вид с земли

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Спускаемые аппараты «Союза» и «Аполлона» похожи друг на друга больше, чем это было в предыдущих поколениях космических кораблей. В СССР конструкторы отказались от сферического спускаемого аппарата — при возвращении с Луны он потребовал бы очень узкого коридора входа (максимальная и минимальная высота, между которыми нужно попасть для успешной посадки), создал бы перегрузку свыше 12 g, а район посадки измерялся бы десятками, если не сотнями, километров. Конический спускаемый аппарат создавал подъемную силу при торможении в атмосфере и, поворачиваясь, менял ее направление, управляя полетом. При возвращении с земной орбиты перегрузка снижалась с 9 до 3-5 g, а при возвращении с Луны — с 12 до 7-8 g. Управляемый спуск серьезно расширял коридор входа, повышая надежность посадки, и очень серьезно уменьшал размеры района посадки, облегчая поиск и эвакуацию космонавтов.

10. Расчет несимметричного обтекания конуса при торможении в атмосфере

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
11. Спускаемые аппараты «Союза» и «Аполлона»

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Диаметр 4 м, выбранный для «Аполлона», позволил сделать конус с углом полураствора 33°. Такой спускаемый аппарат имеет аэродинамическое качество порядка 0,45, а его боковые стенки практически не нагреваются при торможении. Но его недостатком были две точки устойчивого равновесия — «Аполлон» должен был входить в атмосферу ориентированным дном по направлению полета, потому что в случае входа в атмосферу боком, он мог перевернуться в положение «носом вперед» и погубить астронавтов. Диаметр 2,7 м для «Союза» делал такой конус нерациональным — слишком много места пропадало впустую. Поэтому был создан спускаемый аппарат типа «фара» с углом полураствора всего 7°. Он эффективно использует пространство, имеет только одну точку устойчивого равновесия, но его аэродинамическое качество ниже, порядка 0,3, а для боковых стенок требуется теплозащита.

В качестве теплозащитного покрытия использовались уже освоенные материалы. В СССР применяли фенол-формальдегидные смолы на тканевой основе, а в США — эпоксидную смолу на матрице из стеклопластика. Механизм работы был одинаковый — теплозащита обгорала и разрушалась, создавая дополнительный слой между кораблем и атмосферой, а сгоревшие частицы принимали на себя и уносили тепловую энергию.

12. Материал теплозащиты «Аполлона» до и после полета


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Двигательная система

И «Аполлоны» и «Союзы» имели маршевые двигатели для коррекции орбиты и двигатели ориентации для изменения положения корабля в пространстве и выполнения точных маневров по стыковке. На «Союзе» система орбитального маневрирования была установлена впервые для советских космических кораблей. По каким-то причинам конструкторы выбрали не очень удачную компоновку, когда маршевый двигатель работал от одного топлива (НДМГ+АТ), а двигатели причаливания и ориентации — от другого (перекись водорода). В сочетании с тем, что на «Союзе» баки вмещали 500 кг топлива, а на «Аполлоне» 18 тонн, это привело к разнице запаса характеристической скорости на порядок — «Аполлон» мог изменить свою скорость на 2800 м/с, а «Союз» только на 215 м/с. Больший запас характеристической скорости даже недозаправленного «Аполлона» делал его очевидным кандидатом на активную роль при сближении и стыковке.

13. Корма «Союза-19», хорошо видны сопла двигателей

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
14. Двигатели ориентации «Аполлона» крупным планом


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Система посадки

Системы посадки развивали наработки и традиции соответствующих стран. США продолжали сажать корабли на воду. После экспериментов с системами посадки «Меркуриев» и «Джемини» был выбран простой и надежный вариант — на корабле стояли два тормозных и три основных парашюта. Основные парашюты были резервированы, и безопасная посадка обеспечивалась при отказе одного из них. Такой отказ произошел при посадке «Аполлона-15», и ничего страшного не случилось. Резервирование парашютов позволило отказаться от индивидуальных парашютов астронавтов «Меркурия» и катапультных кресел «Джемини».

15. Схема посадки «Аполлона»


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
В СССР традиционно сажали корабль на сушу. Идеологически система посадки развивает парашютно-реактивную посадку «Восходов». После сброса крышки парашютного контейнера срабатывают последовательно вытяжной, тормозной и основной парашюты (на случай отказа системы установлен запасной). Корабль спускается на одном парашюте, на высоте 5,8 км сбрасывается теплозащитный экран, а на высоте ~1 м срабатывают реактивные двигатели мягкой посадки (ДМП). Система получилась интересная — работа ДМП создает эффектные кадры, но комфортность посадки изменяется в очень широком диапазоне. Если космонавтам везет, то удар о землю практически неощутим. Если нет, то корабль может чувствительно удариться о землю, а если совсем не повезет, то еще и опрокинется на бок.

16. Схема посадки


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
17. Совершенно нормальная работа ДМП

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
18. Дно спускаемого аппарата. Три круга сверху — ДМП, еще три — с противоположной стороны

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Система аварийного спасения

Любопытно, но, идя разными путями, СССР и США пришли к одинаковой системе спасения. В случае аварии специальный твердотопливный двигатель, стоявший на самом верху ракеты-носителя, отрывал спускаемый аппарат с космонавтами и уносил его в сторону. Посадка производилась штатными средствами спускаемого аппарата. Такая система спасения оказалась самой хорошей из всех использованных вариантов — она простая, надежная и обеспечивает спасение космонавтов на всех этапах выведения. В реальной аварии она применялась один раз и спасла жизни Владимира Титова и Геннадия Стрекалова, унеся спускаемый аппарат от горящей в стартовом сооружении ракеты.

19. Слева направо САС «Аполлона», САС «Союза», различные версии САС «Союза»


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Система терморегуляции

В обоих кораблях использовалась система терморегуляции с теплоносителем и радиаторами. Покрашенные в белый цвет для лучшего излучения тепла радиаторы стояли на сервисных модулях и даже выглядели одинаково.

20.

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Средства обеспечения ВКД

И «Аполлоны» и «Союзы» проектировали с учетом возможной необходимости внекорабельной деятельности (выхода в открытый космос). Конструкторские решения также были традиционными для стран — США разгерметизировали весь командный модуль и выходили наружу через стандартный люк, а СССР использовал бытовой отсек в качестве шлюзовой камеры.

21. ВКД «Аполлона-9»

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Система стыковки

И «Союз» и «Аполлон» использовали стыковочное устройство типа «штырь-конус». Поскольку при стыковке активно маневрировал корабль, и на «Союзе» и на «Аполлоне» были установлены штыри. А для программы «Союз-Аполлон», чтобы никому не было обидно, разработали универсальный андрогинный стыковочный агрегат. Андрогинность означала, что могли состыковаться любые два корабля с такими узлами (а не только парные, один со штырем, другой с конусом).

22. Стыковочный механизм «Аполлона». Он, кстати, использовался и в программе «Союз-Аполлон», с его помощью командный модуль стыковался со шлюзовой камерой

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
23. Схема стыковочного механизма «Союза», первая версия


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
24. «Союз-19», вид спереди. Хорошо виден стыковочный узел


Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
LeSabre
24.07.2015 - 12:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Кабина и оборудование

По составу оборудования «Аполлон» заметно превосходил «Союз». Прежде всего, в состав оборудования «Аполлона» конструкторы сумели добавить полноценную гиростабилизированную платформу, которая с высокой точностью хранила данные о положении и скорости корабля. Далее, командный модуль имел мощный и гибкий для своего времени компьютер, который при необходимости можно было бы перепрограммировать прямо в полете (и такие случаи известны). Интересной особенностью «Аполлона» было также отдельное рабочее место для астронавигации. Оно использовалось только в космосе и было расположено под ногами астронавтов.

25. Панель управления, вид с левого кресла

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27661
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх