Гибель «Муссона»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Jus
27.05.2015 - 15:12
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
176
О гибели малого ракетного корабля (МРК) «Муссон» известно даже не всем профессионалам – так ее в свое время засекретило военное руководство СССР. Причина была более чем уважительная: «Муссон» сгубила ракета со своего же корабля!

Давайте вспомним как это произошло …

Сначала вкратце о самом корабле. МРК проекта 1234 (шифр «Овод», НАТОвская классификация – «Nanuchka») относится к классу ракетных кораблей и предназначен для уничтожения крупных надводных целей и наземных объектов. Основное оружие – 6 крылатых ракет комплекса П-120 «Малахит» (дальность стрельбы до 150 км), размещаемых в транспортно-пусковых контейнерах в средней части корабля (по 3 побортно). Для защиты от воздушных целей корабль оснащен спаренной 57-мм артустановкой АК-725 и пусковой установкой ЗРК «Оса-М». Полное водоизмещение корабля – 700 т, стандартное – 610 т; длина – 59,3 м, ширина – 11,8 м, осадка – 3 м. Мощность дизельной установки – 3×10 000 л.с., скорость полного хода составляет 35 узлов, а дальность плавания 18-узловым ходом –1500 миль.
Буквы и 10 фото via masterok

Гибель «Муссона»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:12
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Экипаж корабля — 60 человек.

Схема МРК проекта 1234

Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:12
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
МРК «Муссон» был заложен на стапеле Владивостокского судостроительного завода 14 июля 1975 года и уже через шесть лет был спущен на воду. 9 февраля 1982 года корабль был зачислен в боевой состав Тихоокеанского флота, а еще через пять лет – 16 апреля 1987 – года ушел на дно Японского моря, унося с собой 39 матросов из 76 находящихся на борту…

Малый ракетный корабль «Муссон»

Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:12
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Так что же случилось в тот злополучный день?

Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 — малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблей МУССОН и ВИХРЬ, а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом.

Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, “Муссон” и “Вихрь” образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.

Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по “Муссону” — ядру ордера. Обнаружив цель, “Муссон” ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые и разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над “Муссоном”, так как на корабле было уже не до нее…

Ракета-мишень РМ-15М «Термит-Р»

Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:13
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку “Муссона” — радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. “Муссон”, содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязям разнеслось: “Первый”, я “Третий” (позывной “Вихря”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”

Было 18 часов 36 минут.

Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия “Муссона”. В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от “Муссона”, надстройка которого была объята сильным пламенем.

Руководитель стрельб — командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на ПМК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к “Муссону” и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту “Муссона”.

Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела, другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и другие конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на “Муссоне” и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали “на попа” и, свалившись в воду, затонули.

Корабль был обречен…



Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:13
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Командир “Муссона” капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем “Муссоне” остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.

Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на “Муссон” пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает “добро” на сближение. Морякам “Муссона” оставалось рассчитывать только на себя.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, все-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко…

Часы показывали 19 час. 20 мин. По местному времени.

Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:13
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Спросите: почему трагедия разрослась до таких масштабов? Всего и делов — потушить пожар! В интернете можно найти такую версию: дело в том, что в то время во всех конструкциях кораблей и даже подводных лодок активно использовались алюминиево-магниевые сплавы (АМг). Нет нужды рассказывать об их высокой горючести. Многие, наверное, готовили в детстве кустарную пиротехнику из смеси алюминиевых и магниевых опилок. Так экономическая выгода производства перевесила вопросы безопасности…
Хотелось бы сразу предупредить — не стоит винить только советское руководство в пренебрежении жизнями своих моряков: примерно двумя годами ранее, во время Фолклендской войны погиб краса и гордость британского флота, эсминец УРО «Шеффилд». От одной единственной авиационной ПКР «Экзосет», выпущенной устаревшим истребителем французского производства «Супер Этандар». Во многом трагедии «Шеффида» способствовало откровенное разгильдяйство бритов, но и обилие конструктивных элементов из АМг со счетов сбрасывать не стоит. По крайней мере британское правительство урок учло и применение АМг в конструкции кораблей запретило. Советское, на сколько мне известно — нет.


Тонущий эсминец УРО «Шеффилд» после поражения ПКР «Экзосет»

Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:13
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Но вернемся к «Муссону». Некоторые говорят, что во время пожара конструкции из АМг плавились, как пластилин. Но так не бывает. АМг не плавится, он горит! Горит как электросварка, распространяя едкий дым! Кроме того, ракета рванула прямо в ГКП, погиб командир МРК капитан 3 ранга В. Рекиш, корабль был обесточен, лишился хода и связи, да и системы пожаротушения были разрушены. Другие корабли тоже не могли ничем помочь: чтобы передать с них пожарные рукава, необходимо было стать борт о борт с «Муссоном», но в любой момент мог рвануть боезапас. Пытались, правда, поливать с расстояния, но все было бесполезно: вода испарялась, так и не попав на горящий корабль…

Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:13
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрывов и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, “Муссон” затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров проверяющих-наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФи мореходки, проходивших стажировку на “Муссоне”.

Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.

В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.

Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссонцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.

Гибель «Муссона»
 
[^]
Jus
27.05.2015 - 15:14
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посеченная осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.

Другие склонны считать, что если бы “Муссон” не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее “поведение” на конечном отрезке, а в итоге — попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле — радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения…

Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить.


Мемориал погибшим морякам «Муссона»

Гибель «Муссона»
 
[^]
Afry
27.05.2015 - 15:19
32
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 11.04.11
Сообщений: 357
Может когда нибудь и о КУРСКе правда будет написана
 
[^]
Vastberaden
27.05.2015 - 15:20
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.08.13
Сообщений: 1145
Вечная память!!!
 
[^]
admiral7870
27.05.2015 - 15:23
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.06.13
Сообщений: 5149
"Неизбежные на море случайности" Официальный термин из делопроизводства морского ведомства дореволюционной России.

"Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами, боевыми постами и на верхней палубе ведут аварийные партии (группы)." РБЖ..

Добавлено в 15:25
Цитата (Afry @ 27.05.2015 - 15:19)
Может когда нибудь и о КУРСКе правда будет написана

Какая правда? Торпеда не штатно сработала ..

Это сообщение отредактировал admiral7870 - 27.05.2015 - 15:24
 
[^]
aLex66
27.05.2015 - 15:25
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.12.11
Сообщений: 7218
Светлая память.
 
[^]
Grin117
27.05.2015 - 15:28
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.03.14
Сообщений: 30
Цитата (Afry @ 27.05.2015 - 15:19)
Может когда нибудь и о КУРСКе правда будет написана

боюсь тебя разочаровать- никогда
 
[^]
старморпер
27.05.2015 - 15:55
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 17.07.14
Сообщений: 92
Так же во времена полярных конвоев PQ, проходя мимо терпящих бедствие, корабли поднимали флаги- Следую своим курсом...
 
[^]
SHADOWSTALKER
27.05.2015 - 16:38
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.06.09
Сообщений: 2694
Цитата (Grin117 @ 27.05.2015 - 15:28)
Цитата (Afry @ 27.05.2015 - 15:19)
Может когда нибудь и о КУРСКе правда будет написана

боюсь тебя разочаровать- никогда

Боюсь, что вы не поверите, но о "Курске" уже все сказали.

Проблема в том, что никто не верит в то, что заявляют специалисты, которые проводили эти самые исследования и экспертизы по выявлению причин трагедии.
 
[^]
HeresDeorum
27.05.2015 - 16:49
1
Статус: Offline


хорошо смеётся тот, у кого есть зубы

Регистрация: 16.08.12
Сообщений: 2490
Цитата (старморпер @ 27.05.2015 - 15:55)
Так же во времена полярных конвоев PQ, проходя мимо терпящих бедствие, корабли поднимали флаги- Следую своим курсом...

на то біл свой приказ, а приказу тому предшевствовал случай когда немецкая подлодка потопила три транспорта один за другим в тот момент когда два других пітались оказать помощь первому торпедированому судну.
 
[^]
ramzay1
27.05.2015 - 18:00
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 16.05.14
Сообщений: 736
Пожарные насосы, дизель-генераторы, как и щиты управления находятся в машинном отделении ниже ватерлинии. Возможно доступ туда и был перекрыт во время взрыва ракеты, но сами они пострадали врядли.
 
[^]
LeSabre
27.05.2015 - 18:12
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
Занимательно. Хоть и достаточно известная история.
Цитата
От одной единственной авиационной ПКР «Экзосет», выпущенной устаревшим истребителем французского производства «Супер Этандар».

Ну вот тут поспорить можно. Для начала 80-х Супер Этандар устаревшим уж точно не был.
Да и чуть ли не главная проблема "Шеффилда" - откровенно паршиво организованная БЗЖ во всем флоте.
У заокеанских был адский ад на "Форрестоле" - они и сделали выводы. Англичане - нет.
 
[^]
Azamar
27.05.2015 - 18:23
7
Статус: Offline


Jermontaz

Регистрация: 23.08.11
Сообщений: 1396
Цитата (admiral7870 @ 27.05.2015 - 15:23)
"Неизбежные на море случайности" Официальный термин из делопроизводства морского ведомства дореволюционной России.

"Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами, боевыми постами и на верхней палубе ведут аварийные партии (группы)." РБЖ..

Добавлено в 15:25
Цитата (Afry @ 27.05.2015 - 15:19)
Может когда нибудь и о КУРСКе правда будет написана

Какая правда? Торпеда не штатно сработала ..

Все никогда не скажут.

Гибель «Муссона»
 
[^]
aleksgorpsk
27.05.2015 - 18:24
9
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.05.13
Сообщений: 218
Да. Рассказывали нам эту страшилку. Я сам служил на таком же корабле.
На то и военные, чтобы иногда что-нибудь да произошло. А сколько всего было.....
И из пушки стреляли но своему штабу, и торпеды пускали прямо в соседний корабль прямо у стенки. А страшнее пожара на корабле ничего нет. И током может ударить, и залить не то, что надо. Сам участвовал в тушении пожара на заводе. Клево было. часа 2 приходил в себя после пожара.
 
[^]
Квазимода
27.05.2015 - 18:46
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.12
Сообщений: 4202
Цитата (Azamar @ 27.05.2015 - 18:23)
Цитата (admiral7870 @ 27.05.2015 - 15:23)
"Неизбежные на море случайности"  Официальный термин из делопроизводства морского ведомства дореволюционной России.

"Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами, боевыми постами и на верхней палубе ведут аварийные партии (группы)." РБЖ..

Добавлено в 15:25
Цитата (Afry @ 27.05.2015 - 15:19)
Может когда нибудь и о КУРСКе правда будет написана

Какая правда? Торпеда не штатно сработала ..

Все никогда не скажут.

к чему выложил это фото спещиалист? что хотел сказать то
 
[^]
Olegsha
27.05.2015 - 19:01
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 22.09.12
Сообщений: 176
Была такая же авария на Балтийском флоте в начале двухтысячных.Только ракета попала в корму.Отделались малой кровью.
 
[^]
радист73
27.05.2015 - 19:04
9
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 18.12.12
Сообщений: 403
Цитата (Квазимода @ 27.05.2015 - 18:46)
Цитата (Azamar @ 27.05.2015 - 18:23)
Цитата (admiral7870 @ 27.05.2015 - 15:23)
"Неизбежные на море случайности"  Официальный термин из делопроизводства морского ведомства дореволюционной России.

"Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами, боевыми постами и на верхней палубе ведут аварийные партии (группы)." РБЖ..

Добавлено в 15:25
Цитата (Afry @ 27.05.2015 - 15:19)
Может когда нибудь и о КУРСКе правда будет написана

Какая правда? Торпеда не штатно сработала ..

Все никогда не скажут.

к чему выложил это фото спещиалист? что хотел сказать то

Типа от торпеды дыра,дебилов реально в России на сто лет припасено.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 36061
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх